Франция в сознании многих украинцев ассоциируется с вечным праздником, на котором во что бы то ни стало надо побывать хоть один раз в жизни. Самая элегантная столица мира и колыбель высокой моды — Париж, лазурный берег Ниццы, мекка киноиндустрии — Канн, романтическая долина Лауры и крутые склоны Монблана с известным на весь мир курортом Шамони. На глянцевых картинках рекламных проспектов и телеэкранах вся эта сказка выглядит очень заманчиво. Какова же ее обратная сторона, чем сейчас живут и дышат жители страны Коко Шанель, Жана Рено и Зинедина Зидана, корреспондент «УЦ» узнавала у своего коллеги, молодого французского журналиста Давида Совиньона, который на год приехал в Украину, чтобы рассказать о жизни в Восточной Европе своим соотечественникам.
— Давид, мы часто употребляем выражение «увидеть Париж и умереть». А что значит Париж для француза?
— Париж — это прежде всего столица нашего государства. Это замечательный город, но у нас во Франции тоже есть своя поговорка: «Париж — красивый город, но его жители — ужасны». Франция и так очень обособленная страна, французы — своеобразный народ. И особенно парижане, которые считают, что именно они — центр мироздания, центр Вселенной. Парижане отличаются от других французов очень завышенной самооценкой. В Париже очень тяжело и очень дорого жить, большая концентрация людей, многие хорошо обеспечены. Поэтому парижане относятся к остальным французам, как к «деревенщине».
— А откуда вы родом?
— Родился и живу в западной части Франции, в небольшом городке Пуатье.
— Как вы могли бы охарактеризовать менталитет французов? Есть ли какие-то, свойственные только им, черты характера?
— Трудолюбие, организованность, заносчивость. Жители Франции горды собой, они игнорируют всех остальных, высокомерны по отношению к представителям других национальностей, поэтому очень мало интересуются остальным миром.
— Франция — страна со славной историей. Что для вас означает Родина, свобода, флаг?
— Хороший вопрос. Я считаю, что сейчас, когда Франция ни с кем не воюет и нет внешней угрозы для страны, для французов не существует ничего более важного, чем выплата кредитов за квартиры, машины и т. п. В последние десятилетия для молодых французов нет одной объединяющей идеи. Сейчас мы не боремся ни за какие идеалы. И ключевыми для страны, по моему мнению, являются слова Николя Саркози: «Больше работаешь — больше зарабатываешь». Все, чего хотят французы на данный момент, — это получать больше денег, выплачивать кредиты, брать новые кредиты и так далее.
— Вашу страну принято считать законодательницей моды. Как выглядят современные француженки? Они модницы?
— Тяжело ответить… Однозначно нашим женщинам присущи элегантность, определённый бизнес-стиль, они предпочитают темные цвета в одежде, цвете волос. Никаких джинсов и спортивных вещей, ничего экстравагантного. Француженки действительно очень стройные, с хорошими фигурами, в отличие от американок. И однозначно не такие вычурные, как украинские девушки. А разрешить извечный спор, кто красивее — славянки или француженки, я не могу. Все зависит исключительно от женщины.
— Есть несколько русских фраз, где прилагательное «французский» несет определённую смысловую нагрузку: например, «французский поцелуй», «французские булки»…
— Я понял… У нас во Франции говорят просто: «булки», «поцелуй». Зато у нас есть несколько фраз, где фигурирует слово «английский». Например, если кто-то уходит и не прощается, французы говорят: «ушел по-английски», разводной ключ называется «английским ключом».
— И все-таки как во Франции называется французский поцелуй?
— (Смеется). Никак. Если ты скажешь французский поцелуй, во Франции тебя никто не поймёт. Вот и всё.
— Говоря о французской кухне мы зачастую вспоминаем о лягушачьих лапках. Правда ли, что у вас принято угощать гостей этим национальным блюдом?
