Абитуриент-2013: глазами ректора

В минувшую субботу схлынула третья волна вступительной кампании в украинские вузы в части обучения за средства государственного бюджета. О том, какой она была, — наш разговор с ректором КГПУ им. Винниченко Олегом Семенюком.

— Олег Анатольевич, каковы особенности этого всегда волнительного и ответственного процесса в нынешнем году?

— Если говорить прежде всего о первокурсниках (а не о зачислениях на уровень специалиста или магистра), то отмечу: огромное число заявлений, до одной трети (причем и в наш университет, и в вузы Украины в целом), подано электронной почтой. При этом если они были получены от льготников, то соискателям бюджетного места нужно было явиться в университет и подтвердить свой статус лично. И если данные заявления и оригиналов документов разнились, то мы были обязаны вычеркнуть таких абитуриентов из списка.

Электронные заявления упрощают жизнь абитуриентам, но усложняют — университету. То есть в нынешнем году мы имели 4,5 тысячи заявлений на 570 государственных мест. Но говорить о том, что это — 10 человек на место, нельзя. Конкурс был на все специальности, самый большой — туда, где имелось 5-7 государственных мест (правоведение, политология, издательское дело), это иногда более 400 заявлений! Большой спрос был на специальности, связанные с филологией, практическую психологию, начальное образование («младшие классы»), физвоспитание. Кстати, уже за первую волну были полностью закрыты специальности, где предусмотрен, кроме тестирования, ещё и творческий конкурс. Такая схема, кстати, является одним из главных аргументов не в пользу ВНО, с точки зрения профессиональной ориентации выпускников (не секрет, у независимого оценивания есть и противники).Скажем, абитуриент, избравший для себя определенную специальность, может реально подать документы по этому профилю одновременно только в два вуза… Вернее, физически пройти всю процедуру зачисления. К примеру — физвоспитание или олимпийский спорт: здесь абитуриент должен сдать тесты по физподготовке (как в своей сфере музыканты, художники и танцоры). Теоретически они могут успеть сделать это всего в двух вузах за одну вступительную кампанию. И, само собой, два ВНО…

— А какие перспективы на так называемых коммерсантов, чья кампания ещё продолжается?

— Последние годы мы набираем примерно 33-35% коммерческих от числа государственных мест. Ещё пару лет назад этот показатель был выше, а сейчас неуклонно уменьшается: экономическая ситуация в стране такова, что люди всё меньше могут платить за обучение. Для сравнения: в 2006 году у нас не были закрыты (по всем видам лицензий) только два места… К тому же зарплата преподавателя в 1200 гривен отнюдь не стимулирует родителей будущих педагогов платить даже не очень большую сумму за то, чтобы их ребенок получал столь скромный доход в дальнейшем. Поэтому повышенным спросом пользуются специальности, которые могут вскоре окупиться, — те же переводчики, информатики или тренеры, имеющие, например, возможность потом работать в частном клубе… Почти нет «коммерции» на физмате — там бюджетных мест более чем достаточно. Более того, государство постоянно увеличивает заказ на подготовку кадров технических, инженерных специальностей. А, скажем, школ в Кировограде, где углубленно изучают физику и математику, осталось всего две…Так откуда возьмутся абитуриенты, которые сдадут эти предметы больше чем на 140 баллов?! Физика, математика, биология, химия — на этих специальностях идет настоящая борьба за абитуриентов. Но для того, чтобы они были качественными, нужно возобновить подготовку в профильных классах. А пока выходит так: мы просим 50 бюджетных мест, нам дают 60, а мы заполняем сколько сможем… Придется, если нам дадут добро, перекидывать эту оставшуюся квоту на другие специальности. Это действительно проблема — вузы буквально стонут от нехватки тех, кто знает физику и математику…

Возвращаясь к другим, негосударственным формам финансирования обучения: есть процент — увы, незначительный, — когда ребята учатся за счет, скажем, предприятия, или коммерческой фирмы, или частного предпринимателя. В основном это по десятку человек в год . Этот скромный (3-4 процента) показатель объясняется нашей спецификой — вряд ли приватное лицо будет оплачивать подготовку для своих нужд учителя…

Что же касается трудоустройства, то в идеале те, кто получает образование за бюджетные деньги, должны работать по распределению. Уже разрабатывается система возврата державе средств в случае, если такой выпускник, допустим, не явился на место назначения, потому что, видите ли, нашел место кассира в АТБ в областном центре. А это — 30-40 тысяч гривен. И, что важно, если не предоставлены все необходимые для молодого специалиста условия, предъявить к нему претензии практически невозможно.

— Статистика по стране такова: 2,2 миллиона заявлений от примерно чуть более полумиллиона человек. То есть, получается, один абитуриент подавал документы в четыре вуза, три из которых служили ему «запасным аэродромом». В педуниверситет подали документы все, кто был рекомендован к зачислению? Или какая-то часть поступающих предпочла другие вузы?

— Число выпускников школ в нынешнем году больше, чем в предыдущем. Вдобавок, многие поступают повторно или перепоступают — после года-другого обучения на другом факультете. Кстати, наше законодательство дает возможность поступать сколько угодно, до получения законченного высшего образования. Скажем, учиться три года на одной специальности, потом забрать документы и выбрать другую. А потом третью. Да, такие «вечные студенты» (особенно это для Франции характерно) размывают бюджет, живут на стипендию, не заботясь о трудоустройстве. На мой взгляд, необходимо ограничить количество реализованных поступлений на бюджетную форму определенной квотой, например, три возможности.

Ещё случается, что абитуриенты собирают пакет ВНО несколько лет (сначала — успешно сдают украинский, на следующий год — химию и т.д.) и только на третий год приходят к нам со всеми необходимыми результатами. Кстати, многие ребята ВНО сдают хуже, чем учились в школе, — сказываются стресс, волнение, особенно если они приехали с периферии. Тогда они идут в колледжи, а потом переводятся к нам. Или ещё раз поступают потом…

— Депутаты Калетники готовят законопроект об отмене ВНО…

— Это будет неправильно. Правда, в части вузов предлагают ещё сделать коррегирующий экзамен, но, по моему убеждению, нужно тщательнее отработать систему сдачи ВНО. Мы, кстати, стали третьим вузом в Украине, который готовит специалистов по оцениванию качества знаний, составлению тестов, в том числе для ВНО.

А вообще система образования всегда привязана к строю, с каждой попыткой изменений возникают противоречия. Скажем, работодатели сегодня говорят — нам, к примеру, литературоведы не нужны. А значит, их готовить не нужно, будем готовить технологов по переработке масла. Но потом встанет вопрос: а у нас дети… читать вообще не умеют, потому что их этому учить некому…

— Ещё одно веяние — упразднить небольшие, как правило, частные, вузы: мол, по дешевке неучей продуцируют. Вы тоже так думаете?

— Общая утрата четких социальных ориентиров, которая сейчас имеется, в некоторой степени выражается и в предложениях типа — «а давайте сделаем меньше вузов», оставим десяток самых крупных. Но это не повлияет на качество обучения. Человек, который не хочет учиться, не будет учиться ни у нас, ни в киевском университете. Так что, какая разница, кто ему двойку будет ставить, — академик или нет… Впрочем — да, должны быть вузы, являющиеся авторитетами в системе высшей школы. Скажем, тот же университет имени Шевченко, для которого мы — тоже некрупный вуз, но столица в нем заинтересована: например, наш выпускник, бакалавр политолог, приезжает к ним и продолжает учебу уже в магистратуре. Ведь, понятно, с первого курса учиться в Киеве могут себе позволить далеко не все студенты с периферии… А таким образом все довольны: родители — тем, что сэкономили, когда их ребенок четыре года учился почти дома, студент — получив диплом о высшем образовании киевского университета, мы — тем, что наши преподаватели реализованы. Вдобавок, я уверен, за время учебы в Кировограде такой выпускник не попрощается с областью безвозвратно…

Система высшего образования зависит от массы факторов. Это социальный институт, один из стабилизирующих государство. А один из индексов человеческого развития заключается в числе людей с высшим образованием на 10 тысяч населения. И Украина до сих пор находится в первой десятке стран только потому, что здесь осталось много людей постсоветского пространства, получивших это образование бесплатно. А также потому, что в 90-е те, кого выбросило, например, из НИИ, пошли преподавать. Отсюда возникло и огромное число учебных заведений уровня киоска «Мир света», в котором продаются три лампочки…

Есть две системы высшего образования. Одна — европейская, которая ориентирована на то, что есть огромный университет и он постоянно разрастается (как тот же Краковский на 67 тысяч студентов, ректор которого бегает меж корпусами в джинсах и без машины и телохранителей), своего рода градообразующее предприятие, вокруг которого существует населенный пункт, здесь, внутри, есть своя полиция и т.д. Вторая — американская: 3,5 тысячи университетов, колледжей и т.д., в каждом штате, каждом городе… В обоих случаях главное — Конституция, по которой человек при желании должен иметь возможность получить высшее образование. Где он это сделает и где потом будет работать — его дело. Поэтому я убежден: право на жизнь имеют любые вузы. Если вуз получил лицензию, никто не может запретить его деятельность или упразднить вообще. У нас ежегодно вузы закрываются десятками, а ректору проще сдать корпус в аренду и получать доход, чем учить студентов. Но и число желающих просто получить корочку всё уменьшается. Кроме того, если говорить о качестве, то родители зачастую смотрят при выборе вуза не на число докторов-кандидатов и прочее, а на то, какое общежитие здесь, какая столовая… В свою очередь, сюда, на улучшение бытовых условий, мы направляем как можно больше средств, пытаясь завлечь абитуриентов и с этой стороны. Расширять спектр специальностей нам не всегда имеет смысл — число людей, ориентированных на нас, стабильно и ограничено. Поэтому открываем сопутствующие специальности — например, ввели «Дошкольное воспитание», на следующий год запланировали «Коррекционную педагогику» — то есть разные направления и специальности общего, педагогического профиля. Это поможет нашим выпускникам не конкурировать друг с другом на рынке труда.

Ещё один аргумент в пользу небольших вузов и региональных филиалов в наш период времени заключается в следующем. В Украине всё больше сокращается транспортная доступность — с тех пор, как почему-то пришли к мысли, что авто- и железнодорожный транспорт должны приносить доход, а не быть элементом инфраструктуры государства, которая обеспечивает его существование. И мне, ректору, должны звонить и спрашивать, как, мол, у вас с набором, даже не журналисты или чиновники системы образования. А директора магазинов, владельцы ресторанов, люди, сдающие внаем жильё, железнодорожники, автоперевозчики… Если вузы в городе прекращают работу (или не набирают студентов), он теряет не самую покупательно способную, но активную часть населения, которая всё же приносит доход сфере питания, развлекательным учреждениям, обеспечивает съем жилья, поездки в автобусах-поездах, продажу одежды-обуви, бижутерии, глянцевых журналов, услуг Интернета, авторам объявлений типа «напишу дипломную-курсовую» и т.д. И главное — город теряет определенную часть женщин фертильного возраста, которые могут здесь выйти замуж, родить детей и увеличить население области, вместо того, чтобы уехать в другие регионы. А у нас носятся, например, с ненормальной идеей открыть медицинский факультет и готовить для области врачей, вместо того, чтобы обеспечить условия для того, чтобы выпускники уже известных медицинских университетов приезжали работать именно в Кировоградскую область.

Важно понимать, что высшее образование — это один из достаточно серьёзных каналов притока не столько денег, сколько людей, которые последовательно эти деньги будут тратить. И ещё: университеты очень чутко реагируют на любые социальные и экономические изменения. Скажем, перестал ходить через Кировоград поезд Донецк-Львов. А ведь у нас из Западной Украины было много студентов — из-за дешевизны обучения, и из восточных регионов тоже — оттуда дети приезжали, например, из интернатов, чтобы изменить среду проживания. И вырываются, и работают в школах потом, и хорошо работают! Отменили электричку с Одесчины — сразу почувствовались изменения в региональном распределении поступающих.

Как думаете, почему у нас в части районов области до сих пор есть техникумы, учрежденные ещё при Союзе? Потому что тогда стремились удержать молодежь на территории. Небольшие вузы I-IV уровня аккредитации при правильном лицензировании выполняют важную социальную функцию, давая возможность молодежи из не очень обеспеченных семей, у которых нет возможности отправить студента в крупный вуз на значительное расстояние от дома, всё же получить базовое высшее образование, стать социально значимой личностью.

К сожалению, рамки газетной площади не позволили передать читателям весь интересный и объемный разговор. Отдельного рассказа и внимания заслуживает и замечательная идея, скажем так, общего педагогического пространства, создания некоего педагогического кластера, где студенты будут проходить этапы образования внутри единой системы — от поступления в колледж или филиал вуза до получения (через выбор в дальнейшем уже в стенах университета той или иной «ветки», направления, специализации — хоть уже и в столице) диплома магистра… Опыт таких структур уже успешно действует и в Украине, и в России. Но это, как говорится, совсем другие истории…

Подготовила Оксана Гуцалюк, «УЦ».

Абитуриент-2013: глазами ректора: 123 комментария

  1. У меня за плечами достаточно приличный стаж менеджера по персоналу. Я проводила собеседование на различные должности, от уборщицы до ген директора. Через мой кабинет проходило огромное количество народа, в том числе и выпускники вузов. слово «ужас» не в силах передать впечатления от большинства соискателей. Люди, которые не способны принимать хоть какие-то решения в своей жизни. они не знают, что им нравится делать. У них нет даже хобби. Часть мозга, которая отвечает за созидание атрофирована. Только потребление. «Чем нравится вам ваша специальность?» — недоуменное молчание. «В какой сфере деятельности вы видите применение своих способностей и знаний?» — «Му». «Вообще, что входило в ваши функции на прошлом месте работы» — «ЫЫЫ!» «чем вы можете быть полезный нашей фирме? — «я уже полгода без работы, меня интересует карьерный рост» — таких менегеров 80-90%. Они выпускники наших вузов. В статье речь идет о том, что новые абитуриенты будут привозить родительские деньги и тратить их в нашем городе, но не о той ценности, которую будут создавать эти люди в дальнейшем. Речь идет о количестве корочек о высшем образовании на душу населения, но не о мастерстве. Ни в школе, ни в вузах у нас не учат быть ценными. В большинстве своем преподаватели вузов не имеют практики по своей специальности. Психологи боятся людей, педагоги боятся детей и т.д. Предлагается некая игра с переходом на следующий уровень, смысл которой просто перейти на следующий уровень и все. печально.

