Башарова часто называют баловнем судьбы. С легкой руки Михалкова, у которого Марат дебютировал в «Сибирском цирюльнике», его стали приглашать сниматься такие известные режиссеры, как Павел Лунгин, Александр Митта, Станислав Говорухин, Алла Сурикова… Его театральные работы в спектаклях «Горе от ума», «Рикошет» и Ladie’s Night критики, обычно скупые на похвалы, отметили весьма высоко. В свои 31 Марат Башаров — один из самых востребованных актеров российского кино. А по совместительству — начинающий фигурист, успевший полюбиться миллионам телезрителей по шоу-проекту «Звезды на льду».
Марат и его партнерша Татьяна Навка входят в тройку безусловных лидеров ледового проекта. И дело здесь не только в благосклонности Фортуны. Удача, как известно, любит джентльменов. Галантным Башаров остается всегда и везде: и в кино, и на льду, и в жизни.
— Марат, давайте начнем с детских воспоминаний…
— Я родился в простой семье. Родители никак не были связаны с театром и кино — мама работала поваром, папа — сантехником. Я в детстве был очень послушным примерным мальчиком, ходил в детский садик. А в общем-то, было обычное дворовое детство: игры на стройке, в войнушку, прятки и казаки-разбойники. Два раза меня из школы хотели выгнать за хулиганство… Я часто приезжаю к маме, в наш двор, где я жил в детстве. И наблюдаю жуткую картину — многие мои школьные друзья оказались за решеткой. То ли поколение такое хулиганское было, то ли жизнь заставила красть, убивать — не знаю. Но считаю, что мне очень повезло — я вовремя вырвался из этой среды.
Больше всего мне нравились литература и история — на этих уроках я сидел тихо и никому не мешал, математику же просто ненавидел. Школьные годы запомнились веселыми тусовками на стадионе, первой сигаретой, первым предательством — как и полагается, любимая девочка меня бросила. В те годы я нашел своих друзей, с которыми общаюсь до сих пор, которых очень люблю и ценю…
Окончив школу, Марат поступил в МГУ, на юридический факультет. В это время его брат (театральный критик) случайно предложил ему попробоваться на роль в спектакле «Кентервилльское привидение» театра «Современник», куда нужен был молодой парень. Роль он получил и целых два сезона играл в этом спектакле. Естественно, ни о каком МГУ Марат уже не думал, забрал оттуда документы и поступил в театральное училище имени Щепкина. Приблизительно в то же время он снимался в рекламе, а также сыграл эпизодическую роль в фильме Михалкова «Утомленные солнцем».
В 1998-м Никита Михалков предложил ему сниматься в своем фильме «Сибирский цирюльник». Эту роль Марат считает своей первой крупной работой. Именно после съемок в «Сибирском цирюльнике» у Башарова установились близкие, теплые отношения с Никитой Михалковым (которого он называет своим «кинопапой») и Олегом Меньшиковым.
В 1999 году Башаров снялся у Станислава Говорухина в фильме «Ворошиловский стрелок», сыграв подонка-насильника. А в 1998-2000 он участвовал в театральной постановке Олега Меньшикова «Горе от ума». Потом были главные роли в фильме Павла Лунгина «Свадьба», а также в телевизионном сериале Александра Митты «Граница. Таежный роман».
— Работать с таким легендарным режиссером, как Митта, — это счастье для любого актера… Еще приятно, что исполнилась заветная мечта моего детства: поиграть в войнушку в настоящем лесу, в настоящей форме и с настоящим оружием.
После этих двух фильмов кинокритики заговорили о рождении новой звезды на отечественном кинонебосклоне. В 2003 году Башаров был приглашен режиссером Файзиевым на роль Фандорина в «Турецком гамбите». Сам Марат был очень рад этой роли: «Я Акунина безумно люблю. У него такой слог потрясающий! Ну а Фандорин — один из любимых литературных персонажей». В том же году актер был приглашен в Голливуд — в картину Стивена Содерберга «Чешуя».