— Вы знаете, это часть легенды, стереотипа. Вы, конечно, можете найти такое блюдо в ресторанах, но я бы не сказал, что оно очень популярное. Но чему вы удивляетесь? Если в Украине вы едите сушеную рыбу (тараньку), то это же не значит, что эта рыба является отличием украинской национальной кухни.
Это просто маленькие лапки, на вкус напоминающие курятину. Есть блюда и повкуснее. Французы любят улиток, но не всех, а именно крупных, виноградных. Также популярны блюда из различных бобовых культур, разные блинчики…
— Какие спиртные напитки предпочитают французы?
— Это, конечно, вино, которым славится Франция. У нас делают очень много хороших вин. Также популярна анисовая водка. Еще, без сомнения, коньяк. Однако этот напиток не очень распространён среди молодежи, поскольку является дорогим.
— Сколько он стоит?
— Очень дорого. Я никогда не покупал, но, по-моему, где-то около 50 евро за бутылку.
— Вы, наверное, успели заметить, что кировоградская молодежь часто собирается в недорогих кафешках, за пивом. А как проводят свободное время молодые люди во Франции?
— Практически так же, как и у вас. Мы любим собираться вместе, пойти в кафе, тоже пиво попить. Во Франции запрещено распивать спиртные напитки на улице. Поэтому молодежь собирается в ресторанчиках, однако, в отличие от Украины, у нас алкогольные напитки очень дорогие, и обычный студент не может себе позволить часто посещать подобные заведения.
Мы общаемся с друзьями, играем в компьютерные игры. Каждый французский студент имеет персональный компьютер, и в молодежной среде увлечение компьютерными играми очень распространено.
— Популярен ли во Франции студенческий спорт?
— Да, очень. В каждом университете есть большое количество спортивных секций, особенно популярны командные виды спорта: баскетбол, бейсбол, футбол, регби.
— Существует стереотип, что молодого французского мужчину сложно связать узами брака…
— Поздние браки — это общеевропейская тенденция. Это вызвано тем, что постепенно увеличивается возраст выпускников — молодые люди только лет в 20 начинают учиться. А потом мы стараемся заработать побольше денег, как-то закрепиться в жизни. Многие считают свадьбы дорогим удовольствием. Некоторые не верят в институт брака. Во Франции очень популярен в последнее время гражданский брак. Он практически не отличается от обычного, законного. Права и обязанности практически те же самые. Гражданский брак защищён законом: и алименты в случае разрыва отношений платить надо, и имущество делить…
— Тогда развенчайте еще один стереотип. Правда, что супружеская измена и любвеобильность во Франции — обычное дело?
— Это часть мифа, что француз должен иметь жену и несколько любовниц. На самом деле это не так. Любая измена грозит разводом или в лучшем случае большими неприятностями. Как минимум, оба получат по физиономии (смеется). И уважающий себя мужчина не потерпит, когда придется свою женщину делить с кем-то.
— Кем из своих соотечественников гордятся французы?
— Конечно, на первом месте президент страны. Спортсмены, такие, как Тьери Анри, Зинедин Зидан… Во Франции есть много исторических персонажей, однако сейчас молодёжь их не жалует, может даже не знать о них. Так же популярны киноактёры Жан Рено, Жерар Депардье, Пьер Ришар, Ален Делон…
— Необходимо ли наличие высшего образования для получения хорошей зарплаты, работы, социального статуса?
— Совершенно необходимо, но зачастую одного высшего образования бывает недостаточно. Сейчас во Франции есть огромное количество выпускников университетов, которым сложно найти хорошую работу. Экономика страны растёт медленно и отличается стабильностью. Поэтому молодым людям тяжело найти свободную нишу.
Хотя в принципе сейчас возможно найти работу для любого человека, вопрос только какую. Например, очень популярна сейчас среди молодежи временная работа. Ты работаешь три дня в одном месте, два дня в другом, неделю в третьем. Наблюдается огромная нехватка рабочей силы в сфере неквалифицированного труда — на стройке, уборке улиц и пр., но французы не очень хотят туда идти.
