Сегодня мы знакомим вас еще с одним новобранцем БК «Кировоград» Станиславом Овдеенко. Честно говоря, Станислав приятно удивил. Ведь круг его интересов и предпочтений выходит далеко за рамки любимого баскетбола. Такие спортсмены — находка для любого журналиста, поскольку его манера общения, умение расположить к себе и рассказать о том, что волнует, — однозначно подкупают. Впрочем, судите сами.
— Станислав, вы родились в 1984-м году в Запорожье, а настоящие баскетбольные университеты прошли в «Ферро-ЗНТУ», в составе которого в 2010-м году выиграли Кубок Суперлиги. Почему все-таки покинули родную команду, которой отдали 10 лет?
— У меня был действующий контракт с «Ферро-ЗНТУ», но там я получал не так много игрового времени. Ставка в команде сделана на американцев. В то же время заинтересованность в моих услугах проявил «Гродно-93», и клубы быстро договорились об условиях. Я же был поставлен перед выбором: сидеть на лавке в Украине или постоянно играть в хорошей команде в Беларуси. Решил, что это предложение мне нравится и до конца сезона связал себя с «Гродно».
Считаю, что перемены — это здорово. Они открывают новые горизонты, дают возможность реализоваться, найти себя. В «Ферро» тренер использовал меня скорее как «джокера»: помочь в защите, сыграть надежно, «закрыть» какого-то баскетболиста и при возможности забросить самому. От меня не требовали очков. Тренеру нужна была надежность, игра без провалов. В «Гродно» мне больше доверяли. Поэтому поменять клуб было очень интересно и полезно. Вообще доверие тренера — это основа развития. Ведь даже самые упорные тренировки не позволяют прогрессировать теми темпами, которыми можно было бы это делать играя.
— Нормально, по-вашему, когда легионеры приезжают в команду и вытесняют из состава доморощенных игроков?
— Ситуацию можно воспринимать по-разному. Когда в чемпионате избыток легионеров и ставка делается только на них, — это не хорошо. Мне даже как зрителю было бы не очень приятно смотреть только на американцев — нет чувства патриотизма. С таким же успехом можно глянуть матч НБА. С другой стороны, если легионер действительно сильный, то он может дать толчок к развитию местным ребятам, составить им здоровую конкуренцию. У американцев на самом деле можно много чему научиться — от завершения связок до разных технических нюансов.
— В Украине сейчас наблюдается иностранное засилье?
— На площадке у нас могут находиться четыре легионера и один свой баскетболист. Считаю, этого недостаточно для развития украинцев и плохо для национальной сборной.
Даже Стивену Бертту уже сделали украинский паспорт. Но если и заниматься такой практикой, то баскетболист должен быть на голову сильнее своих.
— А Бертт?
— Хотелось бы верить. Мы играли с ним в одной команде, и, бывало, он выдавал феерические матчи. Но случалось и обратное, когда Стивен слишком часто брал игру на себя, а у него банально не шло. Остальная команда оставалась на голодном пайке, и результат Бертта шел во вред командному.
— Возможно, тренеры просто вынуждены давать время легионерам из-за их внушительных контрактов?
— Есть такое. Если размер моей зарплаты «Х» гривен, а его тот же Икс, умноженный на сто, то с него и спрос другой. Причем это гарантированные контракты, которые довольно сложно расторгнуть, в которых, возможно, даже прописано игровое время.
— А по какой формуле проходит чемпионат Беларуси и какие достижения вы можете занести себе в актив?
— Восемь команд играют регулярный чемпионат. А затем, исходя из занятых мест, в плей-офф оспариваются путевки в Финал четырех. К сожалению, в решающем матче «Гродно» в напряженной борьбе за золото уступил «Минску». Помимо серебра национального первенства, мне еще удалось выиграть конкурс снайперов, которые соревновались в быстроте и точности исполнения трехочковых, в ходе Матча Всех Звезд, где встречаются лучшие белорусские игроки со сборной легионеров.
