Коалиционное соглашение. Взгляд с территории

Новоиспеченные народные депутаты Украины подписали коалиционное соглашение. Этот документ, призванный стать для Украины судьбоносным, затрагивает практически все сферы жизнедеятельности. Соглашение содержит намерения реформировать оборону и армию, Конституцию, систему государственного управления, экономику, инфраструктуру, ЖКХ, охрану здоровья и многое другое.

Столичные эксперты уже дали характеристику соглашению. В частности, звучали замечания по поводу того, что документ не оговаривает ответственных за выполнение того или иного пункта, не обозначены ресурсы финансирования. В большинстве случаев соглашение называют компиляцией предвыборных программ.

О том, как реализация задекларированных реформ может отразиться на Кировоградской области, «УЦ» рассказал советник главы облгосадминистрации Виктор Серпокрылов:

– Первое впечатление после прочтения документа – отсутствие некой целостности, комплексного подхода. Опыт показывает, что после того, как документ подготовлен, будь то стратегия, перспективный план, соглашение, его должны посмотреть эксперты с целью убрать дублирующие моменты. В целом же здесь явных диспропорций нет. Документ охватывает все сферы деятельности, и, дай Бог, чтобы он был реализован и был результат.

Здесь нет моментов, которые были бы совершенно новые для нашей страны. Это всем известные проблемы, они неоднократно поднимались, обсуждались и содержались во многих программах. Просто они системно собраны, и стоит задача в максимально короткий срок их реализовать.

Что касается конкретной начинки, то отсутствует увязка разделов. Поднимается вопрос децентрализации власти. С одной стороны, это передача государственных функций, полномочий на места. С другой стороны, речь идет о том, что органы местного самоуправления, территориальные громады должны быть укрупнены, поскольку сегодня нет смысла децентрализировать до уровня сельских советов, на территории которых проживает сто-двести человек. Это неэффективно, и есть научно обоснованная оптимальная величина. Скажем, по бюджетной классификации это на уровне пяти тысяч человек, и это минимальное количество населения, которое должно проживать на территории, чтобы иметь сбалансированный местный бюджет.

Проблема в том, что Кабмин говорит о децентрализации и укрупнении в течение девяти месяцев 2015 года, и при этом обещает, что укрупнение будет происходить с согласия населения. А мы имеем опыт оптимизации в системе здравоохранения и образования, и население, как правило, не поддерживает эти моменты. В результате в Голованевском районе, например, есть школы, в которых шестнадцать учеников и девятнадцать учителей.

Декларируется, что в эти же сроки должны быть проведены местные выборы: по пропорциональной системе – на уровне районов и области, по мажоритарной системе – на уровне городов и сел. И тут не совсем понятно. Сначала нужно провести громадную работу по административно-территориальному устройству, а потом уже проводить выборы. А параллельно – непрактично и нереально.

Возьмем пункт об эксплуатации дорог: «Передача дорог местного значения в сферу управления областных государственных администраций с одновременной передачей финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций». Этот вопрос стоит с 2009 года. Но если местных государственных администраций не будет, зачем им передавать дороги? И что касается передачи финансовых ресурсов: если их нет в этом году, откуда они возьмутся в следующем? Почему мы все это время опасались и не давали добро на передачу дорог? Потому что нам перебросят дороги местного значения, то есть ответственность за них, а ресурсы под них не дадут. И мы будем вынуждены искать их в скудном местном бюджете.

Глобальные вопросы, которые поднимаются в соглашении, – это вопросы местных бюджетов. Они в двух разделах, касающихся децентрализации и публичных финансов. И там, и там вроде бы правильные вещи написаны. Но я пессимистично смотрю на заявления, в которых предполагается передача функций местным администрациям или органам местного управления, а финансового ресурса под эти полномочия нет.

Реформирование сельского хозяйства. Задекларировано: где находится земля, там должны уплачиваться налоги на доходы физических лиц. Имеется в виду следующее: если киевская структура арендует землю в Кировоградской области, она не должна платить налог на прибыль физических лиц в Киеве. В общем-то, логика есть. Мы много раз об этом говорили. Но реально как это будет воплощаться? В идеале эта киевская структура должна быть здесь зарегистрирована и платить налоги. Но это будет противоречить принципам ведения бизнеса. Очень сложный момент, который за год не реализуешь. Но, если такие механизмы разработают, мы будем только приветствовать.

Мы в этом году должны изъять из бюджета Знаменки и направить в государственный бюджет 25–26 миллионов. Это налог на прибыль физических лиц, который образуется из-за того, что там находится Знаменская дирекция железнодорожных перевозок, которая платит зарплату работникам на территории всей области, и даже Черкасской, а НДФЛ выплачивает в городе Знаменка. В соглашении записано, что выравнивающим показателем будет налог на доходы физлиц и налог на прибыль. Но предприятия прибыль, как правило, минимизируют. «Великаны», филиалы которых осуществляют деятельность на территории нашей области, консолидированную сумму прибыли выплачивают в Киеве, Днепропетровске, Одессе. К ним можно отнести все супермаркеты, заправки. Тот же Побужский ферроникелевый завод зарегистрирован в Киеве и прибыль выплачивает там. И я нигде не увидел намерения привязать эти предприятия к территориям, заставить их оставлять здесь хотя бы часть прибыли.

