Эта музыка будет вечной!

До конца июня вы еще успеете прийти в Ковалевский парк в одну из суббот, чтобы послушать духовой оркестр. Потом музыканты уходят в коллективный отпуск до августа. У вас есть возможность насладиться не только музыкой, но и атмосферой, царящей на танцплощадке, где, представьте себе, танцуют.

Это здорово, что у нашего города есть духовой оркестр. По его звукам можно определить, в какой части Кировограда проходит мероприятие — торжественное или просто праздничное. Духовики вещают нам о том, что жизнь продолжается. Как живется муниципальному профессиональному духовому оркестру сегодня, мы узнали у двух руководителей — директора, Владимира Соляра, и дирижера, Григория Шорсткого.

Директор

— Владимир Илларионович, городской оркестр был создан в 1991 году. Почему возникла такая необходимость?

— Раньше в Кировограде была очень сильная художественная самодеятельность, оркестры были практически при всех предприятиях. Им даже присваивали звание «народный». Их было 17 в городе. С началом перестройки самодеятельные коллективы перестали существовать. Да и многие заводы ушли в небытие. Городу и области был необходим коллектив, который обслуживал бы ряд мероприятий.

В среднем 250 мероприятий в год обслуживает наш оркестр. Это практически каждый день. У нас играют лауреаты международных конкурсов, выпускники консерваторий. Добавляем молодежь, воспитываем. Но на сегодняшний день испытываем дефицит кадров. Есть люди, которым надо уйти на пенсию, и они сами хотят, но заменить некем. Молодые приходят, пару лет поиграют и — на конкурс. Школа духовиков музыкального училища очень сильная, выпускники занимают первые места и из города уезжают. Вот тут появляется проблема у директора: кем заменить? Ведь играть надо всегда.

— Сколько у вас человек?

— На сегодняшний день музыкантов около сорока человек. В таком городе, как Кировоград, содержать коллектив очень трудно. Наши музыканты играют и в оркестре, и в театре, и в филармонии. Как мы делимся — это наши проблемы. Руководители театра, филармонии и я, слава Богу, всегда находим компромисс. Я не считаю, что оркестр или даже один музыкант играет для директора. Эту музыку слушают люди, которые ходят в театр, филармонию, отдыхают на танцплощадке. Мы — сфера обслуживания, если хотите, лаборатория пропаганды музыки. Мелодия — опасная штука, она имеет доступ к человеческой душе. И где звучит мелодия, там всегда есть люди.

— Это вы о таком высоком… А когда вам последний раз покупали новые музыкальные инструменты?

— С инструментарием в последнее время очень большая проблема. Цены на инструменты измеряются тысячами долларов. К примеру, концертная туба стоит 6 тысяч долларов. Где в Кировограде можно заработать такие деньги, чтоб музыканту, являющемуся лауреатом международного конкурса, купить инструмент? В этом году запланировали для нас 40 тысяч гривен. Может быть, я куплю две валторны, может быть, валторну и баритон. Некоторые музыканты покупают себе сами. Когда-то платили за это аренду. А сейчас спасибо и за зарплату. Говорю как есть.

— А спонсоры?

— Вот здесь можно сказать: «Алло, мы ищем спонсора»! Ну, не хлебом же единым… Это ж все надо для города. Нужны мероприятия, массовые зрелища. И людям это нравится. Специалисты в оркестре высокого уровня. Наш дирижер — заслуженный артист Украины Григорий Шорсткий. И с музыкантами можно творить чудеса. С помещением для репетиций все нормально, но дайте нам материальную базу! Мы по дипломам почти все артисты оркестра. Но у нас нет костюмов. Мы постоянно надеваем черные брюки и белые рубашки. А у нас есть такой репертуар, что мы можем сделать шоу. Для этого нужны соответствующие костюмы.

— С репертуаром как?

— Мы его постоянно обновляем. Если у нас нет людей, которые делают инструментовки, мы их заказываем в Киеве. Это не самодеятельный оркестр. Это организация под названием «духовой оркестр». И мы ко всем относимся серьезно.

