И ваши кудри, ваши бачки…

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!

Кавалеристы Елисаветграда! Это и о них в том числе писала Марина Цветаева в своем знаменитом стихотворении «Генералам двенадцатого года». Жизнь нашего города неразрывно связана с кавалерийским училищем, оно во многом сформировало его внешний и внутренний облик, и даже, простите, повлияло на генофонд. И как мало сегодня мы помним о нем, о его выпускниках! Кто из вас знает, например, что из 1100 царских генералов Первой мировой войны – 316, почти каждый третий, были выпускниками Елисаветградского офицерского кавалерийского училища? И что первые спектакли будущего театра корифеев проходили в Манеже училища и большинство ролей в них исполняли юнкера?

Кировоградское издательство «Имекс лтд.» подготовило к печати шикарное издание «Кавалерия: от Елисаветградского офицерского училища до Украинской конной военной школы имени Буденного (1850 – 1930 гг.)». Автор текста – наш известный историк и краевед Сергей Иванович Шевченко. Рассказывает Александр Чуднов, участвовавший в создании книги – подбирал картографический материал, фотоснимки, архивные материалы: «Когда я узнал, что Сергей Шевченко написал эту книгу, я обратился к директору издательства Тамаре Самиляк – мы должны ее издать! Хотя я знал, что темой кавалерийского училища давно занимается Виктор Петраков (выпускник кировоградского пединститута имени Пушкина, начальник Управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Россия, Москва. – Авт.). У него собран огромнейший материал по училищу. Но, когда я прочел текст Сергея Шевченко, понял, что даже если Петраков напишет свою книгу, то она будет другой, совершенно не в том ключе, как сделал Сергей Иванович.

Работа над книгой растянулась на целых четыре года. С некоторой точки зрения, это хорошо. Потому что за эти годы мы многое в книге уточнили. Мы даже убрали три главы с рассказами о выдающихся личностях, которые все же мало имели отношения к училищу.

За эти годы появилось издание воспоминаний генерала УНР Михайла Омеляновича-Павленко, где много интересного рассказано и которое оно позволило нам кое-что уточнить. Но основная причина долгого времени в том, что военные учебные заведения находились в сфере высших интересов Российской империи, а потом Советского Союза. И все документы, более или менее значимые, находятся за пределами нашего государства. Надо отдать должное автору – он постоянно «стучался» в архивы разных стран. Не только России. Например, целый раздел книги написан на основе материалов из одного частного архива в Великобритании.

Такая деталь – для того, чтобы уточнить дату вывода кавалерийского училища из нашего города, он ждал ответа почти полтора года, пока не получил точную дату этого события. Это не какой-то малозначимый факт, он позволяет понять, почему именно в 1932-м году история училища прекратилась и какова связь этого с Голодомором.

Особенность книги и в том, что мы ради нее объединились, находясь, скажем так, на разных идейных и идеологических позициях. И из этого союза, мне кажется, вышла объективная история такого сложного явления, как вековое присутствие элиты целого государства на нашей территории, ее влияние на самые разные социальные институты.

Когда начиналась работа, Сергей Иванович не имел доступа к основному источнику информации на эту тему – книге полковника Сергея Николаевича Ряснянского, изданной в США к столетию кавалерийского училища. Когда книга стала доступной в электронном виде, мы сознательно пошли на то, что почти не использовали изложенное в ней. Мы уважаем авторское право, для нас его соблюдение незыблемо и не обсуждается. Но мы надеемся, что рано или поздно книга Ряснянского и у нас будет издана.

При работе над книгой нашей задачей было не только открыть читателю этот целый мир кавалерийского училища и его людей, но и подать материал в современном виде, который современному человеку близок. И за каждой иллюстрацией, за каждым портретом в этой книге – целая история поиска! Можно написать отдельную повесть о том, как мы искали портреты тех или иных деятелей.

Нам хотелось, чтобы иллюстрации были уникальными, чтобы издание представляло высший уровень как текстологически, фактически, эмоционально, так и внешне. Поэтому вели поиски, и в этом нам помогали многие люди в разных странах – России, Казахстане, Чехии, Великобритании и других.

Сам масштаб этого учебного заведения поражает. Те 316 генералов Первой мировой войны – это не штабные генералы, а все сплошь боевые, как правило, георгиевские кавалеры. Нашей задачей было показать кавалерийское училище в лицах. Был очень трудный выбор, потому что один список выпускников с краткой биографией составил бы два тома по тысяче станиц каждый. Это важно и интересно, но нашей задачей было раскрыть ворота этого учебного заведения, чтобы каждый кировоградец, проходя мимо, видел в стенах нынешних казарм не только безнадежную охру николаевских времен, но и те надежды и человеческие судьбы, ту историю, что творилась внутри этих стен.

