В преддверии «Вересневих самоцвітів»

Конец сентября – традиционное время проведения на Кировоградщине Всеукраинского праздника театрального искусства «Вересневі самоцвіти». До его начала осталось не так уж много времени, и мы решили представить вашему вниманию своеобразную афишу и познакомить со спектаклями, которые будут представлены на суд зрителей.

Нынешний праздник посвящен творчеству корифея украинской драматургии И. К. Карпенко-Карого, следовательно, мы увидим только постановки украинской классики. Мы попросили главного режиссера театра им.Кропивницкого Евгения Курмана коротко прокомментировать предстоящие спектакли, выделив в каждом из них свою изюминку, которая присуща именно данной постановке.

– Несмотря на то, что в центре внимания всего один автор – Иван Карпович Карпенко-Карый, – это очень разные пьесы и это совершенно не похожие спектакли. И каждый спектакль из представленных на фестивале для меня дорог.

Открывает фестиваль 25 сентября, в 18.30, наша премьера «Хозяин». Когда драматург пишет пьесу, он пишет ее про сегодняшний день. И даже когда Шекспир писал свои хроники, он не писал про Древний Рим – он разговаривал с Англией, в которой он жил… То есть и Карпенко-Карый очень глубоко исследовал социальные явления, среди которых жил, и мы делаем то же самое. Мы смотрим на природу стяжательства, накопительства, которые окружают нас сегодня. Зачем нам исторические адреса, которые уже мертвы, которые не греют. А сегодняшний разговор – он ведь случается здесь и сейчас, апеллирует к нынешним ценностям. Поэтому незачем даже думать о том, что было тогда…

Е.Курман (справа) в момент репетиции пьесы "Хозяин"

Кстати, постановку этой пьесы на сцене театра корифеев осуществил И.Казнадий аж в 1957 году.

Теперь, как и обещали, мы хотели бы познакомить вас со спектаклями, которые можно будет увидеть на нашем празднике театрального искусства.

Черкасский академический областной украинский музыкально-драматический театр имени Т. Г. Шевченко

«Мартын Боруля»

Комедия в двух действиях. Четверг, 26 сентября, 18.30. Режиссер – Анатолий Москаленко. Художник – Сергей Рыдванецкий. Художник по костюмам – Наталья Рыдванецкая.

В таком известном произведении, как «Мартын Боруля», очень сложно найти идею, которая за 130-летнюю сценическую историю не была бы воплощена на театральной сцене.Но тем и интересен И. К. Карпенко-Карый, что через непритязательный сюжет, подсказанный сложной судьбой отца драматурга, он смог не просто раскрыть пласт взаимоотношений конца XIX века, но и дать им оценку, которая во многих моментах опередила его время.

Евгений Курман:

– «Мартын Боруля» – это спектакль достаточно давний, но он интересен с точки зрения сценографии и актерской работы. Там прекрасный актер Юрий Берлинский играет Мартына Борулю, а чета Рыдванецких создала очень классную сценографию – с живыми стенами дома, которые трансформируются, из узкого он расширяется в большой… То есть этот спектакль зрелищный, очень изысканный с точки зрения каких-то чисто театральных вещей.

На сцене Кировоградского музыкально-драматического театра им. Кропивницкого пьеса ставилась несколько раз, последний – Валерием Дейнекиным в 2002 году.

Сумской областной академи­ческий театр драмы и музыкальной комедии им. Щепкина

«Чумаки»

Драма в 2-х действиях. Пятница, 27 сентября, 18.30. Режиссер-постановщик – заслуженный артист Украины Александр Рыбчинский. Балетмейстер – Татьяна Сердюк.

