Аварийность на автодорогах, которая резко возросла в годы новейшей истории Украины, недисциплинированность водителей, в особенности тех, кто не обладает достаточными опытом и стажем вождения, давно стали притчей во языцех. В то же время о причинах этих прискорбных, а зачастую оборачивающихся трагическими последствиями явлений говорится, на наш взгляд, недостаточно. Порождены ли они так называемыми личностными факторами? Или недостаточным уровнем обучения? Или же современными социально-экономическими условиями нашей сегодняшней жизни?
Задавшись этими вопросами, редакция сочла необходимым пригласить к разговору об одном из аспектов названной проблемы — об уровне подготовки будущих водителей — профессионала, Олега Скорупо, преподавателя автошколы при бывшей организации ДОСААФ — ныне Общества содействия обороне Украины.
Старшему поколению нет нужды напоминать, чем было ДОСААФ — Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — в советское время, когда располагало собственной авиацией, аэродромами и многим, многим другим, что было необходимо для подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах СССР, развития технических видов спорта и воспитания будущих чемпионов. О том, что первые провальные годы после распада СССР нанесли серьезный удар и по этой организации, на примере автошколы откровенно говорит и наш собеседник. Он действительно имеет право на сравнения. Тридцать лет в кировоградской автошколе ДОСААФ проработал его дед. Сам Олег Владимирович Скорупо работал в ней вначале в 1989-1990 годах, то есть еще в советское время, а затем после некоторого перерыва вновь вернулся в школу, работает непрерывно уже 10 лет и даже возглавил профорганизацию.
Произошедшие перемены видны невооруженным взглядом. В бывшем четырехэтажном здании ДОСААФ, расположенном практически в центре города, нынешняя организация занимает только половину одного этажа. С понятной ностальгией говорит Олег Владимирович об утрате автодрома за Рощей Десантников. На этом автодроме, оборудованном горками, шлагбаумами, эстакадами, железнодорожными вагонами, готовили водителей-профессионалов, проводили спортивные соревнования. Из 38 мастеров, которые тогда работали в автошколе, осталось десять. Парк легковых автомобилей для обучения вождению состоит из пяти машин. В советское время автошкола в массовом порядке готовила водителей грузовых автомобилей по заказу военкомата для армии. Сегодня такие заказы носят единичный характер. Причем военкомат, в отличие от прежних времен, оплачивает эту подготовку только частично: доплатить до полной стоимости обучения должен сам курсант автошколы.
Но об одном Олег Владимрович говорит с гордостью — о людях, которые работают в автошколе, мастерах, которые ведут процесс обучения.
По его словам, костяк трудового коллектива составляют профессионалы, которые не только получили высокий уровень подготовки, но и прошли становление еще в советское время. Об уровне их профессионализма говорит и тот факт, что команда мастеров-водителей автошколы ежегодно принимает участие во всеукраинских соревнованиях по мастерству автовождения. В этом году заняла достаточно высокое седьмое место на соревнованиях в Киеве, в которых участвовало более 40 команд из разных регионов Украины. Эти мастера и садятся ежедневно за руль рядом с курсантами, чтобы превратить своих неопытных подопечных в водителей, которым можно доверить самостоятельное управление автомобилем. Прежней, накатанной еще в советские времена осталась и программа подготовки, которая включает в себя как обучение правилам дорожного движения, основам первой медицинской помощи в случае дорожно-транспортного происшествия и другим вещам, которые должен знать водитель, так и собственно обучение вождению на загородных трассах и в условиях города.
Небезынтересен и вопрос, сколько стоит сегодня обучение водителей. Оказывается, чтобы получить категорию, позволяющую управлять как грузовым, так и легковым автомобилем, обучаемому необходимо будет выложить из собственного кармана около 2000 грн. В советское время, насколько помнит Олег Владимирович, это обходилось рублей в 70-80. Обучение водителя-любителя на легковой машине стоило рублей около 50. Сегодня такое обучение обойдется в сумму около 1000 грн. Понятно, что в нее входит не только собственно плата за обучение, но и расходы на бензин, на получение необходимых медицинских справок и оплата сдачи экзамена в ГАИ.
Существенно изменился, образно говоря, и групповой портрет курсантов автошколы. Главным образом приходят в автошколу люди, желающие получить права на управление собственным легковым автомобилем. Очень много среди них женщин и девушек. Бывают и парадоксы. Иные из тех, кто сегодня приходит в автошколу, говорят, что водительские права… уже имеют! И просят, чтобы их теперь научили всего-навсего… водить машину…
Возникает и вопрос, на какой машине нужно учиться водить. Достаточно расхожим стало такое требование обучаемых: научите меня водить иномарку. Как шутит Олег Владимирович, «иномарки» в автошколе есть — это автомобили «Жигули» и «Москвич». А если обучаемый имеет в виду какую-то другую иномарку, то это от лукавого: нужно учиться водить автомобиль, а не «иномарку». Кто водит «Москвич» или «Жигули», легко пересядет за руль любого другого автомобиля. Значение могут иметь только конструктивные различия автомобилей — переднеприводных и заднеприводных. И то эти особенности могут проявить себя только при определенных условиях — в гололед или на мокрой скользкой дороге. Но если в будущем обучаемый собирается водить переднеприводную машину, то все же ему лучше сразу начинать обучение на автомобиле того же типа.
По мнению Олега Скорупо, нам стоило бы присмотреться и к зарубежному опыту обучения вождению. В Германии, например, обучаемый сядет за руль только после прохождения проверки на компьютере на знание правил дорожного движения. У нас проверка на компьютере — это завершающий этап. Проходит она уже в ГАИ при сдаче экзамена. Иначе проходит и собственно процесс обучения. Двадцатилетний должен отъездить с инструктором 40 часов, пятидесятилетний — 100. Наши же программы не учитывают возрастного ценза и рассчитаны на 20 часов вождения. И готовность перехода к следующему этапу обучения в той же Германии определяет сам мастер вождения. Причем каждый этап обучаемый оплачивает отдельно. Если этап не освоен — плати за него вторично и начинай все с нуля.
Но ведь у нас сегодня, насколько известно, можно получить водительские права и без обучения в автошколе? Отвечая на этот вопрос, Олег Владимирович высказывает мнение, что обучение в «частном порядке» — когда, например, отец учит сына за рулем собственной машины — существенно отличается от обучения в профессиональной автошколе, в автомобилях которой педали сцепления и тормоза дублируются на рабочем месте мастера. Что дает ему возможность в любой момент вмешаться в управление автомобилем и предотвратить нежелательную ситуацию. Тем не менее, в ГАИ можно получить водительские права вообще без предъявления документа о пройденном курсе обучения: заплатил деньги, сдал экзамен сначала на компьютере, а затем за рулем — и к вечеру того же дня получаешь права. Правда, вначале сроком на 2 месяца, а затем, после повторной сдачи экзаменов, и постоянные. Тогда как после обучения в автошколе человек после сдачи экзамена сразу получит водительские права, не требующие повторной пересдачи.
— Я знаю статистику, согласно которой до 70% аварий совершают водители со стажем вождения менее 2 лет, — говорит Олег Владимирович. — Но я не знаю, задавалась ли эта статистика вопросом: где, когда и как прошел обучение человек, который совершил аварию или попал в нее?..
Уважаемый Анатолий Юрченко! Пожалуйста напишите мне телефон ДОСААФ, где работает Олег Скорупо.
Привет Олег! Наверняка я не ошиблась, это скорее всего ты, во всяком случае на фото похож, я как и ты работаю в автошколе. Если вспомнил г.Черняховск напиши