Александр Шаталов: «Не содержать штат слесарей, а платить за конкретную услугу»

Тема реформирования ЖКХ в стране в целом и в Кировограде в частности занимает умы большинства наших читателей. К сожалению, обсуждение сводится к безудержной критике существующей системы, взамен которой ничего не предлагается. Мы решили поговорить об этом с первым заместителем председателя Кировоградского областного совета, куратором Кировограда Александром Шаталовым, который не только видит перспективу отрасли жилищно-коммунального хозяйства, но и уже предпринял конкретные действия по решению наиболее острых проблем.

— Александр Сергеевич, о реформировании ЖКХ говорят на всех уровнях власти, но конкретных шагов крайне мало. Какими вам видятся пути решения этой практически неразрешимой проблемы?

— Начать следует с первопричин проблем, которые возникли в ЖКХ. У нас есть несколько программ реформирования, но они сводятся к одному: перераспределение потоков средств. Предлагают ЖЭКи убрать или назвать их по-другому, по сути, на этом идеи реформирования заканчиваются. Такие действия, возможно, и могут привести к позитиву, но краткосрочному. В долгосрочной перспективе это бессмысленно — будет то же, что имеем сейчас.

Ключевая проблема сферы ЖКХ — долги. И первое, что нужно сделать, — активно действовать именно в направлении их погашения. То ли создавать специальные отделы в ЖЭКах, то ли специальное коммунальное предприятие, которое максимально уменьшит объем средств, которые не возвращаются от потребителей услуг. Прецеденты уже есть в других городах. Задача таких структур — сделать так, чтобы все, кто может заплатить, погасили долги, кто не может — получили помощь в оформлении субсидии или другими путями. То есть любая трансформация, скажем, в ОСМД не будет эффективной, пока не решим проблему с долгами. И мы начинаем этим заниматься.

Мы должны создать конкурентный рынок, когда люди сами смогут принимать решение: оставаться им обслуживаться в ЖЭКах, если их устраивает качество обслуживания, создавать ОСМД и самим находить исполнителей, оказывающих необходимые услуги, или доверять эти функции обслуживающей компании. И тогда жильцы будут понимать, что средствами, которые они отдают, управляет человек либо организация, которым они доверяют.

У меня есть личный опыт. Я жил в доме, создавшем ОСМД. Это очень удобно и выгодно, мы сами решали, где разбить клумбу во дворе, стоит ли нанять консьержа, убирать в подъездах самим или заключить договор с организацией, специализирующейся на таких услугах. И при этом квартплата у нас не увеличилась, а довольно приличные средства аккумулировались на специальном счету…

— Какова ваша точка зрения на будущее кировоградского ЖКХ? Это разрушение ЖЭКов до основания или они войдут в конкурентную среду с новыми управляющими компаниями?

— Думаю, они будут работать в конкурентной среде. От них нельзя отказываться по нескольким причинам. Так или иначе, у них есть сформированная материально-техническая база. Не в очень хорошем состоянии, но она есть. Кроме того, у них есть квалифицированные кадры, которые могли бы более эффективно работать, но они должны быть заинтересованы в этом, должна быть сдельно-премиальная система оплаты труда. И если ЖЭКи будут чувствовать конкуренцию, они вполне могут стать самодостаточными и прибыльными организациями. Да и, по большому счету, даже при нынешних тарифах, если расчеты происходят вовремя, появляется возможность проводить серьезную модернизацию.

Мы с вами постоянно предъявляем ЖЭКам претензии по поводу некачественного обслуживания, а у них универсальный ответ: нет денег. И они правы. Но правы и горожане, которые платят, а результата нет.

Вот сейчас в городе долг за вывоз мусора составляет один миллион гривен. Вот-вот наступит критический момент, когда его просто перестанут вывозить. Начали появляться долги перед лифтовыми компаниями и другими обслуживающими организациями, что также может иметь серьезные последствия.

На сегодняшний день население должно ЖЭКам около 5 млн грн., тепловикам — около 16 млн грн. и водоканалу свыше 3 млн грн.