«Чумаки» – это история двух братьев, богатого и бедного; судьба двух влюбленных пар, на пути к семейному счастью которых стоит богатый отец, не желающий женить дочку и сына на «неровне»; козни хитрой и завистливой жены одного из братьев – и над всем этим вечная дилемма: власть денег и человеческая мораль, духовность, душевность…

«Эта пьеса давно лежала в моем творческом портфеле. Я поначалу опасался ее ставить, но в свете сегодняшних событий, проблем нашей жизни стало ясно: “Чумаки” – пьеса очень актуальная. Ведь все мы живем лишь какой-то миг на земле, но как – живем или просто проживаем? Это очень важно, и я хочу, чтобы зритель задумался», – отмечает художественный руководитель театра им.Щепкина, заслуженный артист Украины Александр Рыбчинский.

Евгений Курман:

– Спектакль «Чумаки» сумского театра – это очень редкая постановка. Я этого спектакля не видел, но мне необычайно хочется его посмотреть, потому что это вообще, считайте, уникальная постановка. В сумском театре она идет, она известна, и сумчане возили ее в Россию на театральный фестиваль… Это интересно как явление, посмотреть, как эта пьеса живет на сцене, очень любопытно.

Кировоградцы могли видеть на сцене нашего театра эту пьесу лишь в 1956 году в постановке М. Донца.

Киевский академический Молодой театр

«Наймичка»

Драма в 1 действии. Пятница, 27 сентября, в 16.00, в помещении Кировоградского областного театра кукол. Постановка и музыкальное оформление – Лариса Семирозуменко.

Художник-постановщик – Федор Нирод. Пластическое решение – заслуженный деятель искусств Украины Людмила Попович. Художественный руководитель постановки – Николай Яремкив.

В воспоминаниях знаменитого корифея украинского театра XIX века Николая Садовского есть такие слова: «Труппа оставалась под моим руководством и играла весь театральный сезон в Ростове и Новочеркасске. В этот же сезон пришла из цензуры пьеса “Наймичка” Ивана Карпенко-Карого, и в том же Ростове была впервые выставлена​​… На спектакль приехал украдкой из Новочеркасска сам Карпенко-Карый… “Наймичка” так захватила всех – и слушателей, и актеров, были такие сцены, где и публика, и актеры, и даже суфлер, которому это совсем не положено, плакали, захлебываясь слезами. Пьеса сразу понравилась публике и прошла с большим успехом многократно…»

Евгений Курман:

– Киевский молодой театр привозит спектакль «Наймичка». Это молодой режиссер – амбициозная, смелая, революционная. Она на классическую пьесу посмотрела совершенно современным взглядом, прочла ее современным языком. Увидела там драму любви между паном и наймычкой – но это любовь ХХ века, несколько запретная, патологическая. Такие нюансы она нашла в этом спектакле.

На сцене театра им.Кропивницкого «Наймичка» последний раз была поставлена М. Барским в 1990 году.

Николаевский академический украинский театр драмы и музыкальной комедии

«Засватана – не вінчана»

Музыкально-поэтическая драма в 2 действиях по пьесе «Лиха іскра поле спалить і сама щезне». Суббота, 28 сентября, 17.00, на сцене театра им.Кропивницкого. Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Владимир Бегма. Композитор – Игорь Поклад. Либретто – заслуженный деятель искусств Владимир Бегма, Михаил Ткач.

Потомок когда-то знатного молдавского рода Юлиан любой ценой пытается вернуть себе утраченные власть и богатство. Он услышал о красивой и богатой украинке Ялине, сестре богатого и отважного сечевого полковника Платона. У него вызревает план ехать в Украину и сватать себе красавицу. Бог дал ему красоту и смелый характер – если уж что-то попадает ему в руки, он ни за что не отпустит.

Евгений Курман:

– Знаковый для украинского театра режиссер Владимир Бегма, ныне, к сожалению, покойный, лет двадцать, а может, и больше назад в Николаеве поставил спектакль по тоже довольно редко идущей пьесе Карпенко-Карого «Лиха іскра поле спалить і сама щезне» – «Засватана – не вінчана». Этот спектакль уже много лет не сходит со сцены – значит, это само по себе явление, он постоянно востребован. Этот спектакль – образец такого реалистического музыкально-драматического театра, где широко развернуты массовые сцены, очень масштабный.