Повесть начинается не с истории юнкерского училища, а с истории офицерской кавалерийской школы, которую создал генерал Оффенберг. О нем мало кто помнит, изначально и в книге о нем не упоминалось, но мы решили рассказать и о том, что было раньше, с чего все начиналось. Очень примечательная личность этот Оффенберг, который изменил облик и понятие о том, что такое – кавалерист-офицер. До него кавалерист – это был крепкий детина, который мог хорошо скакать и сильно рубить. Но Оффенберг пришел к выводу в 1840-х годах, что характер войны меняется. Кавалерист должен уметь не только чистить лошадь и махать саблей, но должен думать, рассуждать на поле боя как стратегически, так и тактически. Поэтому и возникла наша школа как, скажем, по-современному – курсы повышения квалификации имперских офицеров. Преподавали лучшие учителя, из Академии Генштаба в том числе. Такие, например, как полковник Николай Новицкий, друг Добролюбова, Некрасова, Чернышевского. Этот человек имел непосредственное отношение к освобождению из крепостничества последних членов семьи Тараса Шевченко. Лекции по теории малых войн, которые он создал, написал, прочитал в Елисаветграде, а потом издал, и по сей день являются настольной книгой в мире для всех, кто изучает природу терроризма.

В Русской государственной библиотеке (бывшая библиотека имени Ленина), где хранится печатный экземпляр издания этих лекций, Виктору Васильевичу Петракову дали только сфотографировать титульный лист. Потому что эта книга принадлежала великому князю Николаю Николаевичу Романову, покровителю кавалерии вообще и Елисаветградского училища в частности. Николай Дементьевич Новицкий вошел в историю военной науки, и мы отдаем ему должное в нашей книге.

Одним из последних начальников училища, до революции 1917-го, был полковник Карпенко. Для того, чтобы в книге появилась его фотография, Сергею Ивановичу удалось списаться с его потомками, которые живут в Англии. Они приезжали к нам в Кировоград, мы ходили по улицам нашего города, они дали много материала, предложили часть архива.

За одной из фотографий писатель Анатолий Василенко по нашей просьбе тринадцать (!) раз ездил в архив подмосковных Химок, пока не получилось.

Рецензировал книгу доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Тарас Чухлиб. И его отзыв положительный, ряд замечаний мы учли. Теперь дело за малым – надо книгу издать. Пока она существует в электронном виде и в одном экземпляре. Мы надеемся на поддержку властей в этом вопросе. Мы хотим возвратить городу память об училище, которое значительно повлияло за всю свою историю на все, что здесь происходило, формировало облик города и округи. Именно училище привило городу интеллигентность, аристократизм, превращало его из провинциального захудалого городишки в центр притяжения культуры и искусства, задавало общий высокий уровень во всем. Книга о Елисаветградском кавалерийском училище должна стать доступной для всех».

Геннадий Рыбченков, «УЦ».

И ваши кудри, ваши бачки…: 2 комментария

  1. От имени горожан хочу поблагодарить авторов и издателя за великолепную работу. Надеюсь, что в скором будущем смогу ещё и поздравить их с тиражированной бумажной «версией» книги.

  2. Настоящий интерес к данной теме и другим,которые,надеюсь,будут разрабатываться и в будущем ,проявится у читателей тогда,когда авторы перейдут от летописания(фактографии,если угодно),к историко-культурологическому анализу.Правда,ради этого потребуется пожертвовать «скорострельностью»(частотой публикаций) во имя понимания исторических смыслов,ценностей,но другого выхода нет.Да и скучно быть посредником между документом,который еще нужно «приготовить» для восприятия и читателем.
    То есть заявление:» Мы хотим возвратить городу память об училище, которое значительно повлияло за всю свою историю на все, что здесь происходило, формировало облик города и округи. Именно училище привило городу интеллигентность, аристократизм, превращало его из провинциального захудалого городишки в центр притяжения культуры и искусства, задавало общий высокий уровень » обращает на себя внимание,но учитывая прежние публикации,вызывает сомнение.Может,ошибусь?
    Рецензент Т.Чухлиб? Но он специалист по Гетманщине,а не истории Российской империи 19 века.

Добавить комментарий