А теперь представьте ситуацию: в ЖЭК поступает условно 100 гривен, а он должен 1000. И начальники раскладывают пасьянс, однозначно для них проигрышный. И это в определенной степени формирует их отношение и к работе, и к жильцам…

— Извините, но как-то не получается сочувствовать ЖЭКам…

— Согласен. Но, с другой стороны, если мы не будем сочувствовать и что-то менять, к чему мы придем? Мы сейчас встречаемся с людьми, они говорят, что все платят, долгов нет, но ЖЭК плохой. Предлагаем им объединяться в ОСМД. Они спрашивают: с кем? Имея в виду тех жильцов-неплательщиков, которые не пришли на встречу. Люди не доверяют друг другу. Но ЖЭК все равно плохой. Его ругают, власть ругают, но ничего не меняется, денег больше не становится, качество услуг не повышается, и мы живем в депрессивном жилищном хозяйстве и без пока видимых перспектив. ЖЭКи обвиняем, а сами ничего не делаем.

— Сейчас много говорят о создании управляющих компаний. Откуда они появятся? Им же надо иметь и материально-техническую базу, и человеческий ресурс.

— Такие компании могут образоваться из тех же ЖЭКов. Если есть опытный управленец, команда, понимание ситуации — это вполне возможно. Второй вариант. Когда будут четкие правила, которые установит местная власть для этого бизнеса, появятся и бизнесмены. Это могут быть и существующие сейчас небольшие частные компании, которые делают ремонты, устанавливают автономное отопление, занимаются водоснабжением, и другие. Организаций, которые готовы перепрофилироваться или добавить подразделение, более чем достаточно, и они ждут, когда это можно будет сделать.

Я думаю, что учредителями некоторых управляющих компаний должны стать, в том числе, и так называемые отцы города, руководители крупных предприятий. Они должны будут инвестировать небольшие для их объемов средства, понимая, что это бизнес не сверхприбыльный, но долгосрочный. Я даже думаю, что обязательно надо будет обратиться к таким людям, чтобы они благодаря своему опыту, авторитету смогли сделать эти предприятия достойными и безопасными, чтобы люди им поверили.

— Когда мы говорим об ОСМД, мы, как правило, представляем огромный девятиэтажный дом. Но жилой фонд Кировограда — это далеко не все многоквартирные дома. Двух-трехэтажек гораздо больше. На них бы обратить внимание, стимулировать к созданию ОСМД путем капитальных ремонтов.

— Никто никого стимулировать не должен. К тому же я скажу честно, как бы некорректно это ни звучало из уст человека, представляющего власть, но сделать капитальные ремонты во всех нуждающихся в этом домах — колоссальные затраты. Никто никогда не выделит эти деньги в полном объеме — ни город, ни область, ни государство, и все это должны понимать. Я объясняю людям: за десять лет ваш дом лучше не станет, он станет только хуже. Капитальный ремонт всего жилого фонда — это утопия.

Что касается ОСМД и малых домов. Для начала должно появиться единое регистрационное окно, чтобы мы не гоняли людей по десяткам инстанций, пока они не отчаются. Они должны прийти первый раз, взять перечень документов, второй раз — сдать документы, третий — получить документы. Далее должна появиться управляющая компания, куда люди могут прийти и заключить договор. Там должна быть централизованная бухгалтерия, так как маленьким домам нет смысла держать отдельного бухгалтера. В этой же компании будет директор или координатор ОСМД, который регулярно будет проводить собрания, представлять интересы жильцов в инстанциях и делать необходимые заказы. Таким образом, жильцы должны иметь возможность выбирать между ЖЭКом, ОСМД и управляющей компанией.

— Для людей очень важно, чтобы оплата за коммунальные услуги производилась по факту, а не наперед.

— Безусловно, должен подписываться акт выполненных работ, как это делается в любой организации. Тогда ты за свои деньги будешь не содержать штат слесарей, а платить за конкретную услугу. В этом и смысл ОСМД — чтобы ты тратил деньги на себя. На какие именно цели — решают жильцы.

Кстати, в рамках проекта единого информационного окна мы хотим сделать дополнительное окно с условным названием «ОСМД-калькулятор». Специалисты возьмут каждый дом, внесут в базу данных параметры по жильцам, количеству пенсионеров, людей, имеющих субсидию, по материально-техническому состоянию и высчитают эффективность перехода в ОСМД. Каждый человек будет знать, сколько денег дом будет тратить ежемесячно, сколько должен откладывать на содержание лифта, вывоз мусора и так далее. Будет учтен риск, связанный с людьми, которые не платят и с которыми по этому поводу ведутся судебные тяжбы, влекущие за собой немалые затраты. Когда будет такой калькулятор, будет проще, можно будет вести предметный разговор, а не на пальцах. Может, для кого-то, для тех же малых домов, ОСМД будет невыгодно. Эта методика должна быть разработана на всеукраинском уровне, но, я думаю, мы в Кировограде сделаем пилотный проект.