— Вся Европа заполняет вакуум рабочей силы в сфере неквалифицированного труда иностранцами…
— Франция — очень закрытая страна. Мы всех приезжих почему-то боимся. Хотя у нас работает большое количество граждан стран Восточной Европы. Допустим, в сфере сельского хозяйства у нас подписано соглашение с Польшей, и поляки свободно работают в фермерских хозяйствах Франции. По моему мнению, в скором времени Франция будет испытывать острую нехватку рабочей силы. Французы-работяги становятся всё старше и старше, и заменить их некем.
— Какая разница в оплате между неквалифицированным и квалифицированным трудом?
— Во Франции строго фиксирована минимальная заработная плата (около 1000 евро), верхнего предела оплаты труда нет…
— Довольны ли обычные французы своим уровнем жизни?
— Конечно, каждый человек хочет больше. Раньше у нас была чётко лимитированная трудовая неделя — работаешь 35 часов, получаешь за 39. Теперь всё изменилось. Больше работай — больше получай. Это слоган нового правительства.
— К примеру, средняя молодая семья может себе позволить квартиру и машину?
— Да. Если оба работают, то без проблем.
— Контраст между Францией и Украиной сильно заметен? Что в первую очередь вас удивило?
— Страна как страна. Не помню, я вообще-то ночью приехал (смеется). Я был до этого в Украине на каникулах, изучал географию и историю, поэтому в общих чертах знал уже, что здесь и как.
— Но всё-таки, что поразило?
— Больше всего бросается в глаза огромный разрыв между бедными украинцами и богатыми, а на самом деле — отсутствие среднего класса. Он у вас мизерный. На фоне роскоши БМВ и «Мерседесов» встречается огромное количество нищих. Франция отличается от вашей страны не тем, что у нас немного олигархов, а тем, что у нас мало бедных людей.
Что понравилось? У вас очень хорошая идея — маршрутные такси. Для таких маленьких городков, как Кировоград и Пуатье, это самая настоящая находка. Автобус часто гонять нерентабельно, а шустрые маршрутки — то, что надо. Я обязательно предложу эту идею у себя. Вот только бы салон поопрятней сделать и побольше, чтобы головой не биться…
— Чувствуется ли разница в отношении французов к Украине как к проевропейской стране и к России как к преемнику СССР?
— Для рядового француза разницы нет. Французы очень мало знают о России и Украине. Они вообще с трудом разбираются в карте старой Европы. Путают, чья столица Будапешт или Бухарест. Не удивляйтесь, если француз вам ответит, что Украина — это страна где-то в Южной Америке.
— Давид, недавние пожары и беспорядки в пригородах Парижа и других крупных городов были спровоцированы темнокожими «афрофранцузами». Стало ли расовое противостояние проблемой для Франции?
— На самом деле для коренных французов нет большой разницы между черными и белыми людьми. Франция — бывшая колониальная страна, поэтому такому понятию, как расовые меньшинство и большинство, не придаётся ключевого значения. Но всё же некоторые люди считают это проблемой. Особенно если принять во внимание результаты последних выборов, где партии радикально-экстремистского направления, деятельность которых направлена на ограничение прав иностранцев, набрали около 20% голосов. Эти политические силы просто заявляют: иностранцы, а ну быстро возвращайтесь домой, на свою историческую родину. К примеру, Национальный фронт во главе с Ли Пеном.
— Вы хотите сказать, что средства массовой информации сильно преувеличивают проблему?
— Да, определённые неудобства, конечно, есть, но они не расового характера. Если ты чёрный, то это не говорит о том, что ты обязательно в знак протеста будешь жечь машины, громить кварталы. Эти проблемы больше индивидуальны, они социального и ментального характера. Во Франции нередко можно встретить черного преподавателя университета, доктора или менеджера крупной компании, и в то же время встречаются белые, которые поджигают автомобили и протестуют из-за того, что они недовольны определёнными аспектами жизни.
