Владимир Мельниченко: «Просто поёшь на площадке…»

Режиссеров у нас меньше знают в лицо, чем актеров. А зря. Наш земляк, выходец из Кировограда Владимир Мельниченко добился многого. Снимал фильмы, множество телепрограмм, например, «Фабрику звезд», последняя его работа – сериал «Костоправ», прошедший на «1+1». В общем, быть членом жюри кинофестиваля «Ранок» заслужил.

— Ну как фестиваль, есть на нем «та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли»?

— Я полон восторгов, но не так, как Жора Делиев, — он с легкостью раздает авансы, что за этими ребятами будущее, что фильмы тронули. Меня фильмы не тронули своим качеством, своим содержанием. Но мне очень нравится, что люди делают Творчество. Просто что-то делают. Нравится, что люди берутся за очень сложный язык, язык кино. Пытаются на нем говорить не очень отчетливые и связные предложения. Идут по нелегкому пути…

Вот во Франции, к примеру, в большинстве школ преподают искусство кино. В обычных школах. Наверное, это перегиб, у них даже есть проблема с этим – слишком много людей «заразилось» в детстве бациллой кино, а реализовать себя не могут. И многие французские актеры и актрисы ищут работу в России, Украине, за любые деньги, потому что у себя реализоваться не могут. 80% актеров безработные, несмотря на талант. Но они все хотят творческой работы. У нас другая сторона медали. Выбирают профессии очень прагматичные, а кино не входит в перечень тех сфер, где можно заработать. Хотя телевидение у нас неплохо развито, выглядит богато, там можно заработать денег некоторому количеству режиссеров. Если брать среднестатистически, то режиссеры зарабатывают больше других, но это очень трудоемкая и сложная работа. И уже поэтому люди, взвалившие на себя ношу режиссуры, вызывают большое уважение.

Кино — синтетическое искусство. Ладно там, взять камеру в руки, но надо найти актеров, место, уговорить кого-то разрешить снимать, освещение, реквизит и т.д. И руководить процессом — даже если это камерно, три человека группа. Потом это смонтировать, подложить музыку. Это все непростая штука. Я преклоняюсь, к примеру, перед живописцами, но им проще – холст и кисть. А тут в один короткий период времени нужно консолидировать множество усилий многих людей. Уже за это всем спасибо.

— А без профильного образования можно делать хорошее кино?

— Ну масса примеров! Квентин Тарантино, Роберт Родригес, Дэвид Линч, Отар Иоселиани, если брать ближе к нам. Это мэтры. А среди снимающих обычные программы, сериалы и т.д. очень много таких. Хотя чаще всего к режиссуре люди приближаются – из сценаристов, из художников-постановщиков, нередкий голливудский путь – был ассистентом на площадке, потом помощником, потом вторым режиссером, потом сам стал снимать.

Очень важно самообразование, и я не исключаю, что эти ребята, занимающиеся любительским кино, дойдут до кино большого. А пока пусть делают, что делается. Я тут слышал – да этому место в больших залах, на фестивалях! Да нет, пусть это будет, как оно есть, такое своего рода фанк-движение. Люди, болеющие кинематографом как процессом, – это прекрасно, они создают свою ауру, пусть постигают киноязык дальше.

— Это не в огород «Ранка» камень, но у нас фестивалей в стране проводят больше, чем, собственно, снимают фильмов. Кроме киевского, одесского, есть, оказывается, фестивали в Бердянске, Трускавце, «Артеке» и еще много где. Это правильно?

— Фестиваль – это праздник. Не так уж много в нашей жизни таких ярких моментов. Может, и есть перегиб с точки зрения сугубо кино, но, с точки зрения культурной жизни страны, это нормально и нужно. Не хватает праздников. Ну когда бы еще и где кировоградцы смогли бы увидеть в кинотеатрах два фильма украинского производства? Разве что скачали бы из Интернета покалеченную недомонтированную версию, украденную с монтажного стола. Ну, может, по телевизору бы увидели. Но смотреть кино по телевизору – это что-то иное, не то. Кино надо смотреть в кинозалах.

— Украинское кино есть?

— У нас, как положено, не ценят своих (нет пророка). Вот я реально о фильме Лерта «Отторжение» еще в 2008-м в Киеве услышал в основном нелестные высказывания. А только в Кировограде сам посмотрел и увидел, как хорошо его зал воспринимает. И фильм очень хороший, непростой, непопсовый, по энергетике и жанру требует на первых порах большого внимания, но потом смотрится легко. А изначально поверил слухам, что фильм средний, что нет у нас украинского кинематографа. Ан есть!

«Той Хто Пройшов Крізь Вогонь» — тут вообще ничего не надо доказывать.

— Чем сейчас (кроме участия в фестивале) занимается режиссер Мельниченко?

— В стадии подготовки сериал «Костоправ-2». Пишу многосерийный сценарий для одного русского канала. Это заказ, я выиграл конкурс на сценарий мистического фантастического сериала. Драматургия тоже — хлеб режиссера. Я пишущий. У меня были сценарии в столе, не дошедшие до зрителя.

— Какую из своих работ в карьере считаешь самой удачной? Какой-то фильм, или сериал, или телепрограмму?

— Последние работы всегда самые любимые. Сейчас я очень доволен сериалом «Костоправ», где был главным режиссером. Пять серий снял сам, еще для нескольких доснимал эпизоды. Это связано с технологией производства – сериал снимается быстро, пока я снимаю, в стадии пре-продакшн готовятся другие режиссеры. Потом при монтаже оказалось, что надо кое-где было добавить. Хотя полностью сказать, что этот сериал творение моего «пера», нельзя, пусть я и был режиссером-куратором. Непростая работа была – за 4-5-6 дней снимать серию продолжительностью 52 минуты, с ограниченным бюджетом… Но работа, которая не доставляет удовольствия, – это уже не работа. Она не адова, она прекрасна, часто просто поёшь на площадке, когда все спорится.

Еще я очень доволен своей работой для российского канала DTV. Я снял сериал «Экстрасенсы», бюджет был небольшой, техника не самая лучшая, но сериал получился, нашел своего зрителя, заказчики очень довольны.

Вот общался тут с ребятами, они часто упоминают сериалы «Доктор Хаус», «Шерлок Холмс». Но как с ними можно сравниться, если у меня бюджет одной серии в пять раз меньше, чем гонорар одного актера из «Доктора Хауса» (причем не играющего главную роль). А их там много хороших артистов, и подготовка там намного дольше, и съемка. Они великие профессионалы, но они этой дорогой идут каждый день много десятилетий, ступают, ошибаются, но идут дальше. Они дошли, и даст Бог, и мы дойдем. Вот почему мне нравится всегда последняя работа – она должна быть лучше предыдущих, ведь я учусь все время, работаю над собой, двигаюсь дальше. Чего и всем желаю.

Беседовал Геннадий Рыбченков, фото Павла Волошина, «УЦ».

Добавить комментарий