Эпоха визуализации в украинской политике продолжается. После Майдана, ЦИКа и Верховного суда в прямом эфире мы получили возможность посмотреть очередные серии увлекательнейшего “мыла”. Говоря латиноамериканскими штампами, в очередной серии друзья дона Мендисабаля и доньи Стефании прошли жестокие испытания и делят наследство бабушки Кучумы. А если по-простому, нам впервые открыли то, что раньше решали исключительно в баньках Конча-Заспы.
В этой серии с самого начала пыталась солировать Юлия Тимошенко. Внешних эффектов в запасе у Юлии Владимировны немало: платье со смешными рукавами, коса, обворожительная улыбка и чуть нервический смешок. Но, в общем и целом, это ничуть не отвлекало ее от актерской сверхзадачи. Так бывает в кино или театре: иногда в актерском тандеме одна звезда заиграется настолько, что затмевает не только партнера, но и текст пьесы. В перипетиях назначения премьера и правительства как-то невольно возникал вопрос: а есть ли вообще Ющенко? Или, если хотите, так: нужен ли теперь Ющенко? В общем, Юлия Владимировна блистала и переливалась всеми цветами радуги. Впрочем, до определенного момента. Таким переломом стало оглашение списка губернаторов, в котором госпожа Тимошенко не услышала ряда лоббируемых ею фамилий. Исполнитель главной роли в пьесе “Оранжевая революция” скромно вышел из тени на авансцену, и публика снова увидела его когда-то красивое лицо. А Юлия Владимировна осознала, что ее Оскар пока все-таки — за лучшую роль второго плана.
“Эффект Олуйко”
Вообще происходящие в Украине события феноменальны. Такое бывает в азартных играх. Садится за карточный или рулеточный стол человек, не знакомый ни с правилами, ни с хитроумными системами, и ему начинает сказочно везти. И даже случайно упавшая фишка ложится именно на выигрышный номер. Для иллюстрации возьмем свежий пример с назначением и реактивной отставкой хмельницкого губернатора Виталия Олуйко. Абсолютно ясно, что Президент и его аналитики, назначая сего мужчину на высокий пост, просто ошиблись. Положились на рекомендации господина Литвина, который, к слову сказать, оказался еще тем советчиком. Народ в очередной раз восстал, организовал маленькую оранжевую революцию — и вот, пожалуйста, господин Олуйко уже выведен в открытый космос. Нет такого губернатора.
Где-то это было у Дюма: “Вы так мило исправляете ошибки, граф, что даже забываешь, кто их на самом деле сделал”. Если бы Олуйко не существовало, его следовало бы придумать. Доверие к новой власти, и без того весьма приличное, я думаю, еще увеличилось. Вот, мол, мы какие. Ошибаемся в условиях цейтнота, но, если граждане подскажут, — исправим. Конечно, особого цейтнота не было, и кандидатов в губернаторы можно было проверить “щетельнее”. Но получилось красиво.
Проблема в том, что вряд ли Олуйко станет единственным гордиевым узлом новой украинской власти, который так трудно вязать, но так легко рубить. Интернетом уже бродят фотографии нового днепропетровского губернатора Касьянова, трепетно прижимающегося к бочку Великого и Ужасного Друга России, о котором нельзя говорить. То бишь Виктора Федоровича Януковича. И теперешний харьковский начальник Аваков вызывает на себя шквал критики харьковчан. И в Черкассах чего-то не поняли… А ведь речь идет пока только лишь о смене высших чиновников государства. Что же будет, когда пред светлы очи почему-то еще революционно настроенной публики начнут появляться заместители губернаторов, руководители районных государственных администраций, начальники отделов, и проч., и проч. Чует мое сердце, среди них будет большое количество людей, участвовавших в мероприятиях кучмовской власти. В давлении, в запугивании, в фальсификациях. Виктор Ющенко своим решением по Хмельницкому показал: глас народа будет услышан. Если, конечно, этот глас будет нужного уровня децибел.
“Закон
Луценко-Турчинова”
Итак, раздав в конце прошлой недели всем сестрам (и братьям) по серьгам, Президент отправил в дальнее плавание свой первый Кабинет Министров. Его состав уже исследовался отечественными СМИ вдоль и поперек. Но в основном на предмет “чьих вы будете?”. Как будто мои любезные коллеги так и не поняли, что у нас на дворе новые времена. Ну, к примеру, Юрий Луценко — член Соцпартии, значит, человек Мороза. По логике, в возглавляемом им Министерстве внутренних дел он будет лоббировать интересы Мороза. В задаче спрашивается: какие интересы могут быть у Мороза в МВД? Ответ: если Луценко действительно собирается работать и реорганизовывать эту весьма непростую отрасль, то про Мороза он будет вспоминать очень редко. Например, в день рождения Александра Александровича, если секретарша напомнит.
Правительство Тимошенко, по большому счету, брошено в адский котел, в котором Леонид Данилович и его верные друзья намешали такое чертовски сильное снадобье, которое любого нормального честного человека превращало в коррупционера и взяточника. Очень часто в вора, иногда в убийцу. И черпать там — не вычерпать. Поэтому все назначения, иногда даже самые смешные, смотрятся все же не выходящими за пределы генеральной линии, определенной Президентом. Линии на уничтожение этого зелья и расколдовывание всеми юридическими методами “сильно заколдованных”. Главное, чтобы члены правительства не боролись с заразой так же, как мои друзья с водкой. Путем принятия вовнутрь…
Назначения действительно были неожиданными. Причем битва, устроенная за силовые министерства Юлией Владимировной и Александром Александровичем и приведшая в итоге к назначению Юрия Луценко министром МВД, а Александра Турчинова главой СБУ, несколько заслонила другие, гораздо более спорные назначения. Турчинов, например, идеально подходит к руководству организацией, которую он возглавил. Он системный аналитик, человек серьезных бойцовских качеств. А также немалого личного мужества — вспомните, как он бросался на капот машины, увозившей арестованные наличные деньги “Батькiвщини”. Взгляд суровый, характер нордический. Не знаю, правда, был ли он чемпионом Берлина по теннису…
Не менее удачно, на мой субъективный взгляд, и появление Юрия Луценко в качестве главного милиционера. Ему, активисту “України без Кучми” и “Повстань, Україно!”, и дубинкой милицейской прилетало, и ботиночком омоновским доставалось. Аресты, прослушки — со всем этим министр знаком, так сказать, с другой стороны. Да, на представлении в коллегии министерства Юрий смотрелся как студент, который ошибся аудиторией. Очки, общее отсутствие выправки — смешно, в общем, смотрелся. Вот только почему-то ходуном ходили руки у славного генерала Миленина, тщательно записывавшего за студентом. Да и первые кадровые решения “нового милиционера” дают понять: пришла к генералам беда, откуда не ждали. Первым, конечно, пострадала ГАИ, но и остальные ведомства не минет чаша сия. “Задачу Луценко” Ющенко сформулировал очень просто: сделать так, чтобы милицию перестали бояться законопослушные граждане, и навсегда отвадить правоохранителей от участия в политике и бизнесе.
“Теорема с тремя неизвестными”
Теперь о тех удивительных назначениях, которые почему-то не стали предметом широкой дискуссии в прессе и обществе. Самым бестолковым из них, на мой взгляд, выглядит фигура первого вице-премьера, многоуважаемого Анатолия Кинаха. Большой загадкой остается то, чем он будет заниматься в правительстве. Вот, например, газета украинской буржуазии “Бизнес” предполагает, что Кинах будет осуществлять общее кураторство экономического и промышленного блоков. А-га. Сейчас. В общем, попал Анатолий Кириллович между Тимошенко и Пинзеником, как между Сциллой и Харибдой. Почему-то никто не задумался, что три как бы основные экономические фигуры нового правительства представляют три разные концепции развития украинской экономики. Виктор Пинзеник всегда выступал за жесткий монетаризм, за широкий запуск на украинский рынок внешних инвесторов. Кинах же всю свою политическую карьеру ратовал за усиление преференций национальному производителю, за защиту украинского рынка от внешних интервенций. А Юлия Владимировна как “газовый человек” в бытность свою оппозиционером выступала за расширение госмонополий и пересмотр результатов приватизации. Посмотрите, как она круто и быстро расправилась с проблемой “Криворожстали”. Теперь понятно, зачем нам нужен такой премьер-министр? Вот, например, был бы премьером Виктор Андреевич, правительство ждало бы решения всех судов всех инстанций (что при талантливой работе наших олигархов растянулось бы на годы), проводились бы консультации с Ахметовым и Пинчуком, которые обещали бы доплатить, как только вернутся из Баден-Бадена. А тут хлоп — и до свидания. И Виктор Андреевич доволен, и народ. Кстати, программа пересмотра незаконной приватизации в исполнении Юлии Владимировны носит, как всегда, поэтическое название “Власнiсть — народу”. Ленину понравилось бы.
Итак, мы имеем в правительстве представителей трех путей развития украинской экономики. Каждый из которых может оказаться и выигрышным, и гибельным. Плохо то, что экономика — не архитектура, и смешение стилей здесь никогда не рождает шедевр. А в принципе, все годы независимости Украина и жила по лихой экономической программе, в которой мы то рьяно зазывали инвесторов, то кидали их и разоряли, начиная опекать национального производителя. Которому, естественно, также доставалось на следующем витке эволюции украинской экономической шизофрении. Ну а еще это очень напоминает классическую стратигемму Ивана Андреевича Крылова “Лебедь, Рак и Щука”.
О назначении министром иностранных дел Бориса Тарасюка было известно уже давно. И спорность этого кадрового решения не вызывает сомнений. Если сейчас шум противников господина Тарасюка невелик, то это лишь потому, что в Украине привыкли уж очень наплевательски относиться к этому министерству. А между тем западные модели государственного аппарата, к которым, как я понимаю, мы будем стремиться, пост министра иностранных дел — второй по важности после должности премьера. По мнению многих обозревателей не только в Украине, но и за ее рубежами, Тарасюк достаточно неадекватен в качестве главного дипломата страны. Он ярый противник какого-либо сближения с Россией.
Казалось бы, Запад должен этому аплодировать. Но это не совсем так. Западной Европе, да и Соединенным Штатам, в данный момент времени абсолютно не нужна холодная война между Украиной и Россией. Как бы мы себя ни любили и ни уважали, геополитически Россия — более важное образование на карте мира, нежели Украина. И эта страна сейчас стоит на пороге самого серьезного исторического выбора со времен 1917 года. Ситуация такова, что государство с самой большой в мире территорией и вторым по мощности ядерным арсеналом нервически выбирает между путем в западную цивилизацию и очередным откатом к тоталитарной империи.
Западные политологи пережили тяжелую внутреннюю борьбу с собственными построениями, связанными с желанием окончательного уничтожения российской государственности, и признали, что такая страна просто необходима как симбиоз европейских и азиатских культурно-политических традиций. И ее нужно “подтаскивать” к Западу всеми имеющимися средствами. Не буду распространяться о том, как сопротивляется такой постановке вопроса сама Россия, скажу лишь, что Запад явно не рассчитывает на антироссийские выпады со стороны Украины. Кстати, в Москве гораздо ближе к сердцу принимают любую нашу критику или недружественные действия, чем аналогичное поведение какой-нибудь иной европейской страны. Как поется в одной эстрадной песне, “отпустить меня не хочет родина моя”.
Тарасюк же стартовал с резких заявлений в адрес ЕЭП, некорректно прокомментировал проблему Приднестровья и, в общем, как и следовало того ожидать, начал ломку дров, не отходя от кассы. И хотя это ожидалось, думаю, такое резкое позиционирование Украины на международной арене очень быстро приведет к, как бы покорректнее сказать, “международным консультациям”. Которые, в свою очередь, во второй раз заставят Бориса Тарасюка оставить кресло руководителя МИДа.
