Воскресающая родина

Пять лет прошло с тех пор, как на страницах «УЦ» публиковались судьбы кировоградских сел, исчезнувших или исчезающих с карты страны. Но читатели помнят проект «Исчезающая родина» и просят нас его продолжить. Мы и сами не против – что может быть интереснее, увлекательнее, романтичнее поездки в глубинку!

С шестидесятого года живет в Богодаровке Ольга Исаенко

Выбор пал на Бобринецкий район. Нашим гидом согласился быть Алексей Цокалов, борец за свободу и земледелец, известный далеко за пределами нашей области, а еще давний хороший друг редакции. Алексей – настоящий патриот. Он вместе со своим покойным другом Виктором Чмиленко ездил в архив Херсона, чтобы почитать документы об истории Бобринетчины. Как увлекательно он рассказывает о родных местах! Алексей предполагает, что крепость, а затем и город Елисаветград должны были быть именно на территории нынешнего Бобринецкого района. Дело в том, что царским указом было велено начать сооружение крепости там, где Сугоклей впадает в Ингул. А в Бобринецком районе пересекаются реки Сугоклея и Ингул. И ландшафт в этом месте – готовая природная крепость. Не исключено, что одна буква в названии реки решила судьбу города…

Наше путешествие началось с Компанеевского района. Алексей Цокалов был уверен, что мы обязательно должны посетить село с красивым названием Богодаровка. Когда-то здесь было более тридцати дворов. Сегодня – три. Не хочется сглазить, но у Богодаровки есть перспектива выжить. Житель Компанеевки купил усадьбу, поселил там людей, завел хозяйство. Время от времени приезжают те, кто родился в селе, навещают родные дворы и, конечно, кладбища, где покоятся близкие.

Есть еще один обнадеживающий момент. С шестидесятого года живет в Богодаровке Ольга Исаенко. Сейчас живет одна, дети и внуки в районном центре. В последнее время она активно добивается выделения положенных ей двух гектаров земли. «У меня два сына, я бы хотела оставить им землю – пусть обрабатывают. Они только за, но пока с оформлением ничего не складывается», – сказала бабушка.

Ольга Исаенко в прошлом работник социальной сферы (работала на почте). В соответствии с Земельным кодексом Украины, она имеет право на бесплатное получение земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения личного крестьянского хозяйства в размере не больше двух гектаров. Казалось бы, чего проще: закон на стороне женщины, земля есть, но, как у нас зачастую бывает, возникают непонятные препоны. Письма с просьбами и жалобами из Богодаровки ушли в район, в область, в Кабмин. Но вопрос так и не решен.

Алексей Цокалов обещал помочь. Когда у него получится (а у него получится), красивое село получит еще одну перспективу выжить. Правда, земля – это не все, что беспокоит Ольгу Исаенко. Регулярно к ней приезжают из РЭСа и интересуются, не хочет ли она навсегда уехать из села. Электрики якобы беспокоятся за трансформатор, который могут украсть, и им проще отключить потребителя, своевременно оплачивающего услугу. Как минимум, это странно. Тем более что в Богодаровке живет семья с детьми, в доме которых вообще нет электроэнергии. Когда-то дом, в котором никто не жил, был отключен. В него заселилась семья, а чтобы восстановить электроснабжение, нужны очень и очень большие деньги. Вот так страна поддерживает село.

Потом мы поехали в Степановку. Это уже Бобринецкий район, и встретил нас там Сергей Шевченко. Удивительный человек. Он несколько лет назад выкупил здание школы, построенное еще в 1931 году, тем самым его сохранив. Правда, тендеры и аукционы длились так долго, что Сергей стал опасаться, что выкупать будет нечего. Сегодня в одном крыле «школы» живет Сергей с женой, в другом – коровы. Да-да, именно коровы, крупный рогатый скот. Шевченко содержат самое многочисленное в районе поголовье скота – девяносто коров, в том числе двадцать пять дойных. А когда-то местный колхоз содержал тысячи.

Алексей Цокалов (слева) и Сергей Шевченко

Сергей рассказал, что тоже намучился без электроэнергии. Пока подключили, использовал генераторы. Свет нужен был не так для себя, как для коров – для подключения доильного аппарата. Молоко ежедневно забирает машина и отвозит на «Ласку». Так что, покупая мороженое, знайте, что оно сделано из экологически чистого степановского молока. Правда, сдает его фермер по очень смешной цене – два пятьдесят за литр…

Напротив школы, в зарослях, стоит когда-то красивая церковь. Сегодня сохранились только стены. Сергей говорит, что его, маленького, там крестили. И это здание Шевченко хотел выкупить. «Я бы там сделал склад или использовал бы для других целей, но сохранил бы. Тогда еще была крыша, а сейчас уже сохранять нечего», – с грустью сказал фермер.

Алексей Цокалов заметил, что природа чувствует разруху и скрывает ее от человеческих глаз. Как только дом остается брошенным, в нем начинают рушиться стены, природа окружает его густыми зарослями, сооружая зеленый саркофаг. Часто в пустующих селах догадаться о том, где был дом, можно именно по густым зарослям.

Сергей Шевченко удивителен образом не только жизни, но и мышления. Вот она, исконная мудрость: «Мне больно оттого, что я прожил жизнь и после себя ничего не оставил. И мои родители ничего не оставили. Нет, мы много построили, но оно все разрушилось. Думали, что строим на века, а оказалось, что на время. Обидно…»

Происходящее в стране оценивает по-своему. Вот вы знаете хоть одного человека из своего окружения, который на президентских выборах голосовал за Добкина? Сергей голосовал именно за него. Резко высказался по поводу популярных сегодня «кричалок», назвав их разъединяющими страну и людей.

Вообще он добрый. Человек, живущий вдали от городской суеты, не может быть злым. Может, просто не хватает общения, поэтому он спешил и рассказать, и показать, и поспорить. Уже когда мы сели в машину, спохватился: «Надо же вас угостить свежим молоком». Мы обещали приехать еще, когда Сергей выкачает мед из ульев. Молоко с медом – самое оно!

Алексей Цокалов, вспомнив о нашем проекте «Исчезающая родина», посоветовал его не продолжать или изменить концепцию: «Надо писать о воскресающей родине. Все больше людей возвращается к истокам, едут в деревни и восстанавливают родительские усадьбы. Популяризируйте село! Давайте вместе делать все возможное, чтобы жить в селе было модно». Давайте! Мы не против.

Елена Никитина, «УЦ».

Добавить комментарий