— Если сравнивать чемпионаты Украины и Беларуси, какому первенству вы бы отдали предпочтение?
— Украинская Суперлига сильнее за счет большего количества легионеров, команд и затрачиваемых средств. Это только в «Минске» иностранцев — 5-6, а в остальных командах играют максимум 3 легионера. Если же взять отдельно белорусов и украинцев, то я бы не сказал, что они слабее. Вот только в Беларуси в первую очередь думают о своей сборной и дают возможность больше проявлять себя местных ребятам. В Украине же идут по другому пути. Ведь наша Суперлига — это отдельная структура, цель которой зарабатывать деньги. Здесь думают об экономической выгоде, а не об интересах украинского баскетбола. Так что, по большому счету, настоящий уровень украинского баскетбола можно увидеть в высшей лиге, где мне предстоит играть ближайшие полгода.
— А так ли страшна Беларусь в жизненном плане, как ее малюют?
— Вы знаете, там, конечно, присутствует советский душок. Но, с другой стороны, очень многое мне понравилось. Там все делается строго, четко и по плану. Люди очень ответственно относятся к своей работе и дорожат ею. Ни о каких взятках не может быть и речи. Вот у нас в поликлинике финансовое вознаграждение врачу воспринимается, как само собой разумеющееся. А в Беларуси, я сам был свидетелем того, как доктору, абсолютно без задней мысли, предложили денег, так он шарахнулся как черт от ладана. Может, мне еще повезло, что жил в Гродно, и близость польской границы делала город более европейским, что ли. Ну а что там творится в белорусской глубинке — судить не могу, поскольку там не был.
— В Беларуси у вас вроде бы все складывалось неплохо. Так почему же снова вернулись в Украину?
— В «Гродно» у меня закончился контракт и нужно было искать новые варианты продолжения карьеры. Звали в «Ферро», но понимал, что ничего не поменяется и придется больше просиживать на скамейке, чем играть. Ведь команда в Запорожье укомплектована здорово, и пробиться в основу через легионерский барьер практически невозможно. А ведь в Беларуси я почувствовал уверенность в собственных силах и понял, что могу приносить пользу команде. Терять игровой ритм не хотелось и в результате остановил свой выбор на «Говерле», где предложили неплохие условия. Но мне снова пришлось больше выполнять черновую работу и быть подносчиком снарядов для иностранцев (в майке «Говерлы» Овдеенко успел провести 11 матчей. За 8,4 минуты Стас набирал 1,4 очка и делал 0,6 подбора в среднем за игру. Лучшим для защитника стал матч против Днепр-Азота: 7 октября он набрал 8 очков за 17 минут, а его команда переиграла гостей 80:74. — Авт.).
Хотя ничего плохого об этом периоде своей жизни сказать не могу. Я играл в хорошей команде, где защищаться в большинстве матчей приходилось против мастеровитых американцев, и этот опыт оказался очень полезным. Мне было комфортно в Ивано-Франковске, где нашел много новых друзей. Но мы предполагаем, а жизнь располагает. На определенном этапе у меня, уже хорошо знакомого вам Патрика Спаркса и еще двух игроков возникло непонимание с президентом клуба и главным тренером «Говерлы» Евгением Мурзиным. Понятно, что дальнейшее пребывание в команде стало невозможным. Но расстались мы по-хорошему и по обоюдному согласию.
— Как возник вариант с БК «Кировоград» и что можете сказать о перспективах своей новой команды?
— У меня было несколько предложений. Я даже думал возвращаться в Беларусь или попробовать свои силы в Казахстане. Но кировоградцы оказались настойчивыми в переговорах с моим агентом, и вот я игрок БК «Кировоград». Кстати, мне было не совсем понятно, как такая неплохо укомплектованная команда может занимать столь невысокую позицию в чемпионате. Мы прекрасно понимаем, что от нас с Патриком ждут многого. Мы, конечно, не чудотворцы, но постараемся сделать все, чтобы команда побеждала как в чемпионате, так и в Кубке Украины. К сожалению, в первенстве уже потеряно достаточно много, а вот в Кубке шансы у всех равны и здесь можно преподнести сюрприз. В общем, начнем играть, а там посмотрим… Знаете, я, как пионер, всегда готов выполнить установку тренера.
— В отличие от Патрика, вы уже немного освоились и оценили обстановку в коллективе?
— Я понимаю, к чему вы клоните. Сразу скажу, что Андрею Леонидовичу Бабенко после громкой отставки его предшественника и всех заявлений бывшего главного тренера в прессе и на телевидении придется очень нелегко в психологическом плане. Груз ответственности за результат будет огромным. Нам всем нужно постараться не подвести своего молодого тренера. Сейчас мы пытаемся перестроить игру с упором на быстрое командное взаимодействие. Думаю, что наблюдать за более комбинационной игрой болельщикам будет интересней. Радует, что в команде нет индивидуалистов, которые больше думают о своей статистике. Даже самые великие баскетболисты в одиночку матчи не выигрывали. Так что сейчас мы проникаемся командным духом, который должен принести успех. И еще, я ничего не могу сказать о прежнем наставнике, но ребята сами говорили, что они морально устали от его методов работы. Сейчас же игроки больше раскрепостились и тренируются не потому, что так надо, а с удовольствием и большим желанием. Хотя только игра и результаты продемонстрируют — насколько правильный путь был избран.
— Теперь давайте на время отвлечемся от баскетбола и поговорим о вашем творчестве. Нашим болельщикам будет интересно узнать, что вы серьезно занимаетесь музыкой и творите под сценическим псевдонимом Стисэ Простой.
— Давно, когда еще начиналось мое увлечение баскетболом, хип-хоп культура была именно культурой. Она включала в себя и граффити, и брейк-данс, стрит-бол и рэп — один цельный монолитный кусок. Люди, занимавшиеся баскетболом, старались быть в этой культуре. Сейчас же такого единения нет. А моя история проста: долгое время слушал эту музыку, затем попробовал что-то записать. Так постепенно, шаг за шагом, она вошла в мою жизнь. Что касается псевдонима, то Стисэ — это производное от Стаса. А Простым меня прозвали еще друзья в детстве, посчитавшие, что это прозвище лучше всего отражает черты моего характера.
— Но это направление в музыке часто связывают с негативными явлениями. Как быть с этим?
— Так негатив он есть везде. Разве в попсе или рок-музыке меньше говорят об увлечении алкоголем и наркотиками. Здесь нужно смотреть глубже и искать положительные моменты, отсекая весь этот негативный антураж, который чаще напускной и показушный.
— Как вам удается совмещать баскетбол и творчество?
— Спорт дисциплинирует меня и делает более ответственным. А свое свободное время мне жалко тратить зря. Если после тренировки оставались силы, старался попасть на студию. В родном Запорожье я многих знаю, знаком с людьми, которые делают эту музыку, часто выступал в различных клубах, на концертных площадках.
— Но вы уже давно не в Запорожье?
— Если есть цель, то я не вижу в переездах препятствий. Сейчас нужно решить некоторые бытовые вопросы, освоиться в спортивном и жизненном плане, и тогда здесь можно тоже отлично заниматься творчеством.
— А вдохновение и слова приходят сами по себе?
— Жизнь настолько многогранна, что черпать вдохновение можно просто, глядя по сторонам. Любое потрясение, эмоция, даже наше общение способно натолкнуть на размышления, дать импульс к творчеству. Я пишу о моих ощущениях, мыслях, о том, что меня волнует. Мне не нужно ориентироваться на то, что сейчас популярно. Я не стараюсь делать музыку для развлечения, для клубов. Под настроение могу ее слушать, но это не мое. Пытаюсь создавать песни со смыслом, чтобы слушатели могли задуматься вместе со мной. Когда рождается песня, я получаю от этого неописуемое удовольствие.
— Уверен, что в детстве вы читали правильные книжки. Какой художественной литературе отдаете предпочтение и какая книга, в последнее время, произвела на вас наибольшее впечатление?