В 1978 году спектакль «Лиха іскра поле спалить і сама щезне» шел на кировоградской сцене в постановке А. Бондаря.

Киевский академический драматический Театр на Подоле

«Сто тысяч»

Воскресенье, 29 сентября, 17.00. Режиссер-постановщик – народный артист Украины, лауреат Национальной премии им. Тараса Шевченко Виталий Малахов. Сценография – Мария Погребняк. Художник по костюмам – Нина Руденко. Оригинальная музыка – Иван Небесный.

… Украинцу земля дает радость бытия и самоутверждения, вынуждает жить, рожать детей и мечтать, но безудержное желание обладать ею – его же тяжкий крест. Классика украинской драматургии поражает своей актуальностью и ироничной откровенностью в раскрытии национальных характеров.

В роли Герасима Калитки – народный артист Украины, лауреат Национальной премии им. Тараса Шевченко Богдан Бенюк.

В театре на Подоле решили отказаться от сугубо комедийной трактовки пьесы. «Сто тысяч» в постановке Виталия Малахова – скорее драма, хотя и не без комичных сцен. Драма о том, как всесильные деньги вторгаются в патриархально-наивный мир украинского села, медленно, но верно разрушая его. И Герасим Калитка здесь – герой совсем не смешной и отнюдь не фарсовый. Он даже не отрицательный. Во всяком случае, так его видит исполнитель главной роли Богдан Бенюк, специально приглашенный из Национального театра имени Франко.

За плечами у Богдана Михайловича – опыт воплощения образа Калитки в постановке режиссера Владимира Опанасенко. Спектакль, премьера которого состоялась в 1992 году, сошел с франковской сцены непростительно рано. Актер, скучавший по яркой и удавшейся роли, охотно согласился сыграть ее в новой постановке. Здесь мастер сцены вновь демонстрирует свое нешаблонное отношение к персонажу.

– На самом деле Герасим Калитка никакой не кулак, а трудяга, пахарь. Если посмотреть на этого человека глазами наших современников, которые уже живут не в условиях «совка», если отбросить в сторону всю эту ортодоксальную хрестоматийную шелуху и ни к чему не обязывающие словеса, то мы увидим: в образе Герасима Калитки нет ничего отталкивающего, негативного, демонического, – отмечает в одном из интервью Богдан Бенюк. – Он – труженик, вокруг которого воедино парадоксальным образом сплелись многие болевые точки той дореволюционной действительности, о которой не нам судить. Мой сценический герой просто выбрал такую модель поведения: как говорится, с волками жить – по волчьи выть.

Калитка не был паразитом, как его живописали в социалистических школьных учебниках по украинской литературе. Отнюдь! Герасим любил землю. Любил, может быть, слишком гипертрофированно. Ишачил на ней с утра до вечера, наравне с крестьянами, надрывался, «плуга пер»… И хотел одного-единственного – чтобы эта земля приносила отдачу. /…/ Таких людей уважать надо. Это, по моему глубочайшему убеждению, положительный, а не отрицательный персонаж!

Евгений Курман:

– Закрывает наш фестиваль постановка Виталия Малахова «Сто тысяч». Этот режиссер умеет очень интересно работать с актерами, В его спектаклях всегда актеры вдруг раскрывались с другой стороны. «Сто тысяч» – известная вдоль и поперек комедия, где в главной роли – Богдан Бенюк. Если Богдан Бенюк, ангажированный везде, где только можно, занятый в политике, профессор, ведущий курсы, и так далее, считает для себя необходимым в постановке Малахова играть эту роль, – нужно непременно идти и смотреть, что там такое, что это за спектакль.

На кировоградской сцене последний раз спектакль ставил в 1999 году Н. Горохов.

Львовский академический духовный театр «Воскресение»

«Глория»

Уличное представление – блестящее шоу, полный пироэффект с музыкой и танцами на ходулях.

