Спасение ЖКХ или путь в никуда?

На сессии городского совета 15 июля было принято судьбоносное решение для кировоградского ЖКХ: вместо десяти ЖЭКов территория города была поделена между четырьмя ЖЭО и одним ЖЕКом.

Итак, Кировоград ожидает еще одна попытка модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства. На недавней сессии депутаты городского совета проголосовали за создание новых коммунальных предприятий — жилищно-эксплуатационных организаций Кировоградского городского совета, или ЖЭО. Одна из таких организаций, ЖЭК №9, уже была создана ранее на базе КРЭПа №9 (пос. Горный). Решением горсовета от 15 июля создаются еще 4 ЖЭО. В ЖЭО №1 войдут территория и жилой фонд ЖЭКа №1 и КРЭПов №№ 6 и 11, в ЖЭО №2 — дома ЖЭКов №№ 4, 12 и 13, в ЖЭО №3 — дома ЖЭКа № 7 и КРЭПа № 3 и в ЖЭО №4 — дома ЖЭКа №10. Что толкнуло городскую власть на проведение подобной реорганизации? Да и будет ли эта реформа действенной, с учетом того, что кировоградцы хорошо помнят прелести предыдущих реформ горсовета данного созыва — транспортной и медицинской?

Отчет начальника городского департамента ЖКХ Александра Хачатуряна по ситуации, сложившейся в Кировограде, у непосвященных вызвал некоторый шок: на сегодняшний день коммунальные предприятия города находятся в глубочайшем кризисе — общая кредиторская задолженность ЖЭКов составляет 16 миллионов гривен, а их имущество передано в залог. Если немедленно не предпринять серьезных шагов по выходу из положения, счета ЖЭКов будут заблокированы, что приведет к срыву подготовки к отопительному сезону, а он и без того обещает быть нелегким. Кроме того, изменились правила обслуживания населения. «Предложение о создании ЖЭО, вынесенное на нынешнюю сессию — это не реформа, — отмечает А.Хачатурян. — Это всего лишь приведение кировоградского ЖКХ в соответствие с законодательством Украины, по которому право на оказание услуг по обслуживанию домов должно предоставляться на конкурсной основе». Заместитель городского головы Геннадий Осетров был полностью солидарен с Хачатуряном: «Создание этих коммунальных предприятий нельзя называть реформой, так как по сути никаких глубинных изменений в структуре ЖКХ не происходит». А что же тогда меняется?

Осетров оптимистично заверил, что жители города от проведенных изменений почувствуют только одно — улучшение качества предоставляемых услуг: «Новообразованные ЖЭО не будут иметь долгов, в помещениях нынешних ЖЭКов будут работать филиалы ЖЭО. Мастер, бухгалтер и паспортист останутся на своих местах, так что не нужно будет ехать на другой край города за справкой. Более того, реорганизация ЖКХ позволит нам не повышать тарифы по квартплате для населения. Система же, которую мы имеем на данный момент, неэффективна, потому что львиную долю денег, полученных от потребителей, съедает администрирование, а именно зарплаты сотрудникам, обслуживание счетов и уплата штрафов по долгу в расходах ЖЭКа достигает 80%, и только 20% средств идут на собственно оказание услуг. Простой пример — средняя зарплата начальника ЖЭКа составляет 7 тысяч гривен! Есть ЖЭКи, начальники которых вообще получают по 10 тыс. грн.».

Несомненно, при таком аховом положении вещей реорганизация системы ЖКХ просто необходима. Но будут ли новосозданные ЖЭО панацеей от бед, постигших ЖЭКи?

Для начала нужно разобраться, откуда взялся этот многомиллионный долг и что он собой представляет. В целом Г.Осетров дал вполне четкий ответ на этот вопрос: долг — это, по сути, неуплаченные налоги. Если не принять быстрого решения, счета ЖЭКов будут заблокированы кредитором — налоговой службой. Эти 16 миллионов гривен накапливались не год и не два, проблемы начались десятки лет назад. Их причину также достаточно исчерпывающе озвучила начальник ЖЭКа №1 Раиса Зюзь: цена на услуги, предоставляемые населению, не поспевала за ростом реальной стоимости этих услуг, а главное — за повышением минимальной зарплаты. ЖЭК, как коммунальное предприятие, не имеет права платить своим работникам зарплаты ниже минимальных.

