Театр Кропивницкого: новогодние подарки

Так уж случилось, что после «Вересневих самоцвітів», вопреки уже сложившейся традиции, мы обделили своим вниманием коллектив театра корифеев, хотя поводы для публикаций были. О том, как и чем жил театр имени Кропивницкого в первой половине сезона 2014–15 гг., нашим читателям расскажут директор театра Владимир Ефимов и главный режиссер Евгений Курман.

– Как директор театра я полностью удовлетворен теми успехами, которых мы достигли в этом году, – отметил Владимир Ефимов. – Он очень насыщенным был, начиная с «Вересневих самоцвітів». Мы придумали гастроли по отдаленным районам Кировоградщины – это Гайворон, Ульяновка, Голованевск. Из-за их удаленности наш коллектив там никогда не был, но в этот раз все получилось. Мы взяли два спектакля – детскую сказку и «Наталку Полтавку» – и устроили праздник для людей – День театра. За четыре дня мы сделали девять представлений, а это почти половина нашей месячной нормы. Попутно мы зацепили еще и Николаевщину, где тоже до этого не были. Три спектакля за один день мы показали в Первомайске. Таким образом мы успешно начали сезон и заработали деньги на проведение фестиваля. Он прошел очень успешно. Мы пригласили хорошие коллективы, все спектакли были аншлаговыми, и гости, и участники «Вересневих самоцвітів» смогли убедиться, что наш театр развивается, а фестиваль на Хуторе «Надія» живет.

После наших «Вересневих самоцвітів» со спектаклем «Назар Стодоля» нас пригласили в Николаев, на международный театральный фестиваль Homo Ludens, посвященный в этом году Тарасу Шевченко. Мы завоевали на нем четыре номинации! Представляете? Кировоградский театр никогда такого не имел. Тут же нас приглашают на гастроли, и буквально через три недели мы поехали. За четыре дня в Николаеве мы сделали по два спектакля в день – аншлаговых, в Херсоне – три спектакля, и тоже аншлаговых. Мы даже не ожидали такого! И в прессе отзывы были прекрасные.

В ноябре снова получили приглашение на международный фестиваль женского творчества имени Марии Заньковецкой – в прошлом году мы уже принимали в нем участие – в Нежин. Коллективы участвовали очень именитые – это и Львов, и Киев, Чернигов, Черкассы… В этом году, правда, отсутствовала Россия. Мы закрывали фестиваль спектаклем «Моей маме сто лет», и, похоже, он стал сюрпризом для организаторов, жюри и зрителей.

Профессиональное жюри, кроме гран-при, наградило спектакль «Моей маме сто лет» дипломом «Лучший женский ансамбль», а наша актриса Тамара Лаптева получила высшую награду в номинации «Лучшая женская роль» – «Премия имени Марии Заньковецкой».

Разговор продолжает Евгений Курман:

– Одним из важных моментов можно назвать то, что с нами стали считаться, как с серьезным театральным коллективом. Приглашения на фестивали, а главное – работа на них очень важны. Все началось с Николаева, они не ожидали такой работы, «Назар Стодоля», – что из него можно еще выжать, сто раз поставленный, что такого этот Кировоград привезет, чтобы что-то случилось? А на этом фестивале два жюри – одно неофициальное, альтернативное, из журналистов и зрителей, любителей театра, а второе – критики. И директор николаевского театра сказал фразу, которую, я думаю, будут помнить наши актеры очень долго, потому что свое выступление, а это была середина фестиваля, он начал с того, что, в общем, все – можно закрывать фестиваль после вашего спектакля. А зрители и журналисты просто влюбились в наш спектакль! Хотя профессиональное жюри победу отдало другому спектаклю, мы получили приз зрительских симпатий. С этого все и началось.

Николаевская публика была уже наслышана о нас и ждала нашего приезда. Еще раз повторюсь, что это были аншлаги и полный успех. То же было и в Херсоне. Кстати, херсонский театр выпустил календарики на 2015 год с фотографией театра с афишами наших спектаклей – «За двумя зайцами» и «Сорочинская ярмарка».

– То, что с нами стали считаться, – продолжает Евгений Курман, – та встряска, которую получили наши актеры, было необходимо для того, чтобы убедиться, что мы идем правильным путем. Ведь сомнения одолевали всех – вроде бы выровнялись, и зрители наши принимают хорошо, а так ли это на самом деле? И вот так активно поездив сейчас, и везде на ура, и везде успех, актеры вернулись уверовавшие в то, что курс, которым сейчас идет театр, правильный.

Работа же, которая победила в Нежине, принципиально другая. Если «Назар Стодоля», «Сорочинская ярмарка» – это украинский музыкально-драматический театр лучшего образца, то работа «Моей маме сто лет» – это уже драматический театр ансамблевого реалистического общения. И то, что нам удалось победить и в этой стилистике, означает, что палитра нашего театра расширяется, что мы можем не только петь и танцевать, но и делать очень тонкие вещи.

