Согласитесь, игра актеров на сцене, наши впечатления от нее – это главное. Однако, кроме актерской игры, спектакль состоит еще и из музыки, декораций, костюмов, звуковых и световых эффектов, которые создают целостную картину. А как и кем делаются декорации? Кто шьет костюмы и кто их придумывает? Кто ведет спектакли? Как рождаются свет и звук? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить и познакомить вас с людьми, которые остаются за кулисами, но без которых невозможно это чудо. Они тоже кропивничане и вполне заслужили, чтобы и их тоже знали.
Как обычно, сначала мы даем слово главному режиссеру театра им. Кропивницкого Евгению Курману.
– То, что видит зритель, сидя в зале, обеспечивается совершенно другим процессом – тоже творческим, но в первую очередь – технологическим. Для того, чтобы получился хороший спектакль, работают все – от директора театра и главного режиссера до дежурного на вахте. Но непосредственно в то время, когда действо происходит на сцене, в нашем театре спектакль ведут два человека – помощники режиссера. Эти люди помогают режиссеру организовать процесс создания спектакля, и во время него они являются самыми главными.
Помощник режиссера управляет всеми процессами, происходящими на сцене, руководит актерами, техническими службами, дает команды на перестановку, и самое главное – он имеет право требовать от всех, начиная с директора и главного режиссера, не мешать проводить спектакль. Помощники режиссера в театре им. Кропивницкого – Лидия Кравцова и Марина Малахатько.
Наверное, многие, читая программку перед спектаклем, обращали внимание на фразу: «Виставу ведуть…» Это именно они, помрежи. После знакомства с их работой и с ними лично действительно стало понятно, что без них то, что мы привыкли видеть на сцене, вряд ли получилось бы настолько слаженным и четким. Ведь их работа начинается с первого звонка (кстати, обратите внимание, что звонки, особенно третий, в нашем театре не совсем обычные!) и заканчивается финальным закрытием занавеса по окончании спектакля.
Сначала мы отправились в святая святых – на рабочее место помрежей на сцене. Человеку несведущему сложно представить себе, как можно одновременно следить за тем, что происходит на сцене, управлять пультом, на котором более двух десятков тумблеров, и их нужно вовремя включить/выключить, в то же время, если нужно повернуть сцену, следить, чтобы четко совпали необходимые метки, по рации отдавать команды по свету и звуку, а также артистам, которым предстоит выход на сцену. Кстати, по всему зданию театра установлены динамики, и можно слышать то, что происходит в данный момент на сцене, а также команды помрежей. А еще им нужно успеть обратить внимание, подошел ли нужный в этой сцене актер. Кроме того, в день, когда, к примеру, два спектакля – детский и взрослый, очень важно не перепутать декорации, и для этого приклеиваются соответствующие «фишечки».
Словом, Евгений Васильевич был совершенно прав, когда сказал, что во время спектакля главная роль отведена именно помощникам режиссера, так как именно благодаря их работе на своих местах появляются определенные декорации, в нужную секунду идет дождь или снег, гремит гром или играет музыка, гаснет свет или наступает день, появляются видео- или звуковые эффекты… К сожалению, чаще всего зритель этих «дирижеров» не видит, хотя благодарить должен наравне с актерами.
В этой части публикации мы лишь немножко показали вам спектакль изнутри, со сцены, из кулис, а в следующей – познакомим вас с хозяйками закулисья – Лидией Кравцовой и Мариной Малахатько.
Ольга Березина, фото Павла Волошина, «УЦ».