Посоревноваться в скорости отставки с Борисом Тарасюком наверняка сможет министресса культуры Оксана Билозир. И по объективным причинам: отрасль культуры, на минуточку, одна из самых многолюдных в Украине. Причем рядовые сотрудники отрасли — библиотекари, завклубы и прочая интеллигенция — относятся к числу наименее обеспеченных бюджетников Украины. Культура в Украине настолько проблемна, что, боюсь, милой улыбки кумы Президента явно не хватит. К сожалению, большой сложностью оказалось найти более-менее развернутую биографию нового министра культуры. Но, в общем и целом, все понятно, пела женщина себе песни и горя не знала. Так что либо вице-премьер по гуманитарным вопросам Николай Томенко возьмет на себя все функции госпожи Оксаны, кроме представительских, либо нас ждет скорая отставка Билозир. Этому есть и субъективная причина. Мне кажется, что Юлии Владимировне для более действенного управления “своими мужиками” вторая красавица в доме с колоннами просто не нужна.
В общем-то, правительство выглядит как Ноев ковчег, куда по паре собраны серьезные политики и большие демократы. Над этим можно долго иронизировать, но хочется напомнить, что именно такая системная постановка вопроса помогла человечеству пережить Всемирный потоп. Мне лично в правительстве не хватает одного коммуниста. Тогда бы в парламенте за Юлию Владимировну проголосовали все депутаты, кроме Нестора Шуфрича.
“Парадокс Терёхина”
Новые министры — кто весело и азартно, кто не спеша — начали кадровую и административную реорганизацию своих угодий. А между тем спешить надо всем (и не только потому, что Президент требует от правительства быстрых успехов). Гораздо страшнее потенциального президентского гнева выглядит реальная ситуация с наполняемостью украинского бюджета в январе-феврале. А тут еще свеженький министр экономики Сергей Терехин, ничтоже сумняшеся, заявил о 32 миллиардах бюджетного дефицита в Украине. Половину из которого составляют долги Пенсионного фонда. Уж больно активно Пенсионный фонд поучаствовал в предвыборной кампании Виктора Януковича. А это чревато остановкой выполнения пенсионных программ уже в ближайшие месяцы. Естественно, эти деньги надо где-то брать. Можно, конечно, надеяться на западную помощь, написав на гербе государства бессмертные бендеровские слова “заграница нам поможет”, однако пока эта помощь если и приходила, то существенного влияния на экономику страны не оказывала. Правда, и масштабы воровства в стране наверняка не может точно себе представить даже Леонид Данилович Кучма. Так что, судя по всему, деньги новое правительство будет искать на родине. И как бы ни хотел, в общем-то, миролюбивый Президент ограничиться “Криворожсталью”, мирный сценарий сосуществования с олигархами явно лишен реалистических черт. Все сантименты моментально закончатся, когда в Донецке шахтеры поинтересуются зарплатой.
Самое лучшее и самое страшное, что уже удалось сделать Ющенко и его команде, — это привить украинскому народу чувство собственного достоинства и бунтарский дух. Например, Франция, в отличие от своих соседок Англии или Испании, начала бунтовать в XVI веке и не смогла остановиться даже в техногенном ХХ. Ющенко научил людей быть непокорными той силе обстоятельств, с которой у нас было приниято ассоциировать власть. И поэтому новому правительству, как и новым губернаторам, надо быть не только моральными и профессиональными. Действовать необходимо последовательно и всегда держать открытым окно своего красивого кабинета, прислушиваясь, не собирается ли внизу народ с требованием твоей отставки
Юрец-молодец. Дари людям надежду и уверенность.
Материал заслуживает внимания. Написан со знанием дела и довольно объективно.
Радует, что автор и газета не занимается
безмерным " адобрямс!!!" как это принято на всех уровнях.
Все вроде бы и правильно, но загвоздка в одном. Второй пост после премьера в европейских демократиях занимает министр финансов, а ни как не глава МИД
Восхищаюсь ! Материал действительно очень хороший А слог и стильдействительно — супер.
Хорошо пишем !!!
Материал очень хороший А слог и стиль — супер.
Хорошо пишем !!!
А Вы, батенька, дурилка картоновая!