— Давид, вы — специальный корреспондент французского издания в Украине. На ваш взгляд, чем отличаются украинские и французские СМИ?
— Формат размещения рекламы у вас другой, фотографии маленькие, а текста в заметках много. Это не очень читабельно, у нас верстают газеты по-другому. В заголовки выносятся сенсации.
Во Франции основная разница между журналистами заключается в наличии так называемой пресс-карты (press-kard), у меня, к примеру, её нет.
Наличие пресс-карты означает, что ты официально являешься журналистом. Для этого надо закончить школу журналистики, проработать около десяти лет в газете или другой области медиа-сферы. Да, и еще — чтобы получить пресс-карту, необходимо работать не просто где-то в СМИ, а в официально зарегистрированном издании. Эта «корочка» открывает широкие возможности, доступ практически в любые организации и учреждения. Если у тебя она есть, ты можешь быть аккредитован и приглашён на различные мероприятия. Хотя, как рассказывали мне друзья, в Азии, например в Таиланде, можно купить поддельную французскую пресс-карту.
Обычно во французских медиа работают единицы журналистов с пресс-картами и большое количество журналистов без нее.
— О чём вы пишете? Или вы приехали в Украину уже с заранее оговоренными заданиями?
— До того, как приехать в Кировоград, я работал на польскую газету во Франции и писал о туризме, работал в Польше на французскую газету, где рассказывал моим соотечественникам о Польше, пропагандируя эту страну. В таком же ключе буду писать и об Украине. Мои любимые темы — культура и спорт. Для меня это интересно. Еще я люблю писать о музыке. А для того, чтобы стать популярным журналистом, думаю, мне надо написать о чем-то новом. Например, о какой-то далёкой стране, то, о чём будет интересно прочитать во Франции. К примеру, о музыке в Украине, России.
— Какие газеты предпочитают французы?
— Конечно же, главным и наиболее известным печатным изданием у нас является газета «Ле Монд», что там публикуют — то люди и читают. Газета рассказывает о политике, событиях в мире и т.п. Вторая по популярности — «Команда». Она выходит каждый день. Французы вообще очень спортивная нация, увлекаются спортом, знают и любят своих чемпионов, поэтому эта газета моментально раскупается. Вообще во Франции каждый день можно покупать свежую прессу, и каждый день ты найдешь там что-то новое для себя и интересное.
— Достаточно ли зарплаты журналиста для того, чтобы прожить?
— Да, если у тебя есть пресс-карта, то ты получаешь постоянную достаточно высокую заработную плату. Это престижная профессия. А если нет, то платят только за статьи, которые написал. Ничего не написал — ничего и не получил. Больше пишешь — больше получаешь. Но в принципе на жизнь хватает. Я — независимый журналист, у меня нет нормированного рабочего дня. Я отсылаю редактору статьи, которые считаю интересными. Иногда мне даже приходится убеждать редактора напечатать мою статью. Так и работаю.
Я приехал в Украину по собственному желанию, газета меня не посылала. Поэтому здесь плачу за всё сам. Заграничные командировки оплачиваются только корреспондентам крупных изданий. К примеру, в Украине во время выборов 30 сентября был официальный представитель газеты «Ле Монд». Большая газета может позволить себе это.
— Есть ли во Франции какое-то давление со стороны органов власти на средства массовой информации?
— Официально, конечно же, нет. Хотя во время выборов некоторым журналистам приходилось увольняться с работы из-за того, что они писали негативные статьи в адрес Саркози. Но это не означает, что есть какая-то прямая угроза жизни или семье репортера. К примеру, во время выборов газета «Ле Монд» считалась газетой «про-Саркози», однако и там появлялись статьи, критикующие его политику и его самого. Так что во Франции свобода слова есть. Так же, как и в Украине.