— Если говорить о моих любимых писателях, то это Джон Стейнбек, Сергей Довлатов и, пожалуй, Александр Солженицын. Ну а последняя книга, которая меня потрясла, — «Бабий Яр» Анатолия Кузнецова. Прочитал ее по совету близкого друга и абсолютно с ним согласен, что это произведение нужно изучать в школе. Ведь там описаны все ужасы войны глазами ребенка, взгляды которого наивны и может, не всегда правильны. Но таким образом писатель заставляет нас еще больше задуматься о том, что пришлось пережить людям в то страшное и героическое время.
— В свое время вы поучаствовали в создании гимна «Ферро». А ведь у БК «Кировоград» своего гимна нет. Так, может, вдохновите всех на творческий подвиг?
— Идея создания гимна «Ферро» принадлежала запорожской группе «Крапка», которая играет этно-хип-хоп с использованием различных духовых инструментов, собранных в разных уголках мира. Музыканты любят «Ферро», ходят на матчи, поддерживают команду. Как-то решили записать такую песню и пригласили меня поучаствовать. Теперь наше творение играет перед матчами команды и после них, люди постепенно проникаются мелодией, посылают на площадку позитивные эмоции. Кстати, в команде к этой песне вначале отнеслись настороженно, а затем начали подпевать и «заводиться». Это значит — песня достигла своей цели. Что касается вашего предложения, то было бы желание и заинтересованность кого-то из музыкантов, а уж за мной дело не станет. А можно, ведь и остальных ребят к этому проекту привлечь. Ведь подобный опыт такого коллективно-командного творчества уже имеется.
— Вы пишете песни только на русском языке?
— Так сложилось, что наша семья говорит на русском — он мне более привычен. А вообще нужно быть разносторонним человеком, стараться знать и русский язык, и украинский, и английский. Не ограничивать себя, не зацикливаться на чем-то одном. Это личное дело каждого, конечно. Но, считаю, нужно стремиться быть космополитом и одновременно с уважением относиться к родному.
Наши люди свободно говорят как на русском, так и на украинском. Только в политике часто спекулируют этой темой. Для обычных людей проблема надуманна. Они сейчас и так очень разобщены. И если нас будет отдалять друг от друга еще и язык, то это лишь добавит жизни проблем. Кстати, вы еще не слишком хорошо знакомы с моим творчеством. Иначе бы знали, что у меня есть украинский трек «Відчайдушні Часи». Его я тоже начал делать на русском, но потом как-то неожиданно для себя полностью переписал. Необычный опыт. Все по-другому: другие слова, другие рифмы, нет привычных клише. Звучание украинского языка и его мелодичность совсем иные. Мне было интересно придумывать и записывать эту песню.
— У вас есть выступления, на которых вы зарабатываете?
— Есть концерты, за которые мне платят. У меня выходили лицензионные диски, которые продавались в музыкальных магазинах. Но это лишь капля в море. По большому счету, я трачу больше, чем зарабатываю. Все мои песни есть в свободном доступе в сети Интернет. Заработать деньги — это не самоцель. Будут — здорово. Нет — ничего страшного. У меня есть баскетбол, который меня обеспечивает. Лишнее я трачу на музыку.
— Сколько нужно собрать человек, чтобы вы провели свое выступление, например, в Кировограде?
— Я готов выступить для любой аудитории, если людям мое творчество действительно интересно. Так что жду предложений.
— А предложение руки и сердца вы уже кому-нибудь сделали?
— Сейчас я абсолютно свободен. И уже успел обратить внимание на то, что в Кировограде очень красивые девушки. Поэтому внимательно смотрю по сторонам, а может, кто и заметит?
— И последнее, вы согласны, что баскетбол без настоящих творцов — невозможен?
— Но я бы сказал, что это выстраданное творчество. Ведь для успеха здесь нужно пролить очень много пота, часами пахать на тренировках, получать травмы и буквально убиваться в игре. Здесь сиюминутным вдохновением не отделаешься.
Беседовал Юрий Илючек, «УЦ».