Святые горы зовут

При упоминании слова «лавра» у большинства сразу возникает в воображении лавра Киево-Печерская, в которой многие бывали. А есть еще и другие. На территории СНГ лавр всего пять, и три из них – в Украине. Киево-Печерская – в столице, Почаевская – в Тернопольской области и Святогорская – на Донбассе. Лавра – это суровый мужской монастырь с особым высочайшим статусом, самое святое, намоленное место для православных. Свой особый мир, другая реальность, причем в лаврах нестоличных они совсем другие, нежели в Киеве. Корреспонденты «УЦ» в прошедшие выходные с группой паломников отправились в Святогорск – попробовать себя в роли паломника, почувствовать, понять этот мир.

Путь

600 километров – примерно такое расстояние отделяет Кировоград от Святогорска. Не так и много, казалось бы, но автобус, в котором 54 пассажира, едет туда часов десять. Каждые два часа остановка, да и гнать ночью по трассе не стоит, поэтому все не так быстро. Едут в ночь не случайно – чтобы попасть на утреннюю службу. Мы на нее немного опоздали, но по уважительной причине. Останавливались в Изюме на Харьковщине – поклониться чудотворной Песчанской иконе Божьей Матери, набрать целебной воды из святого источника. Песчанская икона известна в православии, в девяностые годы ее крестным ходом провезли на расстоянии 25 тысяч километров по России.

Всякий путь начинается с молитвы прямо после отправления, по ходу автобуса, – это не мешает сопровождающему нас отцу Роману читать прочувствованно, с душой.

Лавра

И вот мы проезжаем село с объяснимым и красивым названием Богородичное, и нам открывается вид на весь лаврский комплекс. Какая красота! Среди слобожанско-донецкой степи вдруг перед тобой вырастают настоящие горы, покрытые густым лесом, и среди него – купола, купола… Через Сиверский Донец к лавре ведет мост. Движение по нему такое насыщенное, что с двух сторон работают светофоры. Людей с самого утра – тысячи. Возможно, кому-то такое сравнение покажется неуместным, но я столько народу видывал на Сорочинской ярмарке или в Умани, в Софиевском парке в праздники. Церковный праздник был лишь на следующий день, в воскресенье — День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, но лавра и окрестности – явный центр притяжения для всей округи каждый день. Сразу понятно, что Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь является значительным духовным центром православной восточной Украины и юга России.

Сама лавра представляет собой грандиозный комплекс из множества зданий, но центр всей жизни, естественно, – Свято-Успенский собор. Описывать его сложно, это надо видеть. Величественное красивое здание, которое вмещает тысячу человек, вернули церкви в начале девяностых прошлого столетия, открылось оно всего двадцать лет назад. До этого… Стоит, наверное, чуть подробнее остановиться.

Артем и большевики

Слева от лавры, на вершине соседней горы, «красуется» громадный памятник большевику Артему работы знаменитого скульптора Ивана Кавалеридзе. Установлен памятник нарочито выше куполов и крестов лавры… Придя к власти, коммунисты монастырь закрыли и устроили тут Дом отдыха для трудящихся Донбасса. В вековых храмах расположили грязелечебницы и душ Шарко. В самом главном соборе устроили кинотеатр и прочие развлечения. На самом святом месте, алтаре, со специальной издевкой, вероятно, сделали… комнату смеха. Древние пещерные храмы, кельи, усыпальницы монахов разграбили, испоганили, устраивали склады. Чуть опомнившись, признали памятником архитектуры и старины, пустили ученых на исследования. Но все равно урон нанесли чудовищный. Потому в лавре не так много древних икон – спасти удалось далеко не все.

Партия и правительство переименовывали саму местность в Красные горы, городок в трех километрах от лавры – в поселок Банновское, потом Славяногорск, но не прижилось, родное имя Святогорск вернулось.

После краха социализма обитель быстро возвращалась к жизни. И уже в 2004-м году, учитывая древность обители, ее историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, Священный Синод УПЦ с благословения Патриарха Алексия Второго присвоил ей высочайший статус лавры.

Но памятник Артему и той эпохе в его лице остался. И является частью Святогорского заповедника. Может быть, так и надо. Чтобы, перекрестившись на святые купола, можно было глянуть влево, на Артема – напоминания о том, как не должно быть, также обязаны существовать…

Пещеры

Первые монахи вырыли пещеры для жизни и молитвы здесь еще в далеком IX веке, установили ученые. Это были греки-христиане, бежавшие от преследований за веру из Византийской империи сначала в Крым, на Кавказ, но их и там выслеживали, поэтому они поднимались все дальше на север, в этом случае от Азовского моря все выше по Дону, а потом и по Сиверскому Донцу.

С зажженными свечами начинаем движение по древнему ходу, вырытому в меловой горе, наверх. Где-то около километра приходится подниматься по узкому тоннелю круто вверх. Темно, узко, сквозит. Часто встречаются ходы влево и вправо, но они закрыты металлическими решетками. Там покоились и покоятся кости почивших монахов – так было принято здесь, не хоронить в землю. Периодически на протяжении тоннеля в стенах выдолблены ниши, где находятся образа, лампады, светильники. А дальше начинаются церкви. Да, их там, внутри горы, несколько. Первая – небольшая, глухая – храм Святого Иоанна Затворника. Этот знаменитый старец в XVIII веке замкнулся в меловой келье и провел там безвыходно 17 лет. За веру и стойкость Господь открыл ему дар предвидения, еще при жизни к нему шли за советом тысячи людей. Идут и сегодня – его мощи находятся в главном Свято-Успенском храме, и еще не было дня со времени возобновления деятельности монастыря, чтобы к мощам не приходили люди с молитвой о помощи.

