Тюрьма, колония, зона — о специфическом мире их обитателей, мы, казалось бы, знаем все — на эту тему написаны тонны книг, сняты километры художественных и документальных фильмов, одних песен сложено просто немерено — ежедневно в кабине маршрутного такси миллионы украинцев получают очередную порцию музыкального ликбеза от радио «Шансон».
Однако есть, как оказалось, немало такого, о чем мы даже не догадываемся. Другую, не менее интересную, сторону жизни и работы (в тюрьмах ведь не только ЗК обитают) в одной из исправительных колоний Кировоградщины приоткрыли перед нашим изданием бывшие сотрудники департамента исполнения наказаний, а именно — отдела охраны этого заведения. Люди, которые хотели служить государству, но не выдержали условий этой самой службы. И дело — вовсе не в «психологическом давлении атмосферы», и даже не в низких зарплатах. Они говорят: беспредел в зоне творят не только и не столько заключенные…
«Цветочки»: закон, «Динамо» и свиньи
Недавнее дополнение к закону Украины о борьбе с коррупцией, изданное в форме президентского указа, гласит: все добровольные пожертвования, гуманитарную помощь и так далее в силовых структурах считать коррупционными деяниями. Однако, как утверждают наши собеседники, в руководстве колонии, где они работали, с этим дополнением, похоже, не знакомы:
— Сдача «на газеты» — два раза в год, по 25 гривен, столько же «на “Динамо”», хотя у нас нет членских билетов этого уважаемого спортивного общества, мы не отдыхаем на динамовских базах отдыха, не пользуемся никакими льготами, да и газету департамента «Закон и обязанность» мы не получаем — ее раздают ЗК.
Каждый месяц с зарплаты — по 3 гривни «на кабинет». Не деньги, конечно, но в масштабах отдела (где работает около 80 человек) сумма уже «круглее», а все ремонты мы все равно выполняем за свой счет — покупаем, красим, делаем… Мало того, поступает предложение: давайте скинемся, купим телевизор. Скинулись, купили. Проходит месяц — на нем уже инвентарный номер стоит. Потом холодильник: давайте купим, надо. Скинулись, купили — та же история, уже стоит номер, — рассказывают бывшие охранники зоны.
А значит, это уже имущество учреждения, хотя куплено оно за деньги сотрудников отдела. И, следовательно, где-то и средства на его покупку значатся — в расходах колонии. То есть собранное с личного состава и заплаченное за технику учреждение «отбивает» из казенных денег. На что и кем было потрачено «отбитое» — Бог его знает (мы лишь догадываемся), а это тысячи гривен. Скорее всего, то же самое происходит и с «газетными», и с «динамовскими», это совсем немаленькая сумма — по 200 гривен в год с каждого работника отдела. А отказаться — нельзя, говорят ребята, потому что будут репрессии: не сдал на что-то очередное — в отпуск не пойдешь, и так далее…
— С соблюдением прав человека и трудового законодательства вообще страшные вещи происходят. Ночные — из ночи в ночь ребята ходят, с одним выходным в месяц! То есть сменился с ночи и снова в ночь пошел. Людей не хватает — в отделе постоянные «некомплект» и «текучка» — зарплаты мизерные, а условия труда — просто невыносимые…
В то же время, по закону, запрещено привлекать сотрудника к работе сутки до заступления в ночь и сутки позже. Существует, правда, формулировка «служебная необходимость», но, опять-таки, в соответствии с тем же законодательством, по служебной необходимости человека можно только раз в месяц привлечь к сверхурочной работе. В то же время никакой доплаты за переработку никто не получает — хотя должны, и, вполне возможно, она тоже где-то насчитывается. А попадает туда же, куда и все остальное, рассказывают экс-сотрудники департамента исполнения наказаний.
Так множество мелких ручейков из «добровольно-принудительных» сборов и откровенных поборов вполне прилично наполняют один «котел». А точнее — «общак». А кто и как им распоряжается — догадайтесь сами… Учитывая, что начальник тюрьмы, по нашей информации, ездит на автомобиле Toyota Camry (стоимость в Украине — от 170 тыс. гривен), а у первого зама — Mazda 3 (от 70 тыс.)…
Дальше: питомник для разведения служебных собак, которых тренируют для патрульной службы, проведения задержаний. Не поверите: половина его занята… свинарником. Каким образом подобное хозяйство «очутилось» и функционирует на территории режимного, даже, можно сказать, строго режимного, учреждения, почему скотину вынуждены обхаживать кинологи, в служебные обязанности которых подобная деятельность, естественно, не входит, — все эти вопросы остается лишь переадресовать руководству колонии.