— Мы говорим о долгах людей коммунальным структурам. Но ведь и они должны людям. Если дом за тридцать лет ни разу капитально не ремонтировался, а, допустим, состояние фасада не выдерживает никакой критики, не должно ли государство поучаствовать в таком затратном ремонте?

— Об этом говорят все без исключения. На каждой встрече я слышу: где эти деньги? Ответ очевиден: где-то там… Нигде их нет, ни на одном счете в банке. Мы понимаем, что всеобщий капитальный ремонт — это утопия, но государство должно и, я уверен, будет участвовать в конкретных проектах софинансирования. Это может быть долевое участие или долгосрочные беспроцентные кредиты ОСМД, гранты. По-другому не получится.

— А городская власть может взять на себя финансовые обязательства? Ведь ежегодно из бюджета какие-то деньги выделяются на капитальные ремонты.

— Городской бюджет настолько скудный, что говорить о каких-то серьезных вложениях не приходится. На строительство, ремонт всей городской инфраструктуры, и в том числе ЖКХ, ежегодно тратится 20-25 миллионов гривен. Это не такие большие деньги. А все ключевые средства, которые вкладываются в регион, — это деньги государства.

Конечно, должен участвовать и город. Средства, которые он получает, должны эффективно вкладываться, в том числе и в поддержку ОСМД. В некоторых городах поступили жестко, но результативно. Течет в доме крыша, люди идут к мэру, и он обещает выделить деньги, но при условии создания ОСМД. То есть это будет вклад городской власти в новую организацию. Договорились — сделали. Таким образом, в некоторых небольших городах стопроцентно создали ОСМД. Конечно же, повысили качество услуг. Стоит ли нам так делать? Наверное, нет, но я уверен, что средства, выделяемые на капитальный ремонт, должны направляться в ОСМД.

— Когда-то в Кировограде пробовали внедрить проект коммунальной скорой помощи. Высококлассные специалисты выезжали по звонку и за определенную плату устраняли неполадки. Может, к этому стоит вернуться? Тогда ЖЭКи уйдут в историю за ненадобностью, ведь люди перестанут им платить за ремонт кранов и розеток.

— Хорошая идея. По большому счету, это форма работы аварийной службы. Это они должны так работать, но их нужно модернизировать. Мы займемся этим вопросом.

Что касается ухода ЖЭКов в прошлое, не нужно создавать условия, чтобы они себя изжили. Нужно делать так, чтобы они повысили качество своих услуг. Люди должны иметь выбор. Если мы всех насильно будем загонять в ОСМД — получим негативную реакцию. Жизнь должна сама расставить приоритеты. Когда у нас будет служба единого заказчика, люди будут делать три-четыре обязательных платежа: дворник, вывоз мусора, лифт. Остальное — оплата по факту.

— Сейчас в городе одна из актуальных проблем — лифты. Вы активно за них взялись. Какова ситуация в этом хозяйстве?

— По моему убеждению, решать все проблемы по чуть-чуть — значит, не решить ни одной из них. Если говорить о лифтах, передо мной как депутатом, ответственным за областной центр, губернатор поставил задачу решить эту проблему если не на сто процентов, то на максимально возможный процент. Программа-минимум — запустить те лифты, которые остановились в этом году и которые можно отремонтировать. Крайний срок их ввода в эксплуатацию — 25 декабря.

Останутся без ремонта только те лифты, которые не работают в течение нескольких лет. Они подлежат замене, и сейчас мы активно занимаемся тем, чтобы из госбюджета были выделены средства на закупку новых лифтов. И в следующем году мы надеемся их получить.

На момент, когда я начал заниматься этим вопросом, не работало порядка шестидесяти лифтов. Большинство механизмов изнашивается, так как срок их эксплуатации 25 лет, и он уже истек. Их останавливают, проводят экспертизу (намного дороже, чем в столице) и выставляют счет, в котором указано, что нужно заменить. Без работ по итогам экспертизы нет возможности запустить лифты, а они в среднем обходятся около 20 тысяч гривен.

Нам удалось посадить за один стол все организации, которые отвечают за это направление: обслуживающие компании, представителей горисполкома и ЖЭКов. В итоге половину необходимых средств на ремонт выделил город, частично с финансированием помогли депутаты и спонсоры. Да и сами люди отнеслись с пониманием и собирали по половине от необходимой суммы на проведение экспертизы. По сути, результат, который мы получили, стал следствием совместной работы всех служб и горожан. И большая благодарность обслуживающим компаниям, которым оплачивались только материалы, а они работали бесплатно.