В разговор вновь вступает Владимир Ефимов:

– У нас есть амбициозные планы. Я не хотел бы их раскрывать целиком, только чуть приоткрыть. Многие в Украине знают о нашем театре – но лишь как о форме, интерьере и прочем по фотографиям в Интернете. А о содержании, о труппе никто ничего не знает. Поэтому мы с Евгением Васильевичем хотели бы провезти театр по Украине, показаться в Киеве и сейчас работаем над этим.

– Приближаются новогодние праздники, а следовательно – утренники, ёлки. Чем в этом году вы порадуете кировоградскую детвору?

– Мы начинаем новогодние праздники со Дня Святого Николая, – рассказывает Владимир Ефимов. – 19 декабря, в 14.00 и в 17.00, будут две программы – полностью благотворительные, для детей воинов АТО, беженцев, детей-инвалидов, деток из малообеспеченных семей… В этот день должно быть чудо! Идет война, а мы для деток делаем такой праздник – значит, Украина живет, и будет у нас мир. Дети должны верить в чудеса. Мы заказали «николайчики» – специальные печенюшки, которые получит каждый ребенок, будет игровая программа у елки, а также сценическое действо в зале. Наши актеры принимают в нем участие, но главные участники – потрясающе талантливые ребята из ЦДЮТ. Его директор Анна Павловна Суркова с удовольствием откликнулась на наше предложение поучаствовать в такой благотворительной акции.

Новогодний же спектакль мы делаем сами. Будет игровая программа у елки – необычная, неординарная, со сказочными персонажами. В фойе с одной стороны будет вертеп – непременный атрибут новогодне-рождественских праздников, а с другой – сказочный домик Деда Мороза. Затем на сцене будет сказка «Двенадцать месяцев», которую поставил Евгений Курман, – новогодняя, поучительная, зрелищная, музыкальная… Мы опять ставим планку высоко и стараемся ее не нарушить.

– Для кировоградских детей вы праздники обеспечите. А как будут отмечать Новый год коллектив театра, а также его директор и главный режиссер?

– Впервые и мы с супругой, – говорит Владимир Владимирович, – и Евгений Васильевич с Инной Станиславовной будем отмечать Новый год в Кировограде. Мы люди приезжие, варяги, жилья у нас своего нет, мы, по большому счету, ничем здесь не привязаны. Возможно, встретив здесь Новый год, мы еще больше почувствуем себя кировоградцами. Плюс здесь наш театр, наш коллектив, и мы должны быть вместе с ним.

– Что касается коллектива, – продолжает тему Евгений Курман, – то мы морально не имеем сейчас никакого права устраивать пышные праздники. Во-первых, и не за что, да и если бы было за что, то лучше было бы отдать туда, ребятам. Поэтому мы очень скромно соберемся, подведем итоги, скажем друг другу какие-то хорошие слова и вернемся к работе.

– Какой Новый год в вашей жизни вам больше всего запомнился? Может, необычное место, интересная компания?

– У нас с Инной Станиславовной, – говорит Евгений Курман, – отдельной страницей нашей жизни, с самыми теплыми воспоминаниями, был период, когда мы в течение пяти лет подряд, с 2000-го по 2005-й год, встречали Новый год в Доме творчества композиторов в Ворзеле, в лесу. Там собиралась прекрасная компания художников, композиторов, артисты приезжали. Это была шумная яркая компания, была живая музыка, живые классики играли на рояле… Это было здорово! Ну а на самом деле я не держусь за прошлое, потому что знаю, что все главное – в будущем. И будущее мне интереснее, чем прошлое.

– А я хочу сказать, – вновь подключается к разговору Владимир Ефимов, – о первом Новом годе, который мы с Наташей, моей женой, отмечали после моего назначения директором нашего театра здесь, в Кировограде. Я родился 13 числа, театру исполнилось 130 лет – те же 13, только с ноликом. Думаю, это символично. Понимаете, я был обеспеченным человеком, и я никогда не думал, что куда-то уеду, буду заниматься таким ответственным делом. И вдруг такой поворот судьбы: театр, которому 130 лет, а я – его директор. И вот в тот Новый год, поднимая бокал с шампанским, я думал: а справлюсь ли я? Достоин ли? Ведь это же театр корифеев, а не какой-то новострой, которому три года, пять лет. Когда такая история, а ты возглавляешь этот театр, – это совсем другая ответственность. Вот тот Новый год мне запомнился – он был в чем-то даже философским…

– Что ж, я хочу пожелать вам и вашему коллективу продолжения и преумножения творческих успехов, финансового благополучия, благодарного зрителя, а самое главное – здоровья и счастья всем!

– Ну а мы с Евгением Васильевичем хотим поблагодарить «Украину-Центр» за то внимание, которое вы нам уделяете, за тот позитив, который несет людям ваша газета, и пожелать вашему коллективу и всем кировоградцам здоровья, счастья, благополучия, а главное – мира!

Беседовала Ольга Березина, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий