Наверное, у каждого из нас есть родственники или друзья в бывших союзных республиках, больше всего, конечно, в соседних России и Белоруссии. Моя собеседница — Татьяна Романова — часто бывает в Америке, а вот в Гомель к родственникам решила съездить впервые за последние пятнадцать лет. Оказалось, что это не так просто, как в какие-то там Штаты. То есть дешевле, конечно, и документы оформить проще, но…
— Я ехала на машине, поэтому оформила обязательную при выезде за границу страховку, она, кстати, стоит 23 доллара. Но оказалось, что это не все — с первого августа в МРЭО нужно оформлять еще и разрешение на вывоз транспортного средства, за которое мне пришлось заплатить более 400 гривен. То есть сам факт выезда из Украины уже обошелся мне более чем в 500 гривен.
По дороге в Беларусь мы стояли на границе часа два. Заполнили декларацию (гораздо более подробную, чем при въезде в США, где требуют декларировать только суммы свыше 10 тысяч долларов и драгоценности), миграционную карту и отдельно бумажку о том, где каждый из нас будет находиться 30 сентября — в день выборов. Кстати, когда я вместе с другими документами подала таможеннику то самое разрешение на вывоз транспортного средства, он очень удивился и попросил объяснить, что это…
Украинская и белорусская таможенные зоны отличаются кардинально. В украинской (мы ехали через Ярыловичи) тетки с бидонами предлагают всем «чай, кофе, капуччино», валяются кучи мусора, таможенники почему-то работают на улице — выносят столы, стулья, компьютеры, ставят зонтики… На белорусской таможне — абсолютная чистота и порядок, никто ничем не торгует, никто ничего не выбрасывает из окон. Работают быстро и слаженно: если украинские таможенники пропускают одну машину минут за 20-25, то их белорусские коллеги — за 5-10.
— Какое главное впечатление от Беларуси?
— Как только въехали, заметила, что чего-то не хватает. Никак не могла сообразить чего — те же сосны, что и в Черниговской области, то же небо… А потом вдруг поняла — билбордов, их нет вообще. Как нет ни киосков, ни кафешек вдоль трассы. Вообще создалось впечатление, что за 15 лет здесь ничего не изменилось, как будто вернулась в Советский Союз, только очень чистый. Родственники объяснили мне, что такая незначительная, казалась бы, проблема, как грязь на улицах, тут возведена чуть ли не в ранг государственной. Дворник здесь — профессия очень высокооплачиваемая, а значит — достаточно престижная. Каждый уборщик держится за свое место и хочет быть лучше коллег. С другой стороны, и жители не разбрасывают мусор где попало — за это тут предусмотрены достаточно большие штрафы. Правда, и урны стоят на каждом шагу — отдельные для пластика, стекла, бумаги и пищевых отходов. И никому даже в голову не приходит бросить мусор не в ту урну! Вообще белорусы не нарушают правил — никаких: стоит знак ограничения скорости «40» — значит, все едут «40». Штрафы за любые нарушения правил дорожного движения очень большие — не пристегнут водитель или пассажир — $15, не пропустил пешехода — 20. За вождение в нетрезвом состоянии тут же лишают прав. Очень активно борются и с пьяными на улицах, в Гомеле сохранились вытрезвители, и за одну ночь в таком заведении нужно заплатить $80, причем, чтобы туда попасть, не нужно валяться под лавочкой, достаточно неровно идти или шумно себя вести.
Но, как это ни прискорбно, главное впечатление от поездки — это украинская таможня. Оказывается, по дороге в Гомель нам просто повезло… На обратном пути мы простояли больше часа на белорусском пропускном пункте и четыре с половиной часа (!) — на украинском. В 30-градусную жару, под палящим солнцем. Тут я поняла, откуда столько мусора, зачем нужны тетки с бидонами «чая-кофе» и что за специфический запах стоит в таможенной зоне… Дело в том, что на пропускных пунктах есть туалеты, но, пройдя белорусский терминал, ты уже не можешь вернуться, и на украинскую сторону тоже попасть не можешь. И так почти пять часов. Правило «девочки налево — мальчики направо» тут не срабатывает: налево — крутой подъем. Но и направо все не так просто: зайти в лес дальше, чем на метр, нельзя, там просто уже негде ступить. Тысячи людей, которые вынуждены ходить в туалет в метре от чужих машин средь бела дня… Представляете, насколько это унизительно?
А главное — решалось-то все, оказывается, просто. Когда мы уже были вторыми или третьими в очереди, украинский таможенник с очаровательной улыбкой поинтересовался: «Ребята, что же вы так мучались? Скинулись бы». А мы просто не догадались…