Всего Святогорская обитель дала православному миру семнадцать (!) святых.

Храм в скале, еще храм внутри горы – Алексеевская пещерная церковь, церковь преподобных Антония и Феодосия. Все они представляют собой небольшие квадратные помещения, но со всем необходимым – алтарем, иконостасом. По очередному подземному ходу добираемся до Николаевской церкви. Она уже имеет окна наружу, откуда открывается дивный вид сверху на купола, реку, людей. Изначально в этом помещении была монашеская трапезная, пока однажды на меловом столбе сам собою не проявился лик Святого Николая. Устроили храм в честь чуда, здесь молился император Александр Второй с супругой и чадами.

Чтобы немного сбить пафос, расскажу об одной истории, связанной с этим храмом. Как-то сразу было подмечено, что здесь у всех проходит зубная боль. Слава об этом пошла. Каждый паломник почитал долгом, как минимум, поцеловать столб. За столетия его почти изгрызли. Сегодня столб укреплен кирпичом, лишь сверху покрыт мелом.

Неподалеку уже и выход на смотровую площадку, откуда открывается чудесный вид – купола под тобой, рядом часовня, видно далеко-далеко…

Затворники

В первую очередь лавра – это монастырь. Причем строгий. Монахам запрещено являть лик перед мирянами, запрещено с ними говорить. За два дня мы почти ни одного монаха не видели, лишь на службах. Духовенства много, много послушников, готовящихся в монахи, – они убирают территорию, ведут хозяйство. Охраняется лавра казачеством, специальным формированием.

Есть некоторое количество мест, куда нога мирянина не ступит, – это кельи в первую очередь. А так лавра открыта повсеместно. Всехсвятский скит – уникальное деревянное сооружение в комплексе лавры – открывают всего лишь на несколько дней в году.

Правила на территории лавры строги. Ни одну женщину не пустят на территорию без платка и без юбки ниже колен, их можно купить, у кого нет. Нельзя курить, петь и т.д. – вполне понятные правила. А вообще жизнь лаврская даже для обычного паломника непроста. Об этом подробнее.

В чужой монастырь со своим уставом…

Лавра принимает всех желающих, хотя часто их количество просто превосходит возможности. Есть специальные гостиницы, конечно, строго отдельные для мужчин и женщин. Ночлег в них бесплатный, как и питание паломников. Но, почувствовав на собственном опыте, каково это – быть паломником, отсоветуем это дело любопытствующим туристам.

Спят паломники в больших комнатах по несколько человек на, по сути, нарах. Матрасов нет в принципе. Чистое постельное белье можно получить за пожертвование в 5 гривен. Но, знаете, после всех трудов и забот паломнических на жестких досках, покрытых обивкой, спится вполне сладким заслуженным сном.

Тут вам не гостиница. На время молитв – а они каждый день длятся по несколько часов – двери закрываются, внутри не остается ни одной души. Так что полежать на ложе с книжкой (пусть и подобающего содержания) в свободный часок не получится. В принципе логично — идет молитва, а ты зачем сюда приехал?

Кормят всех желающих простой скромной пищей – на обед вегетарианский борщ, на второе каша с салатом из капусты, свеклы и т.д., отвар из шиповника, на ужин – тоже суп и каша – рисовая, гречневая, перловая. Очень здоровая еда и правильная, но чувство голода у непривычного остается. Готовить еду и мыть посуду, убирать в трапезной, устроенной на открытом воздухе, помогают сами паломники. Так же и в гостиницах.

Кормить начинают лишь тогда, когда закончится служба. Утренняя длится часа два, поэтому обед всегда в 12:00 начинается. А вот вечерняя… Начинается она в 5 часов вечера. И в субботу, когда мы оставались в лавре, окончилась в 10 вечера. До этого никому из желающих ни одной ложки из давным-давно приготовленного ужина не положено. Гостиницы запираются ровно в 23:00. Если опоздал – ночуй на улице.

В начале шестого утра подъем. Молитва начинается в шесть, и к ее началу гостиницы пусты. К этому времени в окрестностях лавры уже останавливаются десятки машин и автобусов – люди подъезжают ко времени службы…

Окрестности

Сам город Святогорск находится в нескольких километрах от лавры, как мы уже говорили. Но близ святого места, по сути, сформировался свой населенный пункт. Тут, по другую сторону Сиверского Донца, расположились автостоянки, кафе, рестораны, магазины, места отдыха, свой небольшой рынок (иконами тут, понятно, не торгуют). По Донцу катера возят экскурсии и просто прогулочные группы. Рыбаки ловят рыбу. Жизнь бьет ключом круглые сутки. В самом Святогорске и Богородичном немало гостиниц и отелей.

Из-за машин подчас трудно пройти. Номера авто в основном донецкие, харьковские, луганские, немало русских – больше всего едут сюда из соседней Ростовской области, но мы встречали группу паломников и из Краснодара.

Такси до города Святогорска стоит 20 гривен. Вообще при всем почти бесплатном деньги с собой при поездке в лавру брать надо. На свечи, на освященные иконы, на требы. Извините за плотское, на покушать для тех, кого постная монастырская еда не удовлетворяет.

А ехать надо. Это очень красивое, очень духовное место, которое просто переворачивает сложившееся мнение и стереотипы о Донбассе.

Геннадий Рыбченков, фото Ирины Белинской, «УЦ», Святогорск – Кировоград.

P.S. Как выяснилось уже в пути, поездка была организована при непосредственной поддержке Александра Сергеевича Шаталова, за что ему искренняя наша благодарность.

Добавить комментарий