На сегодняшний день проблему решили, но в следующем году будет отключаться порядка 150 лифтов. Их, кстати, необходимо останавливать каждые три года для профилактических работ, и в первую очередь — с целью безопасности. Могу обещать, что несанкционированных отключений не будет. Люди будут оповещены, что лифт не будет работать, скажем, два дня — будет проводиться экспертиза, а еще три дня продлятся ремонтные работы.

Хочу обратиться к горожанам. Если есть проблемы с лифтами, о которых мы еще не знаем, можно звонить на «Горячую линию» губернатора Ларина. А в целом работы по реанимации лифтового хозяйства — это хороший пример того, как благодаря слаженным действиям можно добиваться фактических результатов. И такая работа помогла нам выработать долгосрочное решение на следующий год.

— Александр Сергеевич, чем вы займетесь после запуска лифтов?

— Освещением улиц. Город должен быть нормально освещен!

Беседовали Ефим Мармер, Елена Никитина, фото Павла Волошина, «УЦ».

Александр Шаталов: «Не содержать штат слесарей, а платить за конкретную услугу»: 22 комментария

  1. А кто компенсирует поломки бытовой техники из-за скачков постоянных скачков и отключения электроэнергии? На Жадова напряжение в сети по вечерам около 175 вольт!!!!

  2. КРЕПЫ -5 колесо в телеге, необходима реорганизация ЖКХ.

  3. Необходима реорганизация ЖКХ: вызвал специалиста -заплатил,но цены должны быть доступными.

  4. так, дійсно живуть же люди якось у приватних будинках.за свої гроші і ремонт, і покрівлю полагодити, і все без проблем. так само потрібно у багатоквартирних будинках.найняти працівників:окрема послуга — відповідна оплата.

  5. Прочитал…. впал в прострацию в пространстве и времени из-за отсутствия логистики. Может все идеи с аккумулировать в какой-то пилотный проект и создать экспериментальную площадку, отработать, а уже потом выходить на масштаб? В любом случае желаю только удачи.

  6. Я сам себе и слесарь и електрик. А если чтото серьезное так не в жек побегу, а людей из фирмы вызову. А вот о скачках, так «Горэнерго» руки умывает, тут вечна судебная тяжба без победы.

  7. Chitatel1, знаете в США однажды хакер взломал базу электростанции и обесточил на 15 минут большой город! Так вот хоть компания обслуживающая город и не была формально виновата и это был форсмажор, но пользователи услуг посыпали на электриков миллиардные иски в суды за испорченую технику, моральную компенсацию и т.д.! Вот пример, но думаю в Украине этого никогда не будет. А идея примера такова — до тех пор пока компания представляющая услуги не будет чувствовать что «облапошить» клиента себе дороже, пока будут действовать только законы рынка, до тех пор порядка и качества обслуживания не будет! У нас при всем праве человека на подобный иск подействует прецидентное право которое однако у нас в стране не лигитимно, то есть если никто до тебя это не делал и не слышал о таком, то твое право сомнительно… вот так и живем, не устаю повторять 🙂 🙁

  8. Faranya, да живут 🙂 Я себе и слесарь, и сантехник, и кровельщик, и электрик, и маляр, и дворник, и т.д. и т.п. Правда думаю мои коллеги по полу, возлежащие вечерами в квартирах на диванах с бутылкой пива и взерцая футбол, не захотят реформирования ЖКХ с отрывом задниц от диванов 🙂

  9. zadov. Все давно уже отработано и проверено. В Киеве уже существует достаточное количество домов с ОСББ. Это тоже не манна небесная, учитывая фактор человеческих качеств, но по статистике эфективность в сравнении с ЖЭКами внушительна, правда проблема в том, что жильцы не хотят принимать на баланс и создавать ОСББ в неотремонтированны домах, а ремонтировать-то государству не за что!

