ЖЭКам и КРЭПам, выступающим посредниками в расчетах населения за потребленную электроэнергию, абсолютно невыгоден переход потребителей на прямые расчеты. Об этом свидетельствуют истории, с печальной регулярностью повторяющиеся в Кировограде.
Одна из таких историй живописно рассказана нашими читателями. В понедельник, около 11.00, к трансформаторной подстанции, от которой запитаны жилые дома в Авиагородке, подъехала автомашина городского филиала облэнерго, энергетики отключили от электроснабжения за долги дом №6 по ул. Добровольского. Четверо пенсионеров, добросовестных плательщиков, из этого дома, оказавшиеся свидетелями отключения, слезно умоляли возобновить подачу напряжения, собственными телами попытались перегородить дорогу, чтобы машина не смогла уехать. Нет, никто им в ответ не грубил, не оттаскивал протестантов с дороги, их, как сообщила одна из пенсионерок, попросту обманули: «Нам сказали, что отключат еще двадцать домов, то есть будет возможность для массовой акции протеста, а потом уехали, и только наш дом остался без электричества…»
Сутки спустя электроснабжение было возобновлено – после совещания в горисполкоме. Но это не первый случай, бывало, сидел дом без света и трое суток. На вопрос, в чем причины отключений, ответил заместитель коммерческого директора облэнерго Валерий Колесников. Первая и главная из причин – жильцы двух с половиной десятков домов (на улицах Добровольского и Короленко), подведомственных КРЭПу № 11, не являются непосредственными абонентами облэнерго, а оплачивают электропотребление через КРЭП. При этом объем проданной КРЭПу электроэнергии из месяца в месяц не совпадает с оплаченной. В итоге на
1 мая задолженность составила около 1,1 млн. грн., а из 34 тыс. грн., начисленных за апрель, было оплачено только 11,5 тыс. грн. (30%). В таких случаях, говорит Валерий Викторович, в первую очередь отключается от электроснабжения сам КРЭП, а если это «не помогает», то и бытовые потребители. Можно строить предположения о том, что врут устаревшие (не того класса точности и с пропущенным межповерочным сроком) счетчики жильцов. Или кто-то ворует электричество. Или еще что-нибудь. Суть не в этом. Чтобы жители микрорайона стали полноправными абонентами облэнерго (а добросовестные плательщики не подвергались унизительным «коллективным отключениям»), необходимо заменить в их квартирах старые счетчики на современные. А стоимость этих работ оплачивается КРЭПом или городской властью. Поэтому электроснабжение возобновили после совещания, на котором были согласованы сроки работ.
Последнее не означает, что за электричество можно не платить: неуплата грозит новыми отключениями. Но способ «защиты» для добросовестных плательщиков все же есть. При доме создается инициативная группа, которая контролирует полноту и своевременность оплаты за электроэнергию и информирует КРЭП об отсутствии долгов, последний же извещает энергетиков письмом, что данный дом отключению не подлежит.
И напоследок – разоблачение «тайн мадридского двора». Городской бытовой потребитель оплачивает электропотребление по тарифу 24,36 коп. за киловатт-час. А КРЭПу счет выставляется по так называемому тарифу «для населенного пункта» — это на 0,72 коп. дешевле. Таким образом КРЭП, даже ничего не делая, но «продавая» в месяц, скажем, 150 тысяч киловатт-часов, зарабатывает на этом более тысячи гривен (или более 12 тыс. грн. в год) – только за то, что является промежуточным звеном в цепочке расчетов.