Воскресенье, 29 сентября, 20.00.

Театральная площадь.

Сценарий и музыкальное оформление – заслуженный деятель искусств Украины Ярослав Федоришин.

Режиссер – заслуженная артистка Украины Алла Федоришина.

Под этномузыку восемь персонажей на ходулях создают феерическое действо, связанное с ритуалом огня. Сначала были птицы, потом появились люди, потом была свадьба, потом появились дети, потом – золото и огонь, который начал разрывать и сжигать все доброе, чистое и духовное в людях в поисках золота. Все эти вечные темы красной линией проходят в спектакле «Глория». Спектакль завораживает пластикой актеров, где есть жестко отработанные в бешеном ритме сцены апокалипсиса. Финал спектакля создается пиротехническими сценами на этническую музыку Буковины и Гуцульщины. После апокалипсиса снова возвращаются радость и свет человеческой жизни на Земле.

Кировоград такого шоу еще никогда не видел.

Гастрольную афишу театрального праздника подытожил Евгений Курман:

– Я рад, что у нас подобрались такие спектакли, потому что нам необходимо посмотреть, как Карпенко-Карый, один из краеугольных камней, на которых зиждется наш театральный мир, живет сейчас в театральном изложении.

– Следующие «Самоцветы» тоже будут тематическими?

– Да, и мы с директором Владимиром Ефимовым сегодня размышляем, на чем остановиться. Сначала была мысль о том, что нужно остановиться на личности Марка Лукича Кропивницкого, но у нас возникли сомнения. Следующий год юбилейный – 160 лет со дня рождения Марии Заньковецкой. И вот к этой дате мы могли бы сделать фестиваль сильных женских ролей. Но это пока идеи.

Сейчас же у нас очень нервная и горячая пора – идет работа и над спектаклем, и над самим праздником на Хуторе «Надія», в котором будут принимать участие и представители наших гостей – театральных коллективов. И на Театральном поле обязательно будет некое действо – но пока раскрывать секреты не будем.

Что ж, уважаемые читатели, мы постарались поближе познакомить вас с театральными коллективами, которые приедут на «Вересневі самоцвіти», и спектаклями, которые можно будет посмотреть. Вам осталось только сделать свой выбор и купить билеты.

Подготовила Ольга Березина, «УЦ».

В преддверии «Вересневих самоцвітів»: 5 комментариев

  1. в театре говаривают, что пан директор жмет денег на постановку Тарковского, а мечтает на весну сделать себе очередной бенефис аля Михал Михалыч Поплавский…
    печальные тенденции… правда таки — сортиры позолоченные, а менеджмент деревянный… :whistle:
    давненько видимо театр не принимал радушно ревизию Гос.фин.инспекции B-)

  2. Что-то очень интересно Вы себя позиционируете в разных обсуждениях. То Вы Ярослав Турчин, теперь — без фамилии, но с отчеством. То вообще какую-то хрень вместо ника напишете. Это, наверное, из опасений, чтобы за неправду (если не сказать больше) не привлекли? Так хоть фотографии меняйте или картинки разные поставьте, а то идентифицировать — раз плюнуть!!! ))) У нас в другое место нужно Госфининспекцию посылать, которое дореформировалось донельзя… Деньги, которые уплыли в Харьков, вполне можно было бы на ремонт крыш или дорог пустить.

  3. Деньги, которые уплыли в Харьков, вполне можно было бы на ремонт крыш или дорог пустить.
    ———————————————-
    Ну, хоча б частково, але вони, я думаю, повернулися. 🙂

  4. Руслан, куда повернулися, если не секрет? Город это почувствовал? Убили транспортную сеть, еще и денег за это кому-то заплатили. Благодетели!!!

  5. Спробуйте ще раз перечитати і зрозуміти, ЩО я мав на увазі). Маленька підказка — «повернулися ЧАСТКОВО» )

Добавить комментарий