  2. Ректор толковый,нет слов.Но то,что он говорит,обсуждантся в приемных комиссиях других вузов.А вот внимания к личности абитуриента,о чем пишет психолог,действительно нет.Alas….

  3. ЗНО однозначно гробит систему высшего образования! 1. Школьников не учат, а натаскивают на тесты. О каком мышлении можно говорить? 2. В прошлом году видел маму, плачущую под приемной комиссией — сынуля набрал 139 баллов при необходимых 140. И все! Финиш! 3. Считаю, что на госместа надо принимать по результатам ЗНО, А вот на коммерческие — по вступительным экзаменам. А лучше — всех, кто хочет и может заплатить. И ВУЗам финансовая поддержка, и взятки прекратятся. Какой смысл давать взятку, если ту же сумму просто можно заплатить за обучение?

  4. Какой смысл давать взятку, если ту же сумму просто можно заплатить за обучение?________———А мне и сейчас непонятно, какой смысл давать взятки, когда есть контракт? ведь взятка чаше всего выражается в не менее половины от контракта, а то и как весь контракт,за один раз, вне правового поля отдать то, что можно отдавать частями. да и иди знай : не передумает ли отпрыск учиться через год-два?

  5. Поясняю еще раз: без нужного количества баллов никто контракт с абитуриентом заключать не будет — низзя!

  6. Ну уж если абитуриент и минимума не набирает, то нах в бурсу! Бывают случаи когда хорошо подкованные сдают плохо ЗНО, но минимум не набрать? Моя вон в этом году географию на 152 УГАДАЛА! Но, правда, не воспользовалась ею.

  7. У меня был еще один вопрос с разрывным эффектом, когда я видела перед собой безработного с двумя высшими образованиями, я спрашивала: ЗАЧЕМ второе? и долго наблюдала как мой вопрос рикошетит в голове у соискателя.

  8. У ЗНО есть один, но очень существенный недостаток. Любой предмет подвергается трепанации, расчленяется самым кровожадным способом. Если мы разрежем лягушку, поковыряемся в ее внутренних органах, а потом зашьем — она умрет, и это уже будет не лягушка а ее трупик. То же самое происходит и с учебной дисциплиной — она утрачивает целостность, взаимосвязи, иерархию. в учениках зарождается ненависть, эта ненависть выплескивается на одноклассников. К учителю никакого уважения. А за что уважать? За то что дата рождения на пару десятков лет старше? Ведь такой расчлененный предмет не формирует, не учит думать находить применение в жизни, не учит видеть детали и взаимосвязи. Хамить учителю, конечно же плохо. Но я прекрасно понимаю таких детей, просто некому защитить их души от подобной трепанации. ведь дети рождены для жизни.

  9. Карьеру можно делать по-горизонтали-увеличивая число дипломов,и по вертикали-совершенствуясь в одной специальности.Но во всех случаях бывают проколы.Это нормально.

  10. Ну дык мы ж к США и Эуропам стремимся! Печально, да.

  11. » Трепанацию » можно заменить словом «аналитика».Необходимая логическая процедура.Вы говорите об отсуствии синтеза? Закономерный шаг.Но и в прошлых экзаменационных билетах от абитуриента требовалось не представлять «картину мира»,а ее отдельные фрагменты.Такова природа экзамена.Цельность восприятия могла быть реализована в экзаменационном сочинении по литературе.Но оно было зарожено ядом субъективизма.

  12. А я не сказала, что идеализирую советскую школу. Советская школа готовила покорных тружеников, правильный электорат. советская парадигма, увы не совместима с жизнью. И тому свидетельство в период перестройки огромное количество самоубийств, инфарктов, инсультов и прочих расстройств психики у людей, присвоивших себе «советское» мировоззрение. Кстати, кто нибудь знает, каковы цели нашей системы образования, только по сути?

  13. Судя по результатам именно «трепанация», скорее мертв, чем жив.

  14. понятно, когда руководитель с техническим образованием, чувствует свои профессиональные границы в юриспруденции и в экономике. И второе и даже третье образование логично и понятно. но не у хронического безработного.

  15. Цитата: «если абитуриент и минимума не набирает». А кто этот минимум устанавливает и исходя из каких соображений? Может наш министр образования, который теорему Пифагора не знает (сам в прошлом году признался публично)?

  16. Статья объемная,возможно,что-то упустил.Но если не ошибаюсь,не ставится вопрос:каков он,абитуриент 2013? Какова его морально-интеллектуальная характеристика и в связи с этим,каковой должна быть стратегия его обучения,воспитания? Ведь это то,на что может влиять педагог.Экономические проблемы вне его компетенции.

  17. Судя по действиям наших новаторов от образования, цель образования они переписали у Гитлера. Не обещаю дословность цитаты, но смысл таков: «На восточных территориях (читай — оккупированных) достаточно обучать местных жителей грамоте, чтобы могли прочитаь распоряжения коменданта и четырем действиям арифметики.»

  18. вы правы, каждый на своем месте. у каждого своя ответственность и свои границы. А проблема системная. и даже министр образования скажет: здесь я маленький. Вот и пополняем офисный планктон и биржу труда. Хотя бывают случаи, когда один элемент меняет всю систему….

  19. Ну это вы льстите отечественному образованию. Методика освоения чтения настолько трепанированная, что взрослый, ознакомившись с ней, забывает как читать. Так что распоряжения коменданта вряд ли прочтут. Учат многому,программа большая, толку мало.

  20. Научил читать первого внука (в 5 лет читал в садике сказки детям вместо воспитательницы), научил и второго. С подготовкой к школе, считаю, справился. А там — пусть учат как умеют.

  21. Абсолютно підтримую систему ЗНО! Так, може щось і треба підкорегувати, але!!!!
    1 — Є цілком реальна можливість БЕЗ ХАБАРЯ вступити в престижний ВНЗ!(донька в цьому році поступила у Київ в КНЕУ ім.Гетьмана)
    2 — А що екзамени це не та сама рулєтка? Чи вам так само не давали списки з 50-100-150 питань які будуть на екзаменах???
    3 — ЗНО більше охоплює знання чим екзамен
    Так, наші діти не знають віршів Пушкіна, не знають детальної «історіі» жовтневого перевороту 1917року, чи ще щось з того що вчили ми, але є просте питання — А НАФІГА ВОНО ТРЕБА???? Багатьом з вас до 50% ваших знань знадобилось в житті??? Ні, я не кажу, що цього не треба вчити, але — те, що вони вчать зараз — набагато більший об’єм знань чим, те що давали нам!(8-й клас закінчив у 1989, ПТУ -1992, ВНЗ — 1996)

  22. Цитата: » те, що вони вчать зараз – набагато більший об’єм знань чим, те що давали нам». Не надо мне рассказывать за их объем знаний! Я уже говрил, что один мой студент, сдавший ЗНО по математике очень нелохо, свято верит, что прямой угол это 45 градусов! Вот и весь их объем. А разницу между площадью и периметром они забывают уже в 9 классе.

