Терапия дружбой, или Если бы общество понимало…

Их называют «детьми без детства»,  потому что, в отличие от обычных детей, которые могут после школы поиграть в футбол, побегать, пообщаться с друзьями, они должны заниматься, заниматься и заниматься, терпеть неудачи и находить в себе силы начинать все сначала – просто для того, чтобы выглядеть такими, как все…

Речь идет о воспитанниках психолого-медико-педагогической консультации, где работают с детьми-аутистами, глухими от рождения малышами, которым поставили кохлеарные имплантаты (они преобразуют звуки в электрические импульсы и дают возможность «слышать»), и т. п.

В этом году впервые в Кировограде, да и в Украине вообще (!), был организован летний лагерь для таких детей, которые имеют проблемы с коммуникацией и социализацией. В течение недели на берегу моря, в Луговом, тридцать пять детей от двух до четырнадцати лет купались, загорали, рисовали, ставили спектакли. Многие из них не только впервые поехали на море, а вообще впервые куда-то поехали.

– Моего сына зовут Александр, ему девять лет, – рассказывает Евгения. – Он очень красивый мальчик, увидев его, вы никогда бы не подумали, что у него есть какие-то проблемы. Но даже пойти в магазин для нас проблема, потому что, если он вдруг начинает вести себя не так, как принято, – плакать ни с того ни с сего, дергать чужих людей, кричать, окружающие реагируют на это не очень хорошо. Здесь нас было много, он перестал стесняться и раскрылся! Он стал радоваться общению с другими детьми. У нас во дворе все дети хорошо относятся к Саше, привыкли к нему. Он и раньше иногда гулял. Но с тех пор, как мы приехали, он гуляет целыми днями – просыпается и сразу идет во двор, к детям, он понял, что может общаться.

– Мы долго мечтали об этом лагере и все продумали до мелочей, для каждого ребенка, который ехал, была разработана специальная программа, – говорит директор консультации Елена Дорошенко. – Но все равно очень боялись, что что-то не получится. В европейских странах такие лагеря, летние школы – это нормальное явление. Но мы не можем просто копировать зарубежный опыт, у нас другая нормативная база, другой менталитет.

Что касается нормативной базы, то работники консультации долго благодарили начальника отдела семьи и молодежи горсовета Людмилу Дорохину за оказанную помощь. Ведь для Украины такой лагерь – это фактически эксперимент. Треть детей, которые поехали в лагерь, – это дети, которым, в соответствии с диагнозом, противопоказано пребывать в детских коллективах. Даже сами педагоги наверняка не знали, что из этого получится, какие результаты принесет такая терапия. А оформить это документально и выделить средства для реализации экспериментального проекта было еще сложнее. Кстати, как рассказала Людмила Дорохина, обошелся весь проект совсем недорого – 30 тысяч гривен (для детей пребывание в лагере было бесплатным, мамы, которые поехали вместе с ними, платили за себя сами, с транспортом помогли спонсоры).

Сегодня уже понятно, что эксперимент более чем удался. Педагоги говорят, что, только вернувшись в Кировоград, поняли вдруг, что за все время поездки ни один ребенок не заболел, не было ни одной конфликтной или даже просто нестандартной ситуации.

– Это очень ценный опыт и для детей, многие из которых живут фактически в четырех стенах, и для мам, которые тоже не могут никуда выйти, и для педагогов, – говорит Елена Дорошенко.  – Мы работаем с детьми в закрытом помещении, в привычной для них обстановке, наедине. Но при этом наша главная цель – социализировать их, научить общению, жизни в обществе. А здесь мы могли увидеть, чего мы добились, на практике, понять, в каких направлениях нам нужно работать, что откорректировать. Бывает, что ребенок с кохлеарными имплантатами уже научился говорить и наедине с педагогом может разговаривать связными предложениями, но сказать что-то другому человеку, даже знакомому, у него так и не получается. Здесь мы могли видеть, как дети преодолевали этот барьер буквально за несколько дней.

– Кириллу девять лет, он очень умный, учится в обычной школе, но говорить у него пока не очень хорошо получается, – рассказывает еще одна мама, съездившая в лагерь. – Когда ставили сказку «Рукавичка» и он со сцены прочел стишок, я расплакалась от счастья. А еще он танцевал! Для наших детей танец – это что-то совершенно непостижимое, они не чувствуют ритм, но здесь у него был друг постарше с такой же проблемой, как у нас, и, повторяя за ним, учась у него, Кирилл смог станцевать на сцене.


Как рассказали педагоги, группа была специально составлена из детей разного возраста, от двух до четырнадцати лет. Причем ровно треть группы составляли дети «обычного развития», то есть безо всяких медицинских, коммуникативных или адаптационных проблем. В лагере было 35 детей, 19 мам и всего четыре педагога. Так делается специально, чтобы буквально вынудить детей преодолеть внутренний барьер, обратиться к незнакомому человеку, общаться и учиться друг у друга. Причем, как говорят педагоги, особенные детки могут многому научить обычных.

– Мамы обычных детей часто боятся, что общение с детьми с особенными потребностями может плохо повлиять на их ребенка, – говорит директор консультации. – Наш опыт показал, что как раз наоборот. Дети обычного развития мобилизуются, для них это стимул максимально использовать свой потенциал, свои возможности.

Вопреки нашему, взрослому, мнению, дети «обычного развития», общаясь со сверстниками, которые имеют особенные потребности, никакой неловкости не чувствуют. Это мы, взрослые, боимся, жалеем, сторонимся, стесняемся, не знаем, как к ним подойти и что сказать. Дети же принимают сверстников такими, как они есть, они могут нравиться или не нравиться друг другу, дружить или не дружить, но они не боятся их и не чувствуют неловкости в их обществе. И тем самым не только помогают сверстникам с особенными потребностями адаптироваться, но и сами учатся принимать таких людей. Чем больше обычных детей будет посещать такие лагеря, тем быстрее общество в целом избавится от страха и неловкости. Ведь на самом деле разница между нами и ими не так велика.


– Посмотрите на эти фотографии, – показывает Елена Дорошенко. – Дети смеются, у них сияют глаза. Показывать фотографии детей с особенными потребностями считается неэтичным, но посмотрите внимательно: вы можете отличить, где тут здоровые дети, а где те, которые нуждаются в реабилитации?

Мы не смогли.

По словам Людмилы Дорохиной, в следующем году на организацию такого летнего лагеря для особенных деток будет выделено больше средств. И, конечно, в Кировограде гораздо больше детей, которые нуждаются в такой терапии. Но не все так просто. Елена Дорошенко говорит, что тридцать пять детей – это самое оптимальное количество, работать с большей группой уже сложно. Организовать несколько таких поездок за год тоже непросто, во‑первых, они требуют очень тщательной подготовки, а во‑вторых, самое удачное время – как раз июнь, когда уже можно купаться, но на пляжах еще не очень много людей. В толпе детям будет некомфортно, а держать их за забором нельзя – цель таких мероприятий как раз «снести заборы» между ними и остальным миром.

Одна из мам, рассказывая о поездке, отметила:

– Для кого-то поездка на море – обычное дело, для нас – чудо, о котором мы и мечтать никогда не могли, и очень серьезное испытание. Конечно, мы боялись ехать, но зря. Наши дети способны общаться, играть с другими детьми, дружить, делать все то, что делают другие люди, их нужно только чуть-чуть направлять, подталкивать. Если бы только общество это понимало…

Ольга Степанова, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 29

Добавить комментарий