  10. Ремонт в квартире можно самому сделать или из фирмы вызвать, но не лезть к общедомовым коммуникациям, в т.ч. и электрощитам на лестничных площадках

  11. Yaroslav Turchin. Киев Киевом. Для нас, к сожалению, не пример для подражания. Шаталов, в данном случае, конкретен — коммуналка Кировограда. В интервью много сказано не только о ОСББ, но и о сфере предоставления услуг. Вот тут «собака порылась». Давайте по-идеализируем о схеме:

    согласие жильцов (ментальность, финансовая возможность) — капитальный ремонт здания и сетей (городской бюджет) — рынок услуг (которого нет, частник сбивающий цену). Это примитивно, звеньев больше, но эти главные. Вот и угадайте с трех раз, где не срастется?
    А создавать ОСББ, как в Киеве, где вводится в эксплуатацию новое жилье или по госпрограммам делается капитальный ремонт домов с заменой сетей, это не сложно. Да и рынок услуг мощный. Так что…

  12. Действуйте по пунктам: 1. Жалоба в отдел защиты прав потребителей. Желательно, в областной (Дом быта). 2. Получив письменный ответ о том, что Ваши претензии справедливы — письмо в Облэнерго. 3.Получив письменный (!) ответ от них — подавайте в суд на неисполнение условий договора. Можете даже просить возмещение морального ущерба. 4. Наберитесь терпения на двух — трех летнюю борьбу.

  13. Вот мое видение ОСББ в Кировограде: 1. «Железной рукой», по-Сталински, всех загоняют в ОСББ. 2. В городе создают две обслуживающих компании. Причем одна — собственность кого-то из депутатов, или его сынка. Вторая — для отвода глаз, чья-нибудь еще. 3. Всем ОСББ «рекомендуют» пользоваться услугами первой компании. 4. Эта компания вздувает цены на услуги как вздумается и обдирает нас как липку. 5. Городской голова по радио и ТВ рассказывает, какое счастье нам привалило! 6. «Народ безмолвствует»…

  14. Почему-то никто не говорит о стоимости, например, электроэнергии для ОСББ, воды, газа. Все рассказывают о каких-то эфемерных услугах по уборке, ремонту. А ведь ремонт — дело случая, а вот плата за коммуналку — дело регулярное! А субсидии для членов ОСББ предусмотрены?

  15. А почему никто не говорит о ситуации с общежитиями??? В них ведь тоже люди живут, причём годами — поколениями. Прогнившие коммуникации, слабая для 21 века электрика, абсолютно все виды работ исключительно за средства жильцов и никакой гарантии, что тебя следующей весной или осенью не выгонят? За приватизацию даже говорить не приходится — пусть лучше развалится …

  16. Под лежащий камень-вода не течет.Будем ничего не делать,так и останется все без изменений в ЖЕКе.Возможно ОСББ и выход из создавшейся ситуации.Сделал услугу-оплати по факту, по приемлимым ценам.

  17. Створення ОСББ — це перша вимога порядку про здійснення державного фінансування. Перші кроки створюють багато непорозумінь, але змінювати наше життя потрібно і необхідно!!! Кошти в місцевому бюджеті завжди мізерні, а для виконання глобальних проблем необхідні кошти з державного бюджету. Так віднесемось до цього з великим розумінням!!!!!!!!!!!

  18. Цитата: «Так віднесемось до цього з великим розумінням!!!!!!!!!!!» А Вам не надоело за последние 50 лет относиться к издевательствам
    со стороны властей «с розумінням»? Может пора и властям отнестись к нам с розумінням?

  19. Реформування житлового комплексу відноситься більше до мешканців, а не до самих житлових контор
    По-перше необхідно визначитись із власністю на житло. Громадяни повинні проживати в своїх будинках. Реформувати житловий фонд в приватну власність.
    По-друге малоповерхові житлові будинки передати в ОСББ, створити їх декілька (з привязкою до територій житлових контор), а після виводити із складу, за бажаннями самих мешканців.
    По-третє приватизувати гуртожитки (з виконанням самого необхідного ремонту, це найбільше запущений сектор житлового фонду). Створити для гуртожитків окремий ОСББ
    В-четвертих реформувати житлові контори в приватну форму економічних відносин. Не тільки зберегти (там досвідчені фахівці, матеріальна база), а головне нема чим замінити експлуатацію житлового фонду.
    В-пятих головним гравцем житлових питань повинен стати замовник-мешканець.
    В-шостих створити лікбез для завідувачів будинків та керіних ланок житлових установ
    В-сьомих, восьмих і т.д., тоді можливо розраховувати на результат
    А головне від розмов пора переходити до справ. Думаю всім зрозуміло кому розпочинати.

  20. Олександр говорит:
    04.01.2012 в 10:20
    ==================
    Олександр! Согласен с вами… :yes:

Добавить комментарий