Протопоповка Александрийского района — крупное, по украинским меркам, село — по-своему уникальна. Здесь находится заповедное озеро с целебной йодированной водой. Здесь украинские крестьяне работают на предприимчивых немцев, чеченцев, фермеров из Кореи, и не зря надпись на маршрутном такси Александрия — КУР (Константиновский угольный разрез) местными жителями расшифровывается как Корейско-Украинская Республика.
А еще в Протопоповке планируется установить первый в Украине памятник салу. Монументы Апельсину, Свинье, Галушке, Продавщице семечек в других городах уже есть, а вот самую главную визитную карточку страны — ломоть сала — пока еще никому в голову не пришло увековечить. Протопоповчане же идеей загорелись и уже подали на конкурс несколько архитектурных проектов. Поэтому неудивительно, что именно здесь уже несколько лет подряд в начале октября проходит необычный праздник — День сала, который, как правило, совпадает с Днем туризма и Днем села.
В прошлую субботу возле Дома культуры с утра толпились люди, с нетерпением ожидая, когда же начнутся народные гулянья. Стенды с шикарными кокошниками, «один из которых купила Ольга Сумская, чтобы ходить на даче», изделиями из бисера, разнообразной выпечкой, медом и, конечно же, тарелки, на которых лоснилось сало с аппетитными прожилочками, завлекали народ.
Собственно, сало протопоповские умельцы готовить умеют и любят. На суд гостей были представлены сало по-венгерски, щедро пересыпанное паприкой, сало по-казацки с тмином, сало по-русски с чесночком и сало по-африкански, политое настоящим черным шоколадом. Это экзотическое блюдо появилось здесь не случайно. Ведь визитной карточкой протопоповского праздника уже 2 года выступает темнокожий сьерралеонец Мухамед, который «украинские традиции уважает», а сало считает «замечательным изобретением человечества». Мухамед приехал на Александрийщину 18 лет назад, женился на «хорошей женщине по любви», относится к ней «с уважением и терпением». У африканца здесь родились двое детей — дочь Има и сын Яниджамба, которые украинское сало, как и отец, очень любят.
— У наших народов — украинцев и сьерралеонцев — очень похожие традиции, — говорит Мухамед, сверкая белозубой улыбкой в фотообъективы. Он с удовольствием позирует на фоне украинского декоративного тына, держась за кабак и кувшин с молоком. — Мы тоже не передаем ничего через порог. В Сьерра-Леоне нельзя свистеть в доме, потому что денег не будет. И мы, как и вы, очень уважаем свою культуру.
На День сала Мухамед специально приехал из Александрии, говорит, ему нравится здесь, весело, да и кулиш вкусный. Собственно, с кулиша вся неформальная часть праздника и началась. Наевшись черного хлеба с кубиками сальца и соленым хрустящим огурчиком, нанизанных на шпажки, да запив их украинской самодельной горилкой (или наоборот, закусив), народ стал активно принимать участие в конкурсах. Мужчины с завязанными глазами ели из ложечки украинские национальные блюда и после должны были отгадать ингредиенты, основным из которых было, естественно, сало; на скорость пили пиво из 20-кубовых шприцов. Некоторые после такого специфического возлияния завершили праздник досрочно.
Общий колорит добавил празднику гимн салу на мотив «Бессаме мучо», который знают практически все жители Протопоповки:
Я пам’ятаю, ранiше бувало сало було день-при-днi,
Сала не стало, сала не стало, Боже, як тяжко менi…
Без сала, без сала мучусь,
Тяжко без сала, я просто схудiв i змарнiв,
Прийде час, зiгрiє душу,
Батько колотиме знов на Рiздво кабанiв…