Пока Марату удается не повторяться, и хотя ему уже трудно справляться с навязчивым амплуа лирического героя, он из всех сил старается этому противостоять.
— Какой Марат Башаров в жизни?
— Сложно говорить о себе. Я вообще человек мирный, неагрессивный. Наверное, излишне уверен в себе, напорист. В одежде предпочитаю спортивный стиль. В женщинах ценю честность и понимание. Ненавижу такую черту, как меркантильность. Мне все равно, сколько кто зарабатывает. Главное, чтоб работа нравилась. Вредных привычек почти не имею. Еще бы курить бросить. Никита Михалков все время мне говорит: «Марат, выпивать можно, курить не надо».
Боюсь, наверное, одиночества. Люблю вкусно поесть — особенно нравятся пиво, кефир, пельмени. Хорошее кино люблю смотреть. Только обязательно в кинотеатрах — усядешься сзади с красивой девушкой и смотришь — то ли на экран, то ли на нее…
— Какое кино вам нравится?
— Могу сказать, какое не нравится. Может быть, качественно сделанный нерусский сериал — это хорошо. Но мы в этом деле пока стоим в депо, на рельсах — и дай Бог, чтобы приехали к нужному уровню! К нашим сериалам я отношусь очень плохо и не скрываю этого. Я ненавижу то, что снимается, не уважаю тех, кто там снимается. Мужчина-актер не должен сниматься в дешевой ерунде. Если у него нет денег — пусть идет разгружать вагоны, но не снимается в ширпотребе. Я в сериалах сниматься не хочу и не буду!
Что люблю? Люблю русские сказки безумно! Страшно жалею, что их сейчас не делают — в сказках снимался бы бесплатно, честное слово! Вообще, мне очень нравятся наши старые фильмы. Сколько раз смотрю «Летят журавли» — и все время открываю для себя новые вещи. А еще люблю качественные фильмы про «настоящую» любовь. После хорошо сделанных «лав стори» самому влюбиться хочется!
— Вы недавно женились…
— Да. Лиза работает в студии «Три Тэ» у Михалкова и помогает мне решать всякие вопросы, связанные с проведением любых переговоров. С Лизой мы знакомы очень давно, когда я учился в Щепкинском, а она — на экономическом факультете ВГИКа. А по-настоящему друг друга приметили и влюбились на съемках «Сибирского цирюльника», где у нас и начался служебный роман. Она — мой бесплатный агент и просто исключительно красивая женщина. Правда, хорошо устроился? Вместе мы уже 8 лет, но официально отношения оформили недавно. У нас было мусульманское венчание, никях называется. Перед этим Лиза приняла ислам. И дочку обратили в мою веру.
— Как зовут наследницу рода Башаровых?
— Амели — французско-персидское имя. Мне оно с детства нравилось. А когда вышел чудесный фильм с Одри Тату, мне так понравилась ее героиня, ее отношение к миру. Я подумал, что, если у меня будет дочка, я назову ее Амели. Пусть она будет похожа на эту девчушку. Хотя бы именем…
— Чья была инициатива принять жене ислам?
— Мы оба считаем, что мужчина — глава семьи. И если у супругов религии разные, то, по-моему, правильно, что жена принимает религию мужа. Она со мной согласна. Сначала был загс и штамп в паспорте, а затем — обряд в мечети. Лизу нарекли именем Лейла.
Я часто в шутку Лизе говорил, что настоящая мусульманская жена должна сидеть дома и ждать мужа. Сказал: «Все, на работу не пойдешь!» Но она все равно сбежала. Так что каждый остался при своих привычках.
Но сейчас она уже никуда не денется — в прошлом году мы купили новое жилье, обставили дом по последней моде.
— Какими качествами должна обладать женщина, чтобы понравиться вам?
