Так сложилась дореволюционная история Елисаветграда, да и уезда с таким же названием, что памятниками, обелисками и скульптурными композициями эти места были обделены. В этом смысле советский период монументальной пропаганды в этих краях отличался широтой и обильностью. Впрочем, попытки во время оно иметь свой памятник в Елисаветграде все же были, но известен этот факт немногим.
Пятидесятилетие реформ императора Александра II, 30-я годовщина его гибели от рук террористов-народовольцев всколыхнули по всей России волну сооружения памятников царю-освободителю. Отношение Елисаветградской городской думы к этому проекту было более чем серьёзным.
В те годы предлагались типовые варианты памятников и бюстов императора, но статус Елисаветграда, политическая и материальная состоятельность «отцов города» не позволяли пойти по простому незамысловатому пути — «упакуйте и пришлите» в соответствии с выбранным образцом.
Дума не только решила ассигновать деньги на сооружение памятника, но и обратилась в Императорскую Академию Художеств с просьбой организовать специальный конкурс проектов скульптурного изваяния царя-реформатора. Замысел был серьёзным, определено было, что памятник будет отлит из бронзы и установлен на постаменте из шведского гранита. Стоимость всех работ по этому проекту была согласована в сумме 20 тысяч рублей.
В мае 1914 г. состоялся конкурс, в котором, по сообщениям печати, победил скульптор К.Ф.Лех. Найти скульптора с такой фамилией в архиве Академии Художеств в Санкт-Петербурге, а также и по другим источникам, не удалось. Зато нашелся Лехт Фридрих Карлович (1887-1961), эстонец, родившийся в Псковской губернии.
В 1906 году он окончил с малой серебряной медалью рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где директором был Н.К. Рерих. А уже в 1914 году Фридрих получил из рук Александра Бенуа диплом об окончании Высшего художественного училища при Императорской Академии Художеств. Были отмечены его отличные познания в скульптуре и других предметах, Лехт был удостоен звания художника с правом преподавания рисования.
Весьма интересен творческий путь Ф.К. Лехта в советское время. Он был и заместителем директора Третьяковской галереи, и директором Театра им. К. Станиславского. Участвовал в оформлении Красной площади, гигантская фигура пролетария его работы простояла до 1924 года на том месте, где сейчас стоит Мавзолей В.И. Ленина. Известны его живописные и графические работы, они входят в собрания Третьяковской галереи, Музея современной истории, Центрального музея Вооружённых сил, ряда провинциальных музеев. Фридрих Карлович создавал также мозаики на станции метро»Автозаводская» в Москве. C 1949 года Лехт — директор Государственного художественного института Эстонской ССР.
Уверен, это тот самый победитель конкурса, которого мы ищем. А в «Огоньке» и других изданиях — заурядная журналистская ошибка и никакого К.Ф.Леха , по всей видимости, не существует. Ответить на этот вопрос со всей определённостью можно будет лишь после того, как удастся найти подлинные материалы конкурса. Храниться они должны в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге, а это хранилище документов истории только что переехало из здания Сената в новые помещения и посему ещё пару лет будет недоступно.
В елисаветградском проекте художник изобразил императора в расстегнутой шинели, военной фуражке с лицом, полным воодушевления. В правой руке — листы манифеста 19 февраля 1861г. Предполагалось, что постамент помимо надписи «Александр II» будет украшен бронзовыми барельефами на тему реформ, делавших Россию европейским государством.
Проект был Высочайше утверждён в июне 1914 года, но его осуществление не состоялось по причине начавшейся вскоре Первой мировой войны.
Установить памятник планировали на плацу Елисаветградского кавалерийского училища — примерно на том же месте, на котором в Кировограде стоит сегодня памятник В.И. Ленину.
В 1925 году скульптура В.И.Ленина работы Матвея Манизера получила одобрение специально созданной Государственной комиссии, которая давала разрешение на право показа статуи или портрета вождя. Так утверждались создаваемые избранными художниками, многие из которых были поистине талантливыми, канонические образы Ленина. Изготовленные с этой модели памятники были установлены в таких крупных городах, как Самара и Хабаровск, и небольшом городке Пушкино.
Такой же памятник Ильичу был сооружён в городе Кировограде, но ранее, как и в случае с памятником Александру II, был объявлен конкурс. Даже два, так как первый не удовлетворил комиссию Зиновьевского окружкома. Итогом второго конкурса стало избрание предложенного М.Г.Манизером проекта изваяния. Заметим, что, невзирая на конкурс, в городе был всё же установлен типовой памятник.
Во время оккупации Кировограда памятник был уничтожен, бронза утилизирована, т.е. пошла на переплавку. Снять и закопать монумент тогдашние власти то ли не успели, то ли не сумели. Но уже в 1947 г. новая скульптура, отлитая по тем же формам, была торжественно открыта и стоит поныне в центре Ковалевского парка. И должна стоять, по моему мнению, не только как высокохудожественное произведение монументального искусства, но и как памятник эпохе, времени, в котором многие из нас выросли, трудились и верили в незыблемость идей социализма.
История не знает сослагательного наклонения, но в этом случае мы смело можем предположить, что, если бы памятник Александру II украсил Елисаветград, век его был бы недолог. Революционный каток слома всего старого наверняка превратил бы это оригинальное произведение в металлолом. А вот наличие постамента, тоже наверняка, подбросило бы идею водрузить на освободившийся пьедестал фигуру кого-либо из вождей пролетариата. Было бы весьма смелым предположить, что над кавалерийской площадью могли бы вознестись фигуры или Карла Маркса, или тогдашних выдающихся революционеров-земляков: Л.Д.Троцкого (Бронштейна) или Г.Е.Зиновьева (Радомысльского). Последнее наиболее вероятно, так как Григорий Евсеевич, сын елисаветградского скотопромышленника, был одним из крупных руководителей в советском государстве, стал председателем Исполкома Коминтерна.
К слову, Зиновьев был «сошалашником» Ульянова-Ленина в Разливе, а когда в 1924 г. Ильич умер, именно Григорий Евсеевич предложил переименовать Петроград в Ленинград. И вот с его лёгкой руки пошла-поехала эпидемия переименований. В этом же году и город Елисаветград получил «в награду» революционный псевдоним Овсея-Гершена Ароновича Радомысльского и назывался с 1924 по 1934 гг. Зиновьевском.
А произойти водружение нового идола на пустующий постамент могло задолго до появления памятника Сергею Мироновичу Кирову работы того же скульптора — Матвея Манизера — на главной площади уже не уездного Елисаветграда, а областного Кировограда. Причём Кирова не оригинального, а типового. Точно такой же украшает г. Петрозаводск, а может быть, и другие города…