С другой стороны, сегодня среди штатных единиц ЖЭКа числится 2-3 бухгалтера и 2-3 паспортиста. Почему штат ЖЭКов не был сокращен? И отдельный вопрос — зарплата начальника: найти в Кировограде работу с потенциальной зарплатой в 7-10 тыс. грн. — очень большая удача, так что, несмотря на всю ее сложность, практически никто из начальников ЖЭКов по собственному желанию с занимаемой должности еще не уходил. Тем более, что на такой должности человеку представлялась возможность устроить на непыльную и достойно оплачиваемую работу членов своей семьи. Кировоград знает случаи, когда в ЖЭКах трудились целые семейные подряды. Почему эта практика не была прекращена и сегодня с трибуны в сессионном зале мы слышим одни и те же жалобы на непомерно высокие ЖЭКовские зарплаты? И еще, изменится ли что-то в этой сфере с формированием ЖЭО?

Кстати говоря, начальник ЖЭКа не назначает зарплату сам себе, так что упрекать в ее размере нужно не его, а других людей. Формирование зарплаты происходит на основании отраслевого соглашения, которое министерство заключает с профсоюзом. Если сотрудники новообразованных организаций будут получать зарплаты, исходя из условий действующих соглашений, выигрыш будет минимальным — разве что за счет того, что зарплату нужно будет платить не 10-ти, а 5-ти начальникам.

Судьба сегодняшних ЖЭКов и КРЭПов неизвестна, как и судьба работников ЖЭКов — инженеров, дворников, слесарей, сантехников, электриков. «Не беспокойтесь, никто из людей, оказывающих реальные услуги, не будет уволен, рабочие места будут сохранены. У нас есть договоренность с коммунальными предприятиями, что они примут этих людей на работу — часть слесарей возьмет водоканал, часть — тепловые предприятия», — заявил Осетров. Непонятно, эта договоренность была устная или письменная? Если был заключен реальный договор, то почему депутаты его не видели и вынуждены были задавать вопросы? А куда денутся остальные?

Еще один спорный момент реформирования — судьба ЖЭКа №10. Этот ЖЭК не имеет задолженности перед государством и вполне спокойно работает. Однако его вместе с остальными подвергли реорганизации — ЖЭК № 10 просто превращается в ЖЭО № 4. Как объяснил Геннадий Осетров, отсутствие задолженности у 10-го ЖЭКа наблюдается по простой причине — он не оказывает услуг. Тогда почему отдел по работе с обращениями граждан до сих пор не завален жалобами на его бездействие?

Какие выводы можно сделать из всего этого? Каждый читатель пусть делает свои, однако свежа еще память о прошлогодней транспортной реформе, которая была призвана оптимизировать работу общественного транспорта, но на деле оказалась оптимизацией доходов собствеников транспорных предприятий…

Виктория Барбанова, «УЦ».

Спасение ЖКХ или путь в никуда?: 3 комментария

  1. Полный звиздец. Теперь за любой справочкой с ЖЕКа, или вызвать электрика нужно полгорода ехать и день в очереди стоять!!! Зато ехать в маршрутках им Осетрова!!!!

  2. Осетров: «адміністрування з’їдає 80%, а на послуги йде 20%.»
    Зарплата АУП складає в ЖЕКах біля 30%, в т.ч. поспортисток, які надають послуги, а не адміністратують. 70%-це зарплата двірників, слюсарів, сантехніків, зварювальників, тобто тих, хто надає послуги. Що це-некомпетентність або свідома неправда? Як відома маленька брехня ставить під сумнів все інше.

  3. Цікаво скількі відсотків з’їдає Осетров з Марковським.

Добавить комментарий