— Наверное, качествами моей супруги. Я не хочу ее хвалить, но могу эти качества и озвучить. Мне не нравится, когда женщины уделяют много внимания косметике. Мне нравится гармония в человеке. Нравится, когда есть вкус. Чувство меры. Чувство юмора и чувство самоиронии. Есть женщины, которые совершенно не переносят шуток в свой адрес. Меня отталкивает такое ничем не подкрепленное самомнение. Она должна уметь готовить. Я восточный человек, мусульманин, для меня женщина, которая не умеет готовить, — это не женщина. Мне жалко дам, которые борются за матриархат. Которые все умеют сами, все делают сами. У них в жизни, значит, не было возможности почувствовать себя женщиной. У них не было настоящего мужчины. Потому что на то ты и мужчина, чтобы зарабатывать и кормить семью. Приветствую терпимость. Вот мать супруги поначалу переживала, когда Лиза решила принять ислам. А потом успокоилась. И тесть нормально на все отреагировал! Я им благодарен за понимание.
— Вы звезда, всегда на виду. А вам никогда не хотелось пожить простой жизнью, скрытой от чужих глаз?
— Я очень хочу такой жизни. Но не получается. Это публичная профессия. Ты обязан давать интервью, когда тебе не хочется. Обязан фотографироваться, когда тебе не хочется. Обязан раздавать автографы, когда тебе не хочется. Я ненавижу фотографироваться, но что делать? Нужно принимать эти правила игры, это часть профессии.
— Неужели вы застенчивый человек?
— Я очень застенчивый. Не люблю пафосных мероприятий. Мы с супругой любим ездить в один огромный торговый центр — там много кафешек и магазинчиков, есть каток внутри. Мы катаемся там на коньках.
— Вы сейчас не только известный актер, но и подающий надежды спортсмен…
— Люблю спорт! Когда есть пару часов свободного времени, играю в футбол, теннис, хоккей. Играю в футбол с Олегом Меньшиковым и его «Театральным товариществом» два раза в неделю в Лужниках. Играю в паре с Олегом в теннис против Никиты Михалкова и его директора Леонида Верещагина. Никита Сергеевич в футбол играет хуже, чем в теннис: в теннисе ему равных нет, тут с ним тягаться бесполезно. Даже когда он начинает проигрывать, у него что-то внутри срабатывает, он говорит: «Я включаю ракетную установку», — и все, его подачу взять невозможно!
А сейчас вот в фигуриста переквалифицировался… По-моему, очень неплохо получается!
— Как вы попали в проект «Звезды на льду»?
— Довольно просто. Мне позвонил Илья Авербух и пригласил. А я как человек, с детства любящий спорт, дал согласие.
— Прежде чем ответить Авербуху, о чем-нибудь его спрашивали? Скажем, о том, с кем будете кататься на льду?
— Поинтересовался. И когда Илья ответил, что «мы еще думаем», попросил: «А можно с Ирой Лобачёвой?» На что услышал: «Нет, Иру я тебе не дам!» И предложил в качестве партнерши Татьяну Навку.
— Вас этот вариант устроил?
— Еще как! Выступления пары Навка/Костомаров на Олимпиаде-2006, где она завоевала золотую медаль, и прекрасно исполненная ими «Кармен» заставили меня буквально плакать. В общем, когда я узнал, что буду выступать именно с Татьяной, был просто счастлив. Кто бы, интересно, смог отказаться от такого варианта?!
— Одно дело — танцевать на паркете и совсем другое — делать это на коньках и на льду. Как у вас обстояло дело со «специальной подготовкой»?
— В детстве я некоторое время занимался во дворе хоккеем, и на коньках, в принципе, кататься умел. Но когда впервые встал на фигурные коньки с их пакостными зубцами, то сразу понял, что это совершенно другой вид спорта. Что мне надо начинать учиться с самого начала. Словом, проблемы имелись.
— Но сейчас-то вы, судя по вашему катанию, овладели новыми коньками совсем неплохо?
