Панорамы Евгения Хлебникова

По приглашению галереи «Елисаветград» в нашем городе побывал фотограф-панорамер из Одессы Евгений Хлебников. Коль фотограф, значит, делал снимки. Делал, но не стандартные фотографии, а панорамы. Эффект – потрясающий.

Авторству Евгения принадлежит документальный проект thereART (автор переводит этот неологизм, как «здесь искусство»). На сайте проекта можно совершить виртуальный 3D-тур по мастерским украинских художников, побывать в выставочных залах и художественных музеях страны. Теперь там есть и Кировоград.

Николай Цуканов предложил Евгению задокументировать работу художника Анатолия Янева на открытом воздухе, мастерские Владимира Остроухова и Анатолия Шаповалова, выставку работ Людмилы Кривенко и, конечно же, залы галереи «Елисаветград». На наших глазах родилось чудо – фотограф сделал панорамные снимки малого зала галереи, проводя при этом импровизированный мастер-класс. Говорил он не менее увлекательно, чем снимал.

«Мы документируем развитие изобразительного искусства. Оно развивается, есть художники, работающие в своих мастерских, выставочные проекты. Мы сейчас занимаемся организацией этого процесса. Я начал и своим примером показал другим людям, как это делать. Они стали моими учениками», – рассказал молодой учитель.

«Я приезжаю в город, где фотографирую выставочное пространство. Сейчас мы находимся в галерее “Елисаветград”, в зале которой проходит выставка Юрия Винтенко. То есть я документирую тот факт, что картины этого художника в мае 2015 года были выставлены именно в этом пространстве. Каждая картина – кусочек истории. В определенный период она висела в зале, коммуницировала со зрителем. И каждая картина “общалась” с людьми по-своему, у каждой было свое определенное место. Важна кураторская деятельность, потому что куратор, когда развешивал картины, думал, какую куда поместить, почему именно эту, он представлял, откуда зайдет зритель и что первое увидит, на что потом обратит внимание.

Моя задача – документировать в пространстве выставочные проекты в формате виртуального тура. Я сейчас буду фотографировать сферические панорамы, из которых впоследствии сделаю виртуальный тур. Эта выставка через определенное время демонтируется, но виртуально на нее можно будет попасть из любой точки мира в любое время суток», – пояснил Евгений.

Фотограф объяснил, что в его работе один из самых важных моментов – выбор точки, из которой будет снят зал. Камера у него обычная, а штатив специальный – «панорамная голова». Объектив тоже не простой, называется «рыбий глаз».

Документирует Евгений Хлебников с учениками музеи, артшколы, экспонаты. При съемке отдельного экспоната – картины – стремится показать малейшие детали, чтоб человек мог увеличить и рассмотреть каждый мазок. Объясняет необходимость этого тем, что искусство не вечно. Некоторые предметы живут один день, некоторые – четыреста лет. Как поведет себя холст, масло? Может, пигмент со временем выгорит. Задача состоит в том, чтобы задокументировать, оцифровать и чтоб через шестьсот лет была хорошая цифровая копия, которую можно рассматривать и изучать. «Мы ведь не знаем, как будет звучать имя того или иного художника через века. Может, кто-то будет изучать его творчество и жизнь отдельного экспоната – в каких коллекциях он был, в каких залах выставлялся. Пусть все это остается для будущего», – заметил фотограф.

Евгений рассказал, с чего началось его увлечение: «Съемкой сферических панорам я начал заниматься четыре года назад. Увидел в Интернете виртуальные туры по храмам Чехии, бомбоубежищам Беларуси, попал на маяки Германии. Понравилась технология, когда кадр не ограничивается ракурсом, как в классической фотографии. Стал изучать, приобрел технику. Чтобы «отбить» деньги, потраченные на технику, начал снимать рестораны, гостиницы, автосалоны, фитнес-центры и даже сауны. Это коммерческая часть моего увлечения. Параллельно снимал спортивные события, музеи, галереи, был на мастер-классах, презентациях. Живя в Киеве, любил посещать выставки, ходил в арт-тусовки. Понял, что это очень важно для искусства. Выставки длятся определенное время, демонтируются, а для каждого художника очень важно задокументировать, как это было. Мы даем выставке возможность виртуально жить дальше.

Я осознал эту важность, и в тот момент мне надоело делать коммерческие проекты, надоело снимать рестораны и отели. Я начал путешествовать. Выбрал город – Ивано-Франковск – и поехал. Там жил знакомый художник, я у него остановился, снял его в мастерской, снял галерею, выставки и поехал дальше. Сейчас не так часто езжу, но выбираюсь. Вот сегодня – в Кировограде.

Моя задача – показать без лжи, честно, оптимистично. Чтоб каждый мог понять и почувствовать себя экспертом и сделать вывод на основе материала, который я делаю. Мы выставляем свои работы в открытое пользование для всех. Можете попасть на выставки Донецка, Крыма, Грузии, Беларуси.

Мастерские… Все люди разные, а художники – это отдельный класс людей, очень интересных и оригинальных. Кто-то пишет на балконе, кто-то на кухне, кто-то в отдельной мастерской, кто-то на открытом воздухе. Каждый по-своему себя чем-то окружает, каждый работает в своей любимой атмосфере. Мы показываем портрет художника через пространство его мастерской. Как они реагируют? Я веду себя ненавязчиво. Моя задача – попасть в мастерскую и не доставить неудобства художнику. Не говорю, куда он должен сесть или в какой позе стоять. Где он в определенный момент находится, там и остается. Я всегда предупреждаю, чтоб ни в коем случае не наводили порядок к моему приходу, чтоб была естественная среда. Бывали случаи, что приходишь, а там пол мокрый – только что вымыли. Если человек это сделал, значит, для него это было важно. А большинство – открытые, натуральные. Я вижу пыль, окурки на полу и сразу что-то о художнике понимаю.

Важно не только сделать снимки, но и пообщаться с художником. Я вижу его глаза, как падает тень, какой он живой, какой в портрете. Настраивая фотоаппарат, я хочу передать портрет художника, который увидел. Задача – показать всем людям максимально живого и естественного художника».

Евгений, безусловно, талантливый молодой человек. Проект, который он осуществляет, поражает масштабом и значимостью. Вместе с тем фотограф-панорамер, которому открывают двери мастерских художники не только Украины, но и других стран, по натуре очень неприхотливый и простой. Несмотря на уникальность своего увлечения, не требует оплаты дороги, гостиницы и такси. Помогли – спасибо (как в случае с галереей «Елисаветград»), не нашли возможность помочь – ночует в мастерских художников, может даже расположиться на полу. Благо, спальный мешок всегда с собой. «Я не заморачиваюсь по этому поводу, – сказал Евгений Хлебников. – Мне много не надо. Каждое утро благодарю солнышко за то, что оно светит».

Елена Никитина, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий