В общей сложности первый Кировоградский международный инвестиционный форум, проходивший в нашем городе с 14-го по 16-е сентября, своим участием уважило свыше полутора сотен гостей — представители отечественных и зарубежных предприятий и организаций, народные депутаты Украины и иностранные дипломаты. В числе последних был и торговый советник Посольства Республики Польша в Украине Миколай Онищук.
По профессии Миколай Онищук — экономист. Работал в торговых представительствах Республики Польша в Москве, генеральным консулом посольства в Марокко, в торгово-экономическом отделе польского посольства в Париже. Кроме того, он является членом Союза польских журналистов.
Пан Онищук не скрывал, что на форум он приехал скорее с ознакомительными целями — узнать, что у нас в регионе есть привлекательного в плане вложения инвестиций. Конкретных предложений польских бизнесменов о сотрудничестве в этот раз он не привез, зато готов был поделиться со всеми заинтересованными лицами знаниями и информацией о польских особенностях привлечения иностранного капитала. А опыт Польши для нас по-прежнему полезен и поучителен. Начиная движение к светлому капиталистическому будущему — после развала соцлагеря — примерно с одинаковыми начальными возможностями, за неполные полтора десятилетия наши страны-соседи добились совершенно различных результатов. Польша, например, уже давно полноправный член Европейского сообщества, тогда как Украина дальше деклараций о намерениях пока не продвинулась…
По данным Польского агентства информации и иностранных инвестиций, в период с 1993 по 2004 г. наши соседи получили свыше 85 млрд. долларов инвестиций. Только за один прошлый год (после вступления Польши в ЕС) в экономику государства «влилось» приблизительно 8 млрд. инвестиционных долларов! Для сравнения — за все годы независимости Украина в качестве иностранных инвестиций получила немного более $8,3 миллиарда. Разница колоссальная! Интересно, что в списке стран, вкладывающих в Польшу наибольшее количество средств, лидируют не самые богатые — США, и не соседи поляков — немцы, а Франция (16 млрд.) и Голландия (11,2 млрд.). Америка и Германия инвестировали в Польшу примерно по десять миллиардов.
Эти заграничные у.е. позволили многим польским предприятиям перейти на современные технологии, модернизировать организацию труда, существенно повысить конкурентоспособность собственных товаров на внешних рынках и, что самое главное, — создать новые рабочие места (в 2004 году за счет привлеченных инвестиций было трудоустроено около 15 тыс. человек). В общем, иностранные инвесторы сыграли одну из ключевых ролей в становлении, а затем и в росте польской экономики, в повышении благосостояния граждан республики и, в конце концов — в процессе вступления наших соседей в Европейское сообщество.
Сегодня средняя зарплата среднестатистического поляка составляет свыше $800, средняя пенсия — почти $400, пособие по безработице — 150 долларов США. Разницу в уровнях развития экономики наших стран наглядно демонстрирует структура импорта-экспорта. Во-первых, Украина импортирует из Польши товаров на сумму, вдвое превышающую объемы экспорта. Во-вторых, мы ввозим польские легковые автомобили и запчасти к ним, бумагу и изделия из целлюлозы, мебель, лекарства, печи, кухонные плиты, двигатели — т.е. технологическую продукцию. А вывозим руду и окатыши, нефтепродукты и металлопрокат, минеральные удобрения, древесину…
В Украине активно муссируются слухи, что интеграция нашего государства в Европейское сообщество, образно говоря, поставит крест на отечественном сельском хозяйстве. А вот ухудшило ли вступление в ЕС положение польских фермеров?
— Наоборот, — отвечает Миколай Онищук, — они от этого только выиграли. Первый год членства в ЕС принес польскому сельскому хозяйству значительные выгоды. Так получилось, что в 2004 году исключительно совпали положительная конъюнктура в аграрном и пищевом секторах, а также поступления средств из бюджета ЕС в рамках Общеевропейской сельскохозяйственной политики (РАС). Благодаря системам быстрой выдачи прямых доплат фермеры получили возможность провести модернизацию хозяйств. По первому этапу программы аграрии — на получение доплат было подано почти 1,2 млн. заявлений — получили 6,5 млрд. злотых (курс: 1 доллар — 3,2 злотых, — прим.).
В рамках РАС фермерам гарантированы постоянные цены на произведенную ими продукцию, что обеспечивает рентабельность сельскохозяйственного производства. В 2004 г. впервые за многие годы закупка с/х продукции прошла быстро и эффективно, аграриям не пришлось много дней стоять в очередях. После ликвидации торговых пошлин между Польшей и ЕС польский экспорт сельхозтоваров увеличился вдвое — до отметки в 3,7 млрд. евро. В то же время высокий спрос на польские продукты питания на внешних рынках вызвал их дефицит внутри страны. Вследствие этого на четверть увеличился импорт сельхозпродукции и выросли цены на продукты. На сегодня уровень цен многих продуктов сельского хозяйства в Польше достиг среднего уровня в ЕС. Но польским аграриям изначально были предоставлены равные условия конкуренции в ЕС.
— Какие именно льготы Евросоюз предоставляет фермерам?
— Формы помощи селу разные. Основная — единая система доплат производителям сельхозпродукции, в распоряжении которых находятся земельные угодья площадью свыше 1 гектара, ставка единой доплаты за землю составляет 210 злотых за гектар, также существуют дополнительные начисления в зависимости от вида выращиваемых культур. Кроме этого есть программы инвестиций в земледельческие хозяйства — льготные кредиты суммой до 300 тыс. злотых, проекты помощи молодым аграриям, а также модернизации перерабатывающей отрасли, восстановления села и охраны культурного наследия. Все это служит для повышения уровня жизни сельского населения.
— Насколько изменились приоритеты в торговых отношениях вашей страны после вступления Польши в ЕС? Отдается ли безоговорочное предпочтение новым «согражданам»?
— У нас нет разделения отдельно на Евросоюз и на Восточные страны. Это ведь торговля. С кем иметь дело, решает не правительство, а сами бизнесмены. Поэтому приоритетными направлениями являются и восточные рынки, и рынки ЕС. Но в целом членство в ЕС упрощает ведение торговли. Хотя я бы не сказал, что у нас есть какие-то особенные препятствия для торговли с Украиной.
— Пан Миколай, судя по вашей фамилии, у вас могут быть украинские корни?
— Да, и я очень горжусь этим. Кто-то из моих предков был или с Волыни, или из Полесья, где-то оттуда. У вас в Верховной Раде также есть Николай Онищук — так он родом с Житомирщины. Так что украинские корни у меня определенно есть.