— Я даже научился делать на них некоторые элементы, например, «вращение». Плоховато, правда, но два оборота выполняю. А вообще на льду я испытываю двойственное чувство. Иногда, успешно выполнив тот или иной элемент, начинал радостно думать: «Вот оно, пошло! Научился!» Но чуть позже, посмотрев на профессионалов, с огорчением понимал, что ничего-то я по-прежнему не умею, пропадало даже само желание выходить на лед. В такие минуты меня здорово вдохновляла партнёрша. Еще до первой нашей тренировки Таня мне жёстко сказала: «Марат, запомни, здесь мы для того, чтобы победить!» К тому же я и сам максималист. Если в чем-то серьёзном участвую, то только для того, чтобы стать первым. Кататься «просто так», следуя якобы олимпийскому принципу «главное не победа, а участие», не для меня и не для Татьяны.
А еще одним весомым стимулом явилось то обстоятельство, что только за семь первых программ «Звёзд», всего за полтора месяца, я сумел похудеть на восемь килограммов. Так что готов тренироваться на льду и дальше.
Когда в детстве, во время трансляций чемпионатов по фигурному катанию, я смотрел, как после своих выступлений усталые фигуристы ждут оценок на уютных диванчиках, то даже и представить себе не мог, что когда-нибудь окажусь на таком же диванчике и тоже буду ждать своих оценок. Что когда-нибудь всерьёз буду выступать в присутствии тысяч зрителей в паре с настоящей олимпийской чемпионкой по фигурному катанию! Кстати, совсем недавно Илья Авербух рассказал мне, что этот диванчик называется «Уголок слёз и поцелуев» — «Кисc энд край».
— Выступления на льду на рейтинге вашей актёрской популярности сказываются?
— Очень сильно! По этому поводу потрясающую историю рассказал участвующий в нашем шоу великолепный джазовый музыкант Игорь Бутман. Как-то, придя в ресторан, Игорь случайно услышал разговор двух незнакомых ему людей, один из которых говорил другому: «Смотри-смотри, сам Бутман идет!» А услышав от собеседника вопрос: «А кто это такой?», удивленно воскликнул: «Да ты чё, это же фигурист!» Сейчас очень многие воспринимают меня не как актёра, а как фигуриста. И все разговоры, куда бы я ни пришёл, неизменно сводятся только к фигурному катанию и шоу «Звёзды на льду».
— Вам это не нравится?
— Наоборот! Знаете, как приятно в частной беседе вскользь так заметить: «Да мы сегодня с Танечкой Навкой проходили очередную поддержку».
— Все когда-нибудь заканчивается, закончатся и «Звёзды на льду». Или предполагается их продолжение?
— Есть такая мысль. Мы, актеры и певцы, пригласим фигуристов к себе. И, в свою очередь, начнем по-настоящему обучать их актерскому мастерству, «живому» пению и движению по сцене без коньков. Это будет «Наш ответ Чемберлену». Вот тогда и посмотрим, кто из нас лучший (смеется). Шучу, конечно, никто над нами не издевался, и расстанемся мы друзьями.
— В кино роль спортсмена играть не доводилось?
— Нет. Но скажу так: давно мечтал сыграть в кино роль не просто спортсмена, а еще и хоккеиста. Но, к сожалению, до сих пор не было ни предложений, ни соответствующих сценариев. Зато после выхода «Звёзд», в которых я лихо «рассекаю» на коньках, все чудесным образом изменилось. Недавно режиссер Егор Кончаловский предложил мне роль Валерия Харламова в фильме о судьбе этого великого хоккеиста. Его рабочее название — «17» (Харламов играл под 17-м номером). Съёмки начнутся, наверное, следующим летом.
— То есть сейчас на льду все у вас складывается как нельзя удачно..
— Есть одна вещь на свете, которая меня просто выводит из себя. Это когда шнурки на ботинках зашнурованы изнутри.
— ?!
— Я абсолютно серьезно вам это говорю! Я прихожу в ярость от шнурков, зашнурованных изнутри!