  23. Ага, а в срср усі були відмінниками!!!! :bye: :bye: :bye:
    Ви вчили «коліївщину», географію України? А скількох поетів чи писменників України ви знаєте, а які твори читали, а скількі віршів В.Стуса ви знаєте????
    Зараз інші часи, може вам просто це тяжко визнати?!

  24. Я технарь по образованию. Поэтому считаю, что интересную книгу, или хорошие стихи прочитать никогда не поздно. А вот если человек не в состоянии вычислить длину окружности по ее диаметру и пользуется для этого веревочкой — это уже крайнее убожество, над которым посмеялись бы даже древние греки!

  25. Это не верно. 2 или 3 года назад я решил проверить свои знания по истории Украины ( а я в этом неплохо разбираюсь, кто меня знает — подтвердит), то просто офонарел — в вопросе несколько вариантов ответа, и все правильные ( причем одновременно и неправильные) так как вопрос задан не корректно. Суть вопроса — определите основную причину распада Киевской Руси. Несколько вариантов ( перечислены основные причины). Нужно выбрать главную. ДА ПРИ ОТСУТСТВИИ ОДНОЙ ИЗ НИХ рУСЬ БЫ НЕ РАСПЛАСЬ!!!! Бред и профанация…. Второй прикол ( тут я вообще отупел). Приводится фото Лаврской колокольни ( Киев) и вопрос — в каком стиле построена (архитектурном). Варианты ответа — дорический, ионический, коринфский… Тут мозговой процессор мой сошел с ума — там каждый этаж построен по очереди с первого — дорический, ионический, коринфский… Что я должен был отвечать??? Одно — я не получу второго образования с ТАКИМИ тестами… Мне достаточно того, что есть)))

  26. Это коммент Хантеру на коммент от 15.08 данного в 21.06

  27. Я сам випускник Кіровоградського педуніверситету. І мені було трохи боляче, коли відвідав День відкритих дверей 2013 в педуніверситеті. Організація практично нульова. Відвідувачів теж «як кіт наплакав». Рекламна поліграфія — хуже не буває: сіренька (як по змісту так і по вигляду). Все проведено для «галочки».
    Потім відвідав День відкритих дверей у Уманському педуніверситеті. ПОВНА протилежність!!! Змістовні екскурсії, оркестр, бесіди з деканами. Поліграфія рекламних буклетиків як у європеських фірмах. Презентація відео та інтернет реклами. І все на професійному рівні. А аудиторії Уманському виші!!!! Це треба тільки бачити!!!
    А ще у мене питання до пана ректора…. Чому Кіровоградський педуніверситет контрактників навчає за 10 тисяч гривнів у рік, а Уманський педуніверситет — за 5 тисяч у рік? І чому в рейтингу по поданих заявах педуніверситет зайняв 94 місце із 100 (http://abit-poisk.org.ua/stat)

  28. Serg говорит:
    15.08.2013 в 21:58
    Пардон, але абсолютно з вами не згоден!
    Я теж закінчив школу «в ті часи», і ПТУ і ще й наше ШВЛП, але в моєму житті такі питання як «дліна окружності» чомусь не згодились 🙁 , тому питання постає про те, що вчити його треба, але зациклюватись на таких питаннях я б не став!

  29. Как писал Дюма в «Граф Монте-Кристо»( цитата не дословна, но смысл сохранен), слова аббата Фариа :»Есть знающие, а есть ученые, одних рождает учение, других философия». Далее мое мнение — студент не сосуд, который нужно наполнить, а лампа, которую нужно зажечь! Попривыкали — учить, а нужно подимить интерес. Выучить дату события даже курица сможет, а объяснить причинно-следственные связи — только мыслящая особь…

  30. Правильно, відповідь на ваше питання про дзвінарню — той стиль, який був подай у підручнику, бо кожен стиль архетикрури є продовженням попереднього, і щоб дати правильну відповідь на це питання треба просто знати роки коли вона була побудована!
    А ви хотіли щоб на ЗНО були питання з розряду «коли почалась друга Світова війна?» і все??
    Ви суперечите самі собі — то ви хочите, щоб діти щось знали, але при цьому і ЗНО чи екзамени «шарові» здавали!

  31. А что, в СССР в программе не было колиивщины или география именно украины была под запретом?)

  32. Хантер, не передергивайте… Постройка Лаврской колокольни далеко не античная… И дата четко определена… Дали бы ответ-вариант о подражании ( что тогда было характерно), то пожалуйста… А так — любой ответ будеьт частично верен. Нельзя быть чуточку беременной… Либо беременна, либо нет…)))

  33. Для Hunter :цитата — «але в моєму житті такі питання як «дліна окружності» чомусь не згодились». Значит Вы дома ремонтами не занимались, а, видимо, все больше Стуса читали

  34. И еще один момент — данная колокольня построена на тысячелетия позже, нежели образцы архитектурных стилей — дорического, ионического и коринфского)))) Они четко различаются, и не сложно это установить.

  35. Причем тут это? Стус-то в чем виноват? Времена другие, вопросов нет, но дибилы не меняются со временем… И тогда были «таланты» и сейчас не меньше, а то и во много раз больше присутствуют))))Кстати, это юмор, а констатация факта… Увы и ах…

  36. Исправление — это не юмор, к комменту от 15.08.13 в 22 .53 ( моему)

  37. paccha говорит:
    15.08.2013 в 22:49
    Ми можемо довго продовжувати дискусію, але як ви бачили яписав, що треба де що підкорегувати в ЗНО, але сам принцип — я вважаю майже ідеальним при наших реаліях! Уявіть хто б вчився б зараз в «Шевченка» чи КМА, або КПІ, якби були б екзамени????? Ірпінь-Мельнік вам в допомогу!!!!

  38. А скільки годин на це виділялось тоді і скільки зараз??
    А що ви вчили по географії України??? І чи був такий предмет в вашій програмі взагалі???? Була просто «Географія»!

  39. Каждый стиль архитектуры — продолжение предыдущего))) это пять))
    Жгите еще, мой образованный друг)))

  40. Свій дім я побудував сам! Роблю усі види внутрішніх робіт, починаючи з водогону та опалення і закінчуючи шпалерами!

  41. Согласен с Вами в Вашем утверждении от 15.08.2013 в 22:57, система не идеальна, но я против нее не выступаю. Я имел в виду, раз делать — то с умом до конца, а не как пьяный мужик с печки упал))). ЗНО поправильней, нежели полулиповые экзамены ( лично от них пострадал, потом звали в ВУЗ где меня провалили учиться, обещали аспирантру и т.д.)

