В снежном плену Стамбула

Наш телеколлега Андрей Богданович попал в снежный плен в аэропорту Стамбула. За процессом его «освобождения» следил весь «Фейсбук» — Андрей оповещал украинских друзей о происходящем, иллюстрируя все это фотоснимками. По его возвращении мы встретились и подробно расспросили о путешествии с препятствиями. Его рассказ был ярким и занятным.

— Я заново стал интересоваться историей, в связи с чем захотелось посмотреть достопримечательности мирового значения. Выбор пал на Стамбул. Там нас встретил снегопад, что стало шоком, поскольку одеты мы были для межсезонья — Турция все-таки. А для турок это было праздником: играли в снежки, лепили снеговиков, радовались, как дети.

Все знают, что 1 января там был теракт. Это повлияло на количество туристов. Плюс еще снег. Турки готовы были продавать все, лишь бы были туристы. Снег они называют вторым терактом в плане туризма. У нас были опасения по поводу террористических актов. Не скажу, что мы сильно боялись, но было стремно. Что касается мер безопасности, то на каждом входе на территорию рынка специй, куда мы заходили, стояло по два автоматчика с металлоискателями. Даже меня один раз остановили и проверили. На площади видели автоматчиков. Причем автоматы у них с пластиковыми рожками — может, специально, чтоб было видно, что есть боевые патроны. И гражданский патруль был — с пистолетами и дубинками. На самом деле было спокойно.

Мы планировали пробыть там четыре ночи, получилось, что шесть. Когда мы приехали в аэропорт Ататюрк, уже некоторые рейсы были отложены или отменены, а за день до нашего вылета Ататюрк остановился полностью. Причина — снегопад. Снег с морским ветром очень влажный, плюс мороз — сразу обледенение самолетов. Аэропорт, от греха подальше, решил остановить вылеты. Наши пассажиры звонили в МАУ, там говорили, что без проблем пришлют самолет, но Ататюрк не выпустит, поэтому все вопросы к нему.

Снег стоял стеной, самолетов во втором ряду вообще не было видно. Информационное табло светилось желтым — отложенными рейсами. Но все-таки принимали и отправляли американские самолеты и некоторые европейские. Не знаю, с чем это связано. В первый раз перенесли нашу посадку на два часа, потом еще на два… И тут я увидел, что рейсы стали не откладывать, а отменять. Отменили Москву, Афины, Бухарест, другой киевский рейс, наш и все остальные: на Египет, Тель-Авив, Прагу. Почему-то полетели на Копенгаген и Минск. Отмена рейсов привела к тому, что народу в Ататюрке стало не просто много, а очень много.

Я понимаю, что имею дело с Международными авиалиниями Украины, должен обратиться в представительство и получить инструкции. Найти МАУ в Ататюрке очень сложно. Если вы там впервые — практически невозможно. Для тех, кому придется искать, поясню. Первое представительство находится внизу, где ворота № № 214 и 215. Туда нужно спуститься в лифте, но лифт тоже нужно найти. Это такой своеобразный квест. Мы его прошли, нашли представительство, но оказалось, что это турки, обслуживающие несколько авиакомпаний. Тут же возникла очередь, в которой было около десяти тысяч людей. Мы тоже в ней стояли и поняли, что этот турок-бедняга говорит всем одно и то же: дает инструкцию и пропечатывает билет и паспорт, чтобы пройти контроль и выйти из аэропорта.

Наша группа выбрала старшим меня, мы оформили документы и гуськом прошли на паспортный контроль. Там тоже было столпо­творение: итальянцы, индийцы, африканцы, англичане, американцы. Это огромная очередь, выстроившаяся змейкой. Чуть ли не до драк доходило. Тысячи людей, старики, дети, женщины, инвалиды. Женщины с маленькими детьми не могут пропустить инвалидов, те, в свою очередь, не могут пропустить женщин. Это напрягало, тем более все помнят о турецких терактах. Смотрели друг на друга подозрительно, но медленно продвигались.

Должен сказать, что турецкие ребята сработали нормально для такого количества пассажиров. Они старались быть толерантными, насколько позволяла ситуация. Я запомнил, как один парень говорил: «Через меня прошло полторы тысячи человек. Я каждому объяснил, что делать. Вам я объяснил дважды. Что еще от меня надо?» А стоявшая перед ним женщина не знала английского языка и стояла, как потерявшийся котенок. Поэтому изучать английский надо всем!

Мы стояли в очереди два часа. После того как нам проштамповали паспорта, мы вышли, еле нашли свои вещи и стали соображать: куда дальше? Было два варианта: или ты за собственные деньги селишься в гостинице и каждый день приходишь в аэропорт менять билет на другой рейс, или ждешь, когда тебя поселят. Мы обратились во второе представительство МАУ, находящееся на втором этаже Ататюрка. Там мы ждем еще часа полтора. Нас не бросили, предоставили хорошую гостиницу, думаю, пятизвездочного статуса, с питанием, недалеко от аэропорта. Правда, на следующий день нас оттуда выселили, привезли в аэропорт, где мы прождали еще два часа, пока нам поменяли билеты, и отвезли в другую гостиницу. К счастью, мы не платили ни за проезд, ни за проживание.

Было опасение, что мы не улетим и на следующий день, поскольку были пассажиры, дольше нас находящиеся в подвешенном состоянии. И большинство из них транзитные. Была российская журналистка, которая летела через Киев на Минск, а потом на Хельсинки. Она устроила скандал — видимо, по работе не успевала. Очень много транзитных, и они шли в первую очередь. И в первую очередь турки старались отправить людей с маленькими детьми, что в принципе и правильно.

После второй ночи в гостинице утром нас отправили в аэропорт. Там мы два часа проходили паспортный контроль, прошли, самолет задержался на полчаса, но мы улетели. Самое интересное, что сразу после этого в Стамбуле наступило потепление.

Я очень благодарен жизни за то, что она дает такие уроки, такой опыт. Какие я сделал выводы? Во-первых, повторюсь: знание языка. Во-вторых, при таком огромном количестве людей нужно быть сосредоточенным, уметь быстро принимать правильные решения, хотя бы пользоваться логикой. В-третьих, перед поездкой нужно проверять всю информацию, прогноз погоды в том числе.

И да, это не самое важное, что осталось в памяти. Самые яркие впечатления связаны с двумя объектами: Археологическим музеем, где эпоха на эпохе, и Собором Святой Софии в Константинополе. Это грандиозно! Всем, кто собирается в Стамбул, рекомендую. Видел я еще цистерну — водохранилище Константинополя. Тоже довольно интересное место. В общем, Стамбул прекрасен, Босфор прекрасен, отличное место для экскурсий и активного времяпрепровождения.

Другое дело, что не очень безопасно. Теракты — это одно, а еще, будем говорить правду, много воров. Я думаю, что так во всех мегаполисах с большим количеством туристов. Наверное, и в Праге на Карловом мосту могут вытащить кошелек. Но в Турции, мне кажется, карманников больше. Я советую брать индивидуальный тур с гидом и посмотреть всю историю и красоту Стамбула.

А теперь мне хочется в Рим. Хочу попасть в Ватикан, посмотреть на Колизей. А дальше — какая-нибудь северная страна. Меня очень интересует Исландия.

Записала Елена Никитина, «УЦ».