Кроме того, как утверждают экс-охранники, собак кормят отходами зоновской столовой — что категорически запрещено регламентирующими документами, ведь заключенные и подсыпать чего-то могут. В то же время каждый месяц зона получает крупы, картошку, мясо и так далее, все продукты из расчета по нормативам — на кормление служебных животных. Мешки с ними, по словам собеседников, поздно вечером «отгружаются» через забор и покидают территорию в кузове неизвестного автомобиля в неизвестном направлении. Как в свое время в бочках с отходами зону покидал цветной и черный металлолом, в который превращались, как говорят, в том числе и станки производственной базы…
«Ягодки»: сметы, трудодни и Ющенко
Однако все вышеперечисленное, по большому счету, мелочь и «цветочки». Теперь — о «ягодках». По свидетельствам наших собеседников, и ранее, и сейчас в колонии практикуется применение труда охранников и ЗК на… строительных работах. Что строго запрещено законодательством. В соответствии с его нормами, строить для тюрем должны исключительно «третьи лица» — внешние подрядные организации, с которыми руководство должно заключать договора на общих основаниях, как и любой другой заказчик.
— А мы полный рабочий день — с 8 утра и до 4 вечера — строили забор, — рассказывают бывшие работники отдела охраны. — Шли туда служить, а вместо этого с утра до вечера таскали кирпичи. За те же 900-1000 гривен в месяц…
Но и это еще не все. Как утверждают наши собеседники, «экономит» руководство колонии не только на оплате труда профессиональных строителей.
— 2 года назад, после перенесения расположения батальона внутренних войск с територии ИК, их здание отдали поселенцам. Мы тогда строили трап от вышки до одного из зданий. Живых денег под это дело было выделено 47 тысяч — на такую сумму была составлена смета работ. Реально же не было потрачено ни копейки, весь материал взяли с этого самого здания, где был батальон, — срезали столбы, металл, никакие материалы вообще не закупались. Один ЗК варил, мы работали. Как всегда, бесплатно.
Тот же забор — полностью основное заграждение вокруг колонии, длиной 400 метров. Его полтора года строили мы и ЗК. Материалы — опять же, сама зона делает. Но что на забор шло? Не стандартный шлакоблок, а брак, списанное, то, что не берут. А уже сейчас в заборе трещины, руку можно просунуть… — утверждают «строители поневоле».
Однако речь сейчас даже не о качестве забора, трапа или других построек. Коль скоро закон предусматривает исключительно привлечение на эти работы подрядных организаций, значит, и отчитаться за них руководство колонии могло только как за проведенные подрядной организацией. То есть где-то составлялись сметы, в которые были внесены расходы на проектную документацию, оплату работы строителей, стройматериалы и т.д. И, скорее всего, под эти сметы выделялись деньги — из госбюджета, естественно, заведение-то казенное. А вот куда шли все эти деньги, учитывая, что людям за работу не платили точно, а стройматериалы, похоже, и вовсе не закупали — большой вопрос. Ценой которого могут и должны стать — если дела действительно обстоят так, как нам рассказали, — как минимум, погоны и должности…
Но, по словам собеседников, здесь никто уже давно ничего не боится. В отделе ходит легенда о том, как один из охранников, пытаясь добиться улучшения условий работы, дошел до Президента Ющенко. Умудрился лично(!) попасть к нему на прием. После этого в колонию приехала проверка из Киева, провели показательные «разборки» — и ничего, никакой ответственности те, кто, по сути, должен был, не понесли. «Правда, после этого нам, наконец, начали выдавать форму (раньше — покупали за свой счет) и начали выдавать положенные отпускные и оздоровительные (чего раньше не делалось). Все», — констатируют ребята.
Они обратились к прессе как к последней инстанции — после того, как поняли: официальные лица помочь им не в состоянии. Говорят, как ни странно, что хотят вернуться на службу, но только после смены руководства отдела охраны, превратившего госучреждение в доходное предприятие, а своих подчиненных — поставившего практически в равные условия с ЗК. Хочется жить и работать по-человечески, знаете ли. А кому не хочется?
По «эту» сторону решетки: 3 комментария
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Дерьмо, описанное в статье, существует и будет существовать неминуемо. Это еще сотрудники отдела охраны по определению мало информированы, слишком их служба отделена от всей колонии.
Причина свинско-вонючей коррупции находится в 1998-99 годах, когда ПРОТИВОКОНСТИТУЦИОННЫМИ указами Кучмы был создан департамент. Передавать охрану от МВД не было никакой необходимости, однако департаментские ее вырвали зубами. Только с одной великой целью — самим контролировать транспортный КПП и, соответственно, "черное" движение сырья и продукции. После этого на охране можно было поставить крест. Я еще очень удивлен, что за 10 лет она вообще не рассыпалась под командованием генералов и полковников свинско-барыжной службы. Ничего, скоро рассыпется, будут зэки охранять себя сами.
А выход из этого положения один: вернуть охрану в МВД. Рая не наступит, но порядок возродится.
базы вспомнили))) (см 4 абзац) а вот про путевки, действительно, забыли… наверстаем — приходите, рассказывайте…
Ну,и как эта самая пресса вам,братцы поможет? Ведь даже тут зашифровались,хотя всем ясно,что речь может идти только о ИТК-6 или СИЗО. Я,конечно ,понимаю и журналистов,-дело иметь будут с какими-никакими,а юристами.Но тем не менее… Кто-то,где-то,чего-то…Не вспомнили еще базу отдыха и путевки.Это и понятно.Наверняка инициаторы обращения в газету и не знают о таком. Темны и мутны дела твои,тюремное начальство!