  42. urasmi говорит:
    15.08.2013 в 23:01
    Ах, так, забув, усе ж нове народжується на голому місці!!!!!)))))) :good: :good:

  43. Правильно, систему треба доводити до кінця, а це дія в часі, такщо треба мати терпіння!
    А наших дітей МИ вчимо, а не інопланетяни! Тому дорікати треба перш за все собі!

  44. Колиивщину со школы знаю пошагово, география меня интересовала во всемирном ее значении, Стуса услышал в 13 лет, правда, по Бибиси)
    Советская школа поощряла самостоятельный поиск знаний. Украинская в этом не преуспевает.

  45. Да мне 28 лет!!! Я в первый класс пошел в Украине!!! И люблю ее. Это моя Родина!!! Я не от «Советов», как вы думаете… Я о принципе — нужно не учить фактажу истории, а о ее понимании ( не горорю о физике, химии и т.п., так как я не технарь))) Это к комменту от15.08.2013 в 23:00

  46. И, судя по процитированной ранее Вашей фразе — все «с помощью веревочки».

  47. Уж мне-то незачто попрекать, потомства пока не нажил)))

  48. Человек зато Вы неплохой, хантер, судя по всему))

  49. paccha говорит:
    15.08.2013 в 23:07
    То не вам було а юрасмі, тут чорт ногу злама як друкуються ці коменти!))))

  50. Извините, не понял. К Комменту от 15.08.2013 в 23:11

  51. urasmi говорит:
    15.08.2013 в 23:11
    Дякую, ви теж! Особливо коли не матюкаєтесь!!)))

  52. Для Hunter: В Вашем рассуждении о непрерывности развития архитектурных стилей вижу логику. И в качестве доказательства можно привести пример того скелета многоэтажки за апелляционным судом как развитие и продолжение стиля Пизанской башни. Да?

  53. Serg говорит:
    15.08.2013 в 23:07
    Це кому адресовано?

  54. Serg говорит:
    15.08.2013 в 23:19
    А ви бачили як будувалась Пезанська башня? Усе з самого початку?

  55. Hunter говорит:
    15.08.2013 в 23:27
    А ви бачили як будувалась Пезанська башня?
    —————————————
    Це та, шо у ПЕзі? :wacko: :wacko: :wacko:

  56. Хантер просто любит общаться))
    А шо Вы делаете завтра днем, сэр?)))

  57. К сожалению, на самое начало строительства ПИзанской башни не попал — ждал аудиенции у Римского Папы.

  58. Вам, уважаемый! Повторю Вашу цитату: ««але в моєму житті такі питання як «дліна окружності» чомусь не згодились» А вот знания геометрии строителям египетских пирамид ой как пригодились. Впрочем, Вы же не на века строили. Десяток лет простоит и так, а там видно будет. Да?

  59. Ще не думав над цим складним питанням))

  60. Serg говорит:
    15.08.2013 в 23:48
    А скажіть краще що ви побудували, своїми руками???
    А мій дім гарно побудований, і чомусь «дліна окружності » не знадобилась??? :unsure:
    Може тому, що він прямокутний??? :yes:
    Все, дискусію завершую, бо можемо опуститись на особистостний рівень, дякую!

  61. Serg говорит:
    15.08.2013 в 23:43
    Шкода!!! То-то я дивлюсь, що без вашої участь ПЕзанська башня падає!!!!)))))

  62. Ρουσλάν Μισέριτσένκο говорит:
    15.08.2013 в 23:36
    Так, а що???(я знаю що італійське місто Піза!, для особливо одарьоних -це був стьоб!)

  63. Те, кто выпустились со школ до 2008 года, вполне законно могут поступать в ВУЗы на 1/2 высшее без ЗНО, а по экзаменам или же по упрощенной процедуре на базе первого диплома!

    В СССР 4 года учили и давали ПОЛНОЕ высшее образование, а не БАЗУ (бакалавра), диплом которого по идее можно засунуть себе глубоко ибо еще не встречал место, куда бы брали бакалавра без блата и решения вопросов!

    1) Чему учат сейчас в ВУЗах 5 лет и почему 5 лет учат то, что при СССР учили 4.
    2) Действительно, у большинства преподавателей никаких практических навыков и опыта в том, что они дают грызть студентам посредством гранита теоретических мудрствований!
    3) Увы, но в большинстве случаев реакционно-бюрократическая модель управления и преподавания в наших ВУЗах приводит к уничтожению какой-либо инициативности студентов на выходе с ВУЗов! Студентов элементарно приучают что выгоду имеет тот, кто подхалимничает, бегает на побегушках, виляет хвостиком… ну или «решает вопросы»!
    Как итого — специалисты которые в лучшем случае имеют кое-какой багаж теоретических знаний!
    Знаете… это как Windows XP в варианте сборки SP1… вроде в 2003 году была крутая вещь… но потом пришел 2006, 2009, 2012… выходили модели SP2, SP3 на твою SP1 стали не идти игры, дают сбои программы, некоторые не устанавливаются…
    Так и наши студенты — выпускники… не имеют никаких способностей к обновлению багажа знаний, анализу, самообразованию…!
    Вот например специальность юрист… это специальность дающая право вести практику во всем мире… ведь не выдают диплом «фахівець в галузі українського права», а «Правовед, юрист». И что наши «молодые» юристы могут и знают?! :unsure:
    Например когда регистрировал общественную организацию, в обители права — гор.управлении юстиции, пришлось чуть ли не на пальцах объяснять… что вышел новый Закон действующий с 01 января 2013, что там четко написано… что закон разработали в ГУ по конституционно-правовой модернизации АПУ… что мы идем в Европу и наши законы про неправительственные организации приводят в соответствие с европейской практикой…
    А если бы регистрировал простой человек, не знающий последних приколов украинского законодательства?!
    ВУЗ в современных условиях должен не УЧИТЬ, а давать минимально необходимый багаж знаний, но в большей мере и 3/4 учебного процесса должен при помощи спец.методик стимулировать и прививать студентам способность самообразовываться и саморазвиваться!
    Как сказано было в одном фильме — «Работать с надежно управляемой посредственностью?! — Не эффективно и скучно!»

  64. ЗНО-это очень справедливое и правильное решение, возможность каждому поступить, куда он хочет, без всякой коррупции и абсолютно прозрачно. :good:
    Огромное спасибо и респект тому, кто внедрил у нас эту систему!

  65. Учился в КГПУ по двум специальностям… «История» (гос.основа) и «Правоведенье» (экстернат, коммерция)… как бы не самые дешевые специальности, но 10 тысяч грн я таких цен не видел и имея возможность общаться со студентами и преподавателями — НЕ ЗНАЮ О ТАКИХ ЦЕНАХ!!!
    разве что с этого года может магистратура по специальности «Правоведенье»… и то, узнайте какие цены в Киеве, Одессе, Харькове, Донецке, та даже в Черкассах, Виннице, Суммах!
    А еще есть такое понятие как ДЕМПИНГ!
    Так вот скажу что некоторые ВУЗы явно демпингуют, не имея других рычагов чтоб заинтересовать абитуриентов!

  66. хм. ну у меня два высших. и как-то ничего не рекошетит!
    правда фишка в другом… если нужно будет — то тебя и с дипломом слесаря-механика возьмут в управление культуры, а если нет, то пусть ты хоть трижды магистр, культуролог, историк, искусствовед, менеджер социокультурной деятельности, но не возьмут ибо блат в Украине вещь стабильная, а система образования нет!
    Насчет же нескольких образований… это нынче модно, но я избрал этот путь, и планирую и третье высшее получить, не из-за моды, а потому-что в некоторых видах профессий есть четкие требований — например нельзя получить адвокатское свидетельство без полного высшего юридического, нельзя занять руководящую должность в отрасли культуры к примеру… без диплома в сфере культуры, искусств или управления.
    Да и вообще, плохо или хорошо, но в наше время диплом превратился в ксерокс, который приносят для того чтоб подшить в папку к личному делу сотрудника!

  67. в США юристы не законы заучивают, а учатся мыслить!
    Так что не знаю в какую мы ж**пу стремимся, но уж точно не к стандартам США)))

    У нас в образовании как в отечественном автопроме… думают что решающий фактор — красивая оболочка! Ну ввели у нас крассивую систему буковок, порнографию в системе оценивания и рады… мы теперь в Болонском процессе….)))
    только о каком процессе может идти речь когда у нас программы и предметы в ВУЗах Украины между собой отличаются почти на 60 % друг от друга на одной и той же специальности!
    А допустимая академ.разница 10 предметов для 4 курса и 20 для 3. и?! мобильность студентов лишь теория!

    Так же и в Автопроме… думают сделали узкие фары, пластик вместо железного кузова, краска германская и иномарка вышла… да нет! главное надежность, комфорт в салоне и краш-тест!

    Так вот краш-тест наша система высшего образования не выдерживает!

  68. :good:
    такую точку зрения разделяют многие историки!
    история не даты и цыфры, а понимание события, процесса, его значения и факторов которыми он был вызван!
    Увы, история учит только тому, что она ничему не учит 🙁

  69. об ужасном качестве образования говорит тот факт, что вот у человека уже «два высших», а слово «рикошет» правильно писать не умеет…

  70. Респект ректору за квалифицированный разговор о вступительной кампании и вузе.

    Что касается ВНО. Как антикоррупционное мероприятие, в целом положительно, если не считать, что отдельным экзаменующимся удаётся создать комфортные условия.
    Волнует другое обстоятельство, не видно и не слышно абитуриента при вступлении в вуз. Часть успешно сдавших ВНО, не умеют элементарно говорить (на экзаменационной сессии начинаешь тянуть «за уши»), и безграмотны в написании даже конспекта (читать не возможно, средневековая безграмотность).
    ВВОДИТЬ вузовский экзамен или собеседование ПРИДЁТСЯ.

  71. Система образования, о которой мы сейчас говорим практически полностью совпадает с системой Я.А.Каменского, которой уже целых 400 лет. Изменилась ли жизнь за это время? а то!! Задачи перед школой? еще как!! Система образования??? не стало розг в классе и все. Задача не решается на уровне системы. Нужно выходить за ее рамки.

  72. внешнее тестирование — ЗА!, причем абсолютно! Против могут быть люди, дети которых не поступали раньше, НО! дополнительный творческий — почему бы и нет? Только хочу добавить, что творчество не больно нужно, ведь убрали творческий/усложняющий компонент из ВНО по математике, истории, остался только в языковых экзаменах, да и там и смех, и грех! К г. Юлии: а к собеседованию у работодателя ведь тоже без подготовки соваться нечего.

  73. Что вы вкладываете в понятие подготовка?

  74. У Вас есть программа изменения системы ещё на 400 лет? Только не надо кого-то копировать, это всегда плохо заканчивается у восточных славян.
    А систем в целом две: индивидуальное и коллективное обучение и воспитание. Дальше идут индивидуальные и системные МЕТОДИКИ.
    Что делать завтра, при этой системе?!!
    ВНО — далеко не панацея…

  75. Вартість навчання в Кіровоградському педуніверситеті 10 тис. для іноземної філології. На інші спеціальності від 7,4 тис до 9 тис. (Див. http://kspu.kr.ua/download/bakalavr.pdf)
    В Умані менше… :yes: А диплом однаковий. Все залежить від студента — хоче вчитися, то вивчиться… А захоче прогулювати заняття, то знань не буде ніде…

  76. Задача ВУЗа ( мнение субъективное) — это заинтересовать в изучении специальности. Конечно, это спорно, но долбежка и зубрежка полезна в армии, а не в университете. Зубрилки — это потенциальный ноль, в плане творческих изобретательских задач. От зубрежной выучки нового ничего не откроется и не создастся. И именно это я считаю огрехом ЗНО. Конечно, я не утверждаю, что прошлая система поступления была лучше, но роботизировать юную личность — верх глупости! Учите мыслить, а не знать!!! Учите не ставить рамки, подвергать сомнению, анализировать!!! Тогда будет перспектива… А пока вся дискуссия состоит из простого выбора — из двух зол…

  77. А мне не понравилось свинское поведение некоторых кафедр, переманивающих абитуриентов. Ладно, у других вузов переманивать… Но у другой кафедры с твоего же факультета…
    Свинство!

  78. Для Э.Ю.: как менеджеру по персоналу (если определенной фирмы) вам приятно было видеть новобранца, знающего, куда и зачем, с каким багажом он пришел? как он разговаривает, ставит ударения иногда, например, хотя бы называет, что умеет, кроме как мычать. НО! поведению на собеседованиях тоже учат, натаскивают, как и на ВНО. помогает.

  79. Как я Вас понимаю! И что еще досадно,что в результате междоусобицы ,абитуриенты порой переходят в другие вузы,в том числе,некировоградские.

  80. Я об этом говорю уже не один год,предлагала делать встречи студентов с руководителями и специалистами предприятий.
    Но это НИКОМУ НЕ НУЖНО, к большому сожалению. И в первую очередь, не имеющим практического опыта преподавателям вузов.
    Беда, да и только.
    Если из выпуска десяток толковых ребят попадается, которых можно дошлифовать, то основная масса смотрит на тебя на собеседовании,как в афишу коза.

  81. А взагалі-то ХТО ВЧИТЬ НАШИХ ДІТЕЙ, ІНОПЛАНЕТЯНИ ЧИ ЩО??? Ми ж і вчимо!
    Тоді «что же мы так тонко подмечаем, а потом дружно смеемся, сами все…»(с)

  82. Вы , простите, пенсионер, или кустарь-одиночка? Плохо учат,я имею ввиду технарей, либо за бабки оценки ставят.
    Я, как директор завода, УТВЕРЖДАЮ: общий уровень подготовки специалистов технических специальностей в ВУЗах нашего города весьма ПОСРЕДСТВЕННЫЙ.
    Это из опыта, к сожалению, многолетнего.
    Так что не надо ля- ля.
    Если бы годами искали СПЕЦИАЛИСТОВ, то не писали бы ерунды.

