Заседание круглого стола на тему «Профилактика онкологических заболеваний», прошедшее во вторник, 29 ноября, в здании Кировоградской ОГА, переросло в самые настоящие дебаты. Онкологических заболеваний они касались лишь косвенно, перейдя скорее в плоскость политическую.
Так совпало, что, в общем-то, достаточно стандартное мероприятие проводилось на следующий день после пикетирования администрации работниками СМУ №5, которое строит новый корпус кировоградского онкодиспансера начиная с конца 80-х и контракт с которым Управление капитального строительства ОГА решило разорвать за полгода до запланированного срока окончания работ. И как раз на вторничном круглом столе руководитель УКСа Валерий Кошовенко должен был прокомментировать это решение. Думаю, не будет преувеличением сказать, что большинство присутствовавших журналистов собрались именно для того, чтобы услышать его аргументы.
Неожиданностью для всех (в том числе и для организаторов) стало появление представителей второй стороны конфликта, строительно-монтажного управления №5 во главе с его начальником депутатом горсовета Александром Крившенко, которых, очевидно, также интересовали заявленные «комментарии». И обещанный круглый стол сразу же оброс острыми и тупыми углами…
Давайте для полноты картины восстановим сперва хронологию событий, предшествовавших возникновению конфликта. В 1987 году СМУ №5 приступило к строительству первой очереди онкодиспансера, которая была сдана в 1992-м — это те корпуса, в которых учреждение работает сейчас. Тогда же УКС заключает с предприятием договор на строительство второй очереди — радиологического корпуса, общей стоимостью 27 млн. грн. С тех пор он и строится с переменным успехом — по мере поступления бюджетных денег. По словам Валерия Кошовенко, на данный момент для того, чтобы завершить работы, необходимо еще около 3 млн. 300 тыс. грн. Часть этих денег — 2,3 млн. — заложена в бюджет области на 2006 год, остальные — предусмотрены в госбюджете.
А вот тут как раз и начинается самое интересное — начальник управления капстроительства утверждает, что подрядчик объекта — СМУ №5 — не имеет права выполнять работы, поскольку с ним закончился контракт.
Теперь ответ на вопрос, кто же будет достраивать корпус, будет дан после проведения тендера, который состоится в декабре 2005г. Глава же упомянутого предприятия заявил, что контракт был заключен вплоть до сдачи объекта в эксплуатацию и разрывать его сейчас УКС имеет право только в соответствии с законодательством Украины — с полным возмещением подрядчику убытков, нанесенных ему односторонним разрывом действующего договора.
Более того, по словам Александра Крившенко, подобные действия структуры ОГА обусловлены, на самом деле, исключительно политическими мотивами. «Когда Эдуард Зейналов стал губернатором, он предложил мне сменить фракцию в горсовете (речь идет, естественно, о “трудовой” фракции — авт.) для того, чтобы снять исполком. Поскольку с этими людьми я работал в течение нескольких лет и не склонен выполнять ничьи указки, я отказался».
За правдивость слов Крившенко, разумеется, ответственен только он сам, хотя, зная Эдуарда Зейналова, трудно предположить, что губернатор мог связать строительство онкодиспансера с партийностью г-на Крившенко. Однако, даже принимая во внимание лишь проверенные факты, нельзя не отметить, мягко говоря, некоторую непоследовательность аргументов руководства УКСа. Так, когда «в реальном времени» дискуссия коснулась несоответствия истине факта истечения срока контракта, Кошовенко тут же заявил о другой причине: нужен более «специализированный» подрядчик, поскольку данный объект имеет определенную специфику, связанную с необходимостью монтажа медицинского оборудования и особенностями коммуникаций. На что у руководства СМУ также нашлось, что возразить: в прошлом предприятию приходилось иметь дело и с более сложными объектами. Так, именно ими был построен весь комплекс шахт Южного ГОКОРа.
В перипетиях хозяйственного конфликта, скорее всего, придется разбираться суду. В сложившейся ситуации более важным представляется моральный аспект происходящего. Корпус этот нашему региону крайне необходим. По словам главврача онкодиспансера Владимира Ярынича, на данный момент учреждение не имеет отделения реанимации и интенсивной терапии, а ведь после сложнейших операций в общей палате больной может просто не выжить. Для более эффективного лечения раковых метастаз необходимо отделение радиоизотопной терапии, которое как раз и должно разместиться в новом помещении. Для Кировоградщины, где уровень заболеваемости раком на порядок выше, чем в целом по Украине, усиление эффективности борьбы с этим страшным заболеванием — вопрос из разряда жизненно важных.
Теперь, когда в связи с судебной волокитой и необходимостью проведения тендера, строительство, длящееся уже 8 лет, затянется на неопределенный срок, хочется задать вопрос всем первым лицам причастных к этому структур: ощущают ли они свою личную ответственность перед Богом и людьми за то, что за время, которое понадобится для «разруливания» ситуации, еще десяток, сотня, тысяча смертельно больных так и не получит жизненно необходимой помощи?..