Следующий момент, который содержит риски. Замена действующего механизма бюджетного регулирования и выравнивания новой системой выравнивания налогоспособности территорий. Сегодня это дотация выравнивания, а предполагается, что это будут субвенции. Но они имеют жестко целевой характер. Мы не можем субвенцию здравоохранения перекинуть на образование. Хотя в системе здравоохранения у нас есть учебные заведения – тот же медколледж.

«Реформировать налог на недвижимость, привести его в соответствие с европейской практикой». Это очень серьезная работа, и должна быть создана база оценки имущества, определены ставки. Фактически это новый налог, его надо будет платить на коммерческую недвижимость, и за один год это не сделаешь. К этому нужно идти, но не в течение первого квартала, как записано в документе.

Самое главное, что как бы мы ни переставляли справа налево и слева направо, доходная база остается той же самой. Мы можем собирать в госбюджет, в местные бюджеты, но экономика не растет, не развивается. Да, есть резервы, это теневая экономика, порядка пятидесяти процентов, и вывод ее из тени позволит наполнить местные бюджеты. Хотя в документе слабо просматриваются эти механизмы. Но на первом этапе внедрения реформ я не думаю, что территориальные громады почувствуют улучшение финансового состояния.

В чем проблема нашей области? Я понимаю, что члены коалиции своим соглашением лоббируют интересы крупных, развитых территорий. Но функции бюджета – это выравнивание развития территорий. Бюджеты существуют для того, чтобы взять у богатых и отдать бедным: доходы обеспеченных трансформируются в пособия нуждающимся. Так же и с территориями: взять у развитых и отдать бедным. Это выравнивание. Кировоградщина – сельскохозяйственная область. Это наш плюс и наш минус. Сельское хозяйство сегодня фактически, кроме фиксированного налога, НДФЛ и налога на землю, ничего не платит. И это можно рассматривать как дотацию этой отрасли от государства. Ведь аграрии государственной помощи не имеют, в отличие от развитых стран, где существуют громадные программы поддержки. Если сегодня все перевернуть и заставить сельское хозяйство платить по общей схеме, уровень цен на продукты питания будет колоссальный.

Заявлять о том, что мы завтра будем самодостаточными, нельзя. Если мы условно собираем в бюджет три миллиарда, а все расходы составляют около семи миллиардов, как бы мы ни тасовали доходы, все равно не покроем расходы. Какой выход? Присоединять нашу область к более развитой? Наверное, нет.

Мы каждый год увеличиваем поступления в местные бюджеты на семь-восемь процентов. На фоне того, что цены растут по всей стране, у нас они одни из самых низких в Украине. У нас хороший экономический потенциал. Очень важно, чтобы законы, которые будут приниматься, поддержали наш регион, а не ударили по нему. У нас есть перспективы сохранения области как административно-территориальной единицы.

Документ правильный. Задекларировано все то, в чем страна нуждается, что давно назрело. А механизмов реализации нет. Понятно, что должны изменить Налоговый и Бюджетный кодексы, ряд законов, массу нормативных документов. И они все должны быть увязаны, сбалансированы.

Надо понимать: то, что хорошо обывателю, может быть неприемлемо для государства. Реформа не может быть хороша для всех, на то она и реформа. Она должна быть проведена быстро, может, болезненно, сегодня, чтобы завтра стало лучше. Если реформа будет тянуться двадцать лет, какой в ней смысл? Здесь ограничено 2015–2016 годами. Дай Бог, чтобы у реформаторов хватило сил.

Коалиционное соглашение подписано. Считаю (и надеюсь на это), что депутаты от Кировоградщины будут внимательными, учтут интересы своих избирателей и сделают все возможное, чтобы реформы были во благо родной для них территории.

Записала Елена Никитина, «УЦ».

Коалиционное соглашение. Взгляд с территории: 5 комментариев

  1. А навіщо збільшувать? в Европі є міста з населенням у 200 чоловік де є усі атрибути місцевого самоврядування і чудово справляються з усима проблємами, усе щастіше згадую німця Карла Маркса:»Хто бажає працювати ,-знаходить і час і засоби, хто не бажає, той знаходить причину» здається що уже настав час не шукати причини. А працювати потрібно згідно своїх можливостей!

  2. Прочитал и перечитал.Опус,достойный чиновника:ни одного толкового ,на мой взгляд безусловно,предложения.Суждения никого ,уверен,не интересуют.Позволю себе высказаться на сей счёт:затеянная реформа ,для понимания «вчерашних» вряд-ли понятна,ибо первое о чём они думают в очередной раз заходя как правило с «чёрного» входа во власть:о себе,любимых.Двойной оклад,напр.А потом и о таких «мелочах»как индивидуальные номера на тачку.Вывод:пора,брат,пора… Уходить,по-добру.

  3. а В.Серпокрилов при усих владах тримався, і зараз протримається, та тільки чи буде з цього користь для області?

  4. Для области вряд-ли, а вот для «советника» наверное будет.

Добавить комментарий