  83. SHUBINA L V говорит:
    17.08.2013 в 20:34
    Вы , простите, пенсионер, или кустарь-одиночка? Плохо учат,я имею ввиду технарей, либо за бабки оценки ставят.
    Я, как директор завода, УТВЕРЖДАЮ: общий уровень подготовки специалистов технических специальностей в ВУЗах нашего города весьма ПОСРЕДСТВЕННЫЙ.
    ====================

    Если есть хорошие продукты, то есть шанс получить хороший борщ. Тут все в руках повара (учителя). А если изначально продукты некондиция то и стряпня такая же будет. Как говорится «із гівна кулю не зробиш».

    Раньше в школе были электротехника, труды (в столярке и слесарке), черчение, УПК, математики в 1.5-2 раза было больше. Если в иной школе иностранных языков в день как математики в неделю. Если выпускник в геометрии как бык, что с оным далее делать? Так что собака еще в школе порылась. Раньше первый экзамен в 4 или 5 классе был, и дальше по нарастающей. Образование должно быть жестким, а не добреньким. Убедился на личном опыте. Где были «тираны» там был результат, а где «добрячок» то там пустячок. Все что в детстве не заложено то пропало, а если сосуд пуст то он пуст.
    А ЗНО определяет не уровень знаний, а насколько горшок не совсем пуст.

  84. Да. Я бы очень серьезно подумал над тем, стоит ли идти учиться туда, куда тебя хитростью и подлостью завлекают.

  85. Натаскать можно на все что угодно. Уверенный взгляд, ответы, этому можно научить. Мне не известно такое направление в широкой практике. Проведу аналог с пикапом, ну человек освоил в совершенстве метод соблазнения, он стал счастливее? Нет. Он просто стал чаще менять половых партнеров. То же и в трудоустройстве, я могу набраться бухгалтерских терминов и произвести впечатление знающего человека, но потом придется сводить дебет с кредитом и вылетать со свистом. Моя задача была найти такого человека, которому нравится предлагаемая работа, и предприятию нравится мастерство и квалификация работника. Безусловно материальная часть устраивает обоих. Когда-то я подбирала продавца спортивной одежды и обуви и ко мне пришел опытный продавец, уверенный в себе и когда-то он работал в этом магазине. Я ему отказала. При всем опыте ему было не интересно, мало платили, но заявлял о своем желании работать. Я ему отказала. Как позже говорили старожилы, он отлынивал от работы, проявлял неуважение к клиентам.

  86. Вот здесь согласна на все 100.
    К сожалению , в ВУЗах — недобор, и берут всех подряд, иначе ставки преподавателям порежут, вот и ВЫХОДЯТ НЕДОИНЖЕНЕРЫ, НЕДОЭКОНОМИСТЫ, НЕДОУЧИТЕЛЯ.
    Ладно инженер, экономист, ни черта не знаешь- торговать на базар.
    А как определить ( и кто это будет делать) насколько хорошо подготовлен юный педагог. И учат потом наших детей люди, которые даже писать грамотно не могут. Вот где беда !!!!
    Потом выходят из школы недоучки , и ТАК -ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ.
    Я училась в СССР , так у нас сына прокурора области отчислили за неуспеваемость, и ничего пошел в армию, дальше не знаю
    .И пока школа не начнет объективно оценивать знания учителей и учеников, а в ВУЗы не станут принимать достойных, толку не будет.
    Сегодня , кого не возьми, все с ВЕРХНИМ образованием, приходят на завод, пальцы веером и подавай им 8-10 тыс зарплаты, но элементарного НЕ ЗНАЮТ, а вот специалистов рабочих специальностей скоро из Китая будем выписывать, это, при том, что зарплата у хорошего рабочего весьма приличная.

  87. «Недоинженеры» получаются как результат самостоятельности ВУЗа. Когда администрация кроит и коверкает учебные программы как администрации надо. В СССР программы подготовки технарей (и не только) от Камчатки до Ужгорода были одинаковы. Их разрабатывали ведущие ВУЗы в сотрудничестве с ведущими же предприятиями. Студент после первого курса из Архангельска, например, мог без проблем перевестись на ту же специальность в Краснодаре. Ничего не теряя и не досдавая. Сейчас лишь в нескольких ведущих ВУЗах учат по тем старым программа. В периферийных же начудили так, что даже из талантливого студента первокурсника получится весьма паршивый инженер. Я уже не раз писал о сокращении часов на изучение базовых технических дисциплин в КНТУ, без которых априори не состоится инженер. Но, к сожалению, причину слабости подготовки инженеров видят только во взяточничестве преподавателей.

  88. а потому что нет смысла хорошо учиться.
    ведь большинство и так знают, что если родители не «решат» за трудоустройство, то путь либо на биржу, либо дома сидеть, либо на копейки работать!
    нет прозрачной схемы трудоустройства!
    как правило все всех подбирают по-знакомству.
    что в частном секторе, то в государственном.
    говорят требуются учителя, еще кто-то. а вы видели где-то объявления что требуются?! нет! потому-что информация о вакансиях у нас охраняется как гос.тайна! И передается она через негласные каналы между своих!
    Потому имеем то, что имеем! И виновата тут не только система образования, но и сам работодатель (частный и государственный)! Что говорил Адам Смит? — Спрос рождает предложение!
    Пока студент не чувствует потребности в знаниях для того, чтоб устроиться на работу, а знает, что бабки родителей решают все… диплом нужен лишь для того, чтоб положить его ксерокс в личное дело, то не будет никакого качества знаний, никакого стремления к знаниям!
    И во взятках точно так же виноваты двое! и студент, и преподаватель! если бы студент знал, что ему нужно не откосить получив за деньги нужную оценку, а знать — то никто бы взятки не предлагал!
    Потому думаю нужно начать с заказчика!
    Когда работодатель перестанет заниматься мухлежем и «решением вопросов», тогда учащиеся почувствуют потребность в наличии специальных знаний, которые должен давать ВУЗ… и тогда начнет требовать и с преподавателей, и с ВУЗов, и с министерства!

  89. А еще.
    Вы требуете со строителей качественного выполнения работ по поклейке обоев, по монтажу потолков, установке бытовой или другой техники?!
    А почему?! — Потому-что это ваш дом и ваши деньги!
    Так почему же не требуют с ВУЗа качественных услуг образования?! — Потому-что они не нужны заказчику! Потому что заказчик знает, что не в знаниях дело и успех, а в блате!
    Да. Блат это круто конечно! Но тогда и не надо нашим предприятиям, бизнесу и гос.аппарату сетовать на плохие кадры! Хорошие кадры просто не нужны! А если нужны, то единицам сознательных и думающих руководителей, остальным нет!
    На нет и суда нет!

  90. а теперь покажите официальные цифры о стоимости обучения с Умани!
    бумажка в формате док. это не документ!

  91. Ну Вы умеете писать слово «рикошет». Сильно помогло в реформировании системы среднего образования в Кировограде?!
    :unsure:
    Скажете зам.мэра ничего не решает..? Так, а кто решает и зачем он тогда нужен?! Чтоб зарплату получать?!
    За свою грамотность по русскому языку, имею претензии как раз к таким «чиновникам-гуманитариям» как Вы! Ибо когда учился в школе, у нас не было ни единого часа русского языка, потому что не запланировали умники-начальники отрасли гор.образования Кировограда… сэкономив, чтоб себе разъезжать на служебных авто, получать надбавки за «напруженость» в работе (в безделье) из городского бюджета!
    Потому уж не взыщите, пишу как умею! Т.к. иностранный язык у нас был английский, а не русский! :negative:
    Вот как-то так!
    Жду обиженного коммента о том, как я не понимаю момент! Но могу сказать одно! Я в своем скудном возрасте где бы не работал, на сделки с совестью не ходил, а потому могу себе позволить говорить и писать то, что думаю и мне не приходится отмалчиваться и искать виновных в том, что я что-то не сделал или не пытался сделать! Сетования же видных начальников «мне не дали сделать…» уже приелись и выглядят крайне нелицеприятно для людей.
    Как круто блистать сарказмом, указывая на свое место и недостатки молодому, в то же время не сделав ничего из того, что нужно — когда была такая возможность! :bye:

  92. введите плиз в школах и ВУЗах хоть один час русского и тогда буду считать замечание уместным, а так… не вы меня учили, но вы все так или иначе развалили СССР, создали ныне существующую систему образования, управления и всего прочего!
    Да! Имею честь хранить дома две ламинированных бумажки, но не имею чести знать досконально русский язык, который нам не преподавали! Если вас при СССР научили, завидую! Нам вы такой возможности не предоставили!

  93. А администрация имеет право кроить программы?! — Нет!
    Персональную ответственность несет преподаватель-предметник! Се ля ви. А насчет автономии ВУЗов согласен!
    Бред полный!
    Сравнивал программы по банальным специальностям. так вот в разных ВУЗах Украины они отличаются больше чем на 50 %… и о какой академической мобильности с Европой можно говорить, если даже по Украине не может идти речь о такой мобильности!

  94. Програми, варіативних дисциплін з економічного напрямку, ВУЗів Кіровограда та Умані різняться більш ніж на 80%.

  95. Александр, вот объясните мне, старому дураку, почему у кандидата наук, т.е. у Вас, грамотность элементарная на уровне советского пятиклассника? ))

  96. це просто жах!
    формально, якщо студент захоче перевестися на навчання скажімо з Кіровограда до Умані, вже не кажу до Варшави чи іншого міста з числа країн — членів Болонського процесу, то такої можливості не буде… бо навчання в кожному ВУЗі своє і право на академічну мобільність — фікція! 🙁

  97. Ну , и чего цепляешься к хлопцу ? Он, чай, не филфак заканчивал.
    . Я , правда, знаю выпускников этого уважаемого факультета, которые делают массу ошибок при написании текста. И ничего, живут, торгуют.

  98. я тоже на русском пишу часто довольно таки безграмотно, т.к. у нас не было ни в школе, ни в ВУЗе ни одного часа русского языка!
    Украинский был, английский был, латынь, старославянский…. русского не было!

  99. Он не хлопец, а преподаватель. Мы обсуждаем проблемы высшего образования. Я интересуюсь у представителя кировоградского ВУЗа, как получилось, что он безграмотен. Какие проблемы, Людмила Владимировна?))

  100. Юра, у нас сегодня у многих есть ВЫСШЕЕ, но нет СРЕДНЕГО. А грамматику учат в школе.
    Вот и все проблемы.
    Порой читаю заявления молодых специалистов и становится их жалко-столько ошибок.
    Мало читали и читают, вот — первопричина.

  101. Для InProjectsCenter: Администрация таки да имеет право изменять программы, количество часов, отводимых на дисциплину и т.п. Вы же сами пишете, что программы в разных ВУЗах отличаются. Кто так сделал? Министр образования?

  102. Цитата из SHUBINA L V : » Он, чай, не филфак заканчивал.» Для сведения — в КНТУ есть очень важный для всех предмет: «Ділова українська мова».

  103. Ярослав,
    а на вот этих вот, тобой перечисленных языках, блеснешь?

  104. часы да. но что читать (темы) решает преподаватель…
    и претензии у большинства ВУЗов именно к этому как правило бывают…
    А министр виноват лишь в том, что его ректора не боятся.. и что ни одного ректора в шею не выгнали за всю независимость Украины! Потому каждый ВУЗ творит что хочет! :mail:

  105. Порой читаю заявления молодых специалистов и становится их жалко-столько ошибок.
    —————————————————-
    Л.В., Ви збираєтеся з цим миритися? Я -ні. Бачитиму дитячі помилки — токмачитиму носом привселюдно.

  106. якось іншим разом!
    думаю у 2015 році, міська рада Кіровограда прийме рішення про використання виключно української мови у всіх сферах 😉
    потому пока позволю себе роскошь делать ошибки на клятомоскальской!
    Опять же, спасибо старикам за счастливое детство в независимой Украине, не омраченное изучением русского языка! B-)

  107. Руслане Валерійовичу, а можна баш на баш?… наприклад якщо я натомість відповім: «бачитиму рішення міськради попередніх скликань про дерибан, тохмачитиму горе екс-депутатів привселюдно!» :mail: 😉

  108. Цитата: «часы да. но что читать (темы) решает преподаватель…» Вот и попробуйте, при случае, за 6 — 8 лекций доступно изложить предмет, на который раньше отводилось 16. Тогда и рассуждайте о том, что решает преподаватель, а что — нет.

  109. При всіх недоліках ЗНО потрібно визнати, що це єдиний шлях до зменшення (знищення) корупції. У всьому світі пишуть тести. Їх вдосконалювати потрібно, а не відміняти.
    Грамоти вчать у школі. Дивує, коли дехто хизується безграмотністю. Не вчив у школі російську, але користуєшся, то вивчай самостійно. Он же на дві вишки талану стало! 🙂

  110. ты сначала выбери, что у тебя — две ламинированные бумажки, хранящиеся дома, или все-таки два высших образования…

  111. І наскільки сильно вас щимить «незнання» руського?
    За своє життя побував в неодноразово за кордоном — знання руського абсолютно не знадобились!! Ні разу!!!

  112. Я не пенсіонер і не кустарь, а техосвіта складається мінімум з двох частин
    1- те як преподають
    2- те як вчать(бажання, старання)
    По першому пункту питання до тих ХТО вчить, бо ніхто ж не народжується токарем чи водієм; по другому — до самого ученика та його батьків.

  113. ЗНО эффективно как средство против коррупции.Но вступительная компания должна быть ориентирована на главную цель -поиск способных абитуриентов,способных самостоятельно думать.Победим коррупцию-пожнем дилетантов?

  114. У сьогоднішніх реаліях вступна кампанія для більшості вишів, як це не сумно, просто пошук абітурієнтів.
    Проглянув фізику і математику педуніверситету. Там недобори.
    Думаю, що ЗНО з української мови мали би доповнити обов’язковим твором, щоб хоч якимось чином стимулювати грамотність.
    Шлях до поліпшення якості освіти, як це не банально, фінансування освіти. Починаючи з дитячого садочка.
    Змінити потрібно вимоги до виконання плану випуску студентів. щоб не тягнути за вуха ледацюг.
    Припинити чи обмежити комерцію, яка сприяє колекціонерам дипломів.

Добавить комментарий