— Вы можете дать концерт?

— Да, мы можем сделать полноценный концерт, у нас есть солисты. Но опять же — проблемы с оплатой зала. Ну и может возникнуть проблема со слушателями. Сомневаюсь, что люди купят билеты и заполнят зал. Это ведь специфическая музыка.

Мы не можем даже выехать на фестивали в другие города, куда нас приглашают. А могли бы и в районные Дома культуры ездить с выступлениями. Большой коллектив — большие затраты.

— Многие считают, что духовой оркестр — это все-таки «ретро». Согласны?

— Не совсем. Это больше классика. Подходят люди и просят сыграть «Прощание славянки»… И так будет всегда. Это вечная музыка. Наши музыканты могут сыграть все, потому что профессионалы. Дай нам ноты и слушателя, и мы поразим всех.

Посмотрите, что сейчас происходит на наших выступлениях. Люди танцуют, дарят цветы, заказывают музыку. За все время моей работы не было случая, чтоб на оркестр писали жалобу. Мы играем с удовольствием и доставляем удовольствие слушателям. При таком количестве людей и инструментов мы все-таки легкие на подъем. Можем поехать в любой уголок области, только обеспечьте нас транспортом.

Дирижер

— Григорий Григорьевич, директор говорит, что ваш оркестр — это «обслуживание мероприятий», «пропаганда». Но это и искусство?

— Это довольно специфическое искусство. Научиться игре на духовых инструментах — это труд. Длится он несколько лет. А становление музыканта продолжается всю его жизнь. Иногда можно услышать, что духовая музыка отмирает. Это не совсем верно. С инструментами проблемы, с материалом — да. Но духовая музыка будет существовать, пока есть живая музыка. Она будет вечной. Может случиться так, что там, наверху, Создатель вилку из розетки вынет, и все затихнет. Что у нас останется? Духовые инструменты, ударные, струнные и голос.

— Как часто вы обновляете репертуар и от чего это зависит?

— Это зависит от специфики слушателя. Если брать парк, то здесь люди хотят отдыхать и слушать музыку, которая им знакома с детства. Сюда приходят в основном бабушки с внуками. И мы для них играем.

Я работаю еще и со студенческим духовым оркестром в музучилище. Мне приходится развивать оркестровое исполнительство практически с нуля. Они научились играть на инструменте — и всё. А в оркестре мы исполняем практически все современные композиции, написанные для духовых оркестров. Как это делается? Через общение, связи, Интернет. Я дружу со многими дирижерами Украины, и мы обмениваемся литературой, которой нет даже в Интернете. Хорошие ноты стоят минимум пятьдесят долларов. Вот и помогаем друг другу.

Нам сложно в плане не качественном, а количественном. В условиях нашего небольшого города пополнение молодыми кадрами идет не так, как в больших городах. В нашем составе много солидных людей, которые играют, конечно, исполняют, но без азарта, без драйва, как говорит молодежь.

— Можно что-то сделать для популяризация духовой музыки?

— С этим сложности. Хотелось бы больше ездить с выступлениями. И нам это надо. А людям как нравится! Мы можем сделать программу для школьников, для людей старшего поколения. Но, кроме нашего желания, необходимо желание тех, кто реально может нам помочь.

Вот сейчас мы играем по субботам в парке. Публика та же, что в прошлом году. Люди приходят слушать вечную музыку. Почему эта музыка будет вечной? Судите сами: бабушки приходят с маленькими детьми. Когда дети подрастают, они уже сюда не приходят. Но потом, во взрослой жизни, это будет музыка их детства…

Записала Елена Никитина, «УЦ».

Эта музыка будет вечной!: 3 комментария

  1. Цитата: » прийти в Ковалевский парк в одну из суббот, чтобы послушать духовой оркестр» А где можно точно узнать день и время? Кто подскажет?

  2. Автор, Лена Никитина. Она знает, завтра спрошу.

Добавить комментарий