Игорь Коваль: «Мы приехали проложить тропинку»

Три дня в театре им. Кропивницкого продолжался праздник оперетты – впервые с гастролями в Кировоград приехал Харьковский академический театр музыкальной комедии. Шикарный гала-концерт «Все секреты оперетты», оперетта «Веселая вдова» и детский музыкальный спектакль «Осторожно, волшебный лес!» – эти зрелища не могли не вызвать настоящий неподдельный восторг публики, полностью заполнявшей зрительный зал театра.

Роскошнейшие костюмы, блеск, перья, сверкающие украшения, балетная труппа, которая вызвала откровенную зависть у руководства нашего театра, прекрасная игра актеров, а самое главное – потрясающие голоса солистов, все время срывающих гром аплодисментов, – все это харьковская оперетта. Началось наше знакомство с харьковчанами еще до спектакля – с интервью с его директором Игорем Николаевичем Ковалем.

– Вашему театру – первому театру оперетты Украины – в этом году исполняется 85 лет. Здесь начинали свою карьеру Исаак Дунаевский и Клавдия Шульженко. Ощущаете ли вы себя этакими мэтрами, умудренными опытом?

– Наш театр в свое время был на определенных высотах, потом был период спада, как и во всей культуре, – в 80-х, 90-х годах, и многие кто больше, кто меньше потеряли… У нас же произошла настоящая катастрофа – мы лишились своего здания. Это проблема, которая до сегодняшнего времени лишь частично решена, хотя у местных властей есть желание все-таки решить ее целиком, и мне это приятно. Ну а что значит чувствовать себя мэтрами? Да, мы любим и помним своих предшественников, гордимся ими – и композитором Рябовым, можно сказать, основоположником украинской оперетты – это и «Свадьба в Малиновке», и «Сорочинская ярмарка», и многими другими, – я могу вам час перечислять имена тех, кто причастен к нашему театру. Это ученики Леся Курбаса, которые основали наш театр… Да, тогда Харьков был столицей Украины – и первый театр в далеком 1929 году был наш, потом, в 1934 году, когда столица переехала в Киев, организовался киевский театр музкомедии, в 1967 году переименованный в театр оперетты, в 1947 году появился театр оперетты в Одессе. Хочу заметить: в Украине шесть оперных театров – и всего лишь три оперетты. Нас мало, и мы, как говорят, штучный товар. Поэтому мы сосредоточены на работе, ставим перед собой очень много задач. Я очень рад, когда получается яркая премьера, – это праздник у всего коллектива от художественного руководства и буквально до уборщиц, которые тоже гордятся, что работают в нашем театре.

– Игорь Николаевич, вы уже упомянули, что ваш театр основан учениками Леся Курбаса, который, как известно, был склонен к авангардизму, символизму, предпочитал простые декорации и экономность в средствах. Находит ли что-то из наследия Курбаса отражение в работе харьковского театра музкомедии или вы исповедуете классические традиции?

– Все зависит от материала. Сейчас и с классикой у некоторых товарищей творится такое… Олег Табаков, когда у него спросили, как он относится к тому, что многие молодые режиссеры берут серьезные классические произведения, ответил, что, бесспорно, нужно обладать хорошим профессионализмом, определенным опытом работы, но должна быть еще одна маленькая вещь – совесть.

У нас музыкальный театр, и в первую очередь мы отталкиваемся от музыкальной драматургии. И если это Штраус или Легар – а завтра мы показываем «Веселую вдову», – это будет пошло, если мы переделаем эту великолепную музыку и будут бегать ребята в джинсах. Есть современные спектакли, которые пишут современные композиторы, мы заказываем музыкальный материал, если есть пьеса интересная, смешная, а нет музыки. Есть такая пьеса Кена Людвига «Одолжите тенора!», и в прошлом году мы поставили спектакль, назвав его «Авантюристы». Пьеса яркая, интересная, без особых декораций и балета, и Игорь Анатольевич Гайденко, наш композитор и председатель Союза композиторов харьковского, написал музыку. Получилась такая симпатичная пьеса, которая с успехом идет. Если мы ставим сейчас «Цыганского барона» – 29 марта у нас премьера на Малой сцене харьковского оперного театра, – это великий Штраус, и нельзя трогать руками такие вещи, нужно быть очень осторожными. Конечно, это будет классическая интерпретация режиссера Валентины Подорловой, но в классической форме.

Мы самый богатый театр в жанровом отношении. У нас идут классические оперетты – «Сильва», «Марица», «Летучая мышь», это база, основа. У нас есть музыкальные комедии, детище советского времени, – «Сватанье на Гончаровке», «Бабий бунт», «Сорочинская ярмарка», рок-опера «Юнона и Авось», которую мы не так давно обновили, немного переделали. Она абсолютно другая, чем в Москве, в Ленкоме. Кстати, наша, харьковская, постановка – вторая после Марка Анатольевича Захарова. Тогда волею судьбы Юрий Борисович Старченко, художественный руководитель нашего театра, был на стажировке в Москве, в Ленкоме. Он привез эту рок-оперу сюда, чуть-чуть ее переделал – и с 1986 года она у нас с успехом идет. Есть у нас и мюзиклы – «Моя прекрасная леди» Лоу по «Пигмалиону» Бернарда Шоу, прекрасные детские сказки – и балетные, и музыкальные – «Бэмби», «Золушка», «Красавица и чудовище», «Кошкин дом».

– Оперетта у всех ассоциируется с премьерами и примами, имена которых у всех на слуху, – это и Татьяна Шмыга, и Герард Васильев, и Лилия Амарфий, и, конечно же, знаменитый Михаил Водяной. Кого из ваших актеров до сих пор вспоминают и кого вы могли бы выделить из нынешних солистов?

– У нас каждое поколение рождало своих звезд. Не так давно ушла из жизни Мария Ивановна Свирская (в одном из своих интервью она упоминала, что «родилась в маленькой деревеньке Коколова, что в Кировоградской области». – Авт.), это была потрясающая женщина. Как-то театр был на гастролях, и заболела одна актриса, так она одна спела тридцать «Сильв» за месяц. И до последнего дня голос был молодой, яркий. Я с ней познакомился в театре, когда она уже работала билетером, так как не могла жить без театра. Это одна из тех, кто для меня просто звезда. Кого назвать еще? Можно назвать многих, но не хочу кого-то обидеть, не назвав. У нас очень много замечательных актеров было и есть. Вообще что такое артист оперетты? Это только с виду так легко все! На самом деле это сложнейший жанр. Первое – это академический вокал, оперный. Нужно уметь танцевать, не сцендвижением обладать, а танцевать реально. И, конечно же, актерское мастерство. Сегодня вы увидите наших талантливых и перспективных актрис – Милану Остенен, Юлечку Денисенко, мою супругу Наталью Коваль, Наташу Гаман-Орлову, из мужчин это Ванечка Орлов, Владимир Кудрявцев, Роман Куштым, Владимир Федоренко (между прочим, наш земляк – уроженец Малой Виски, которого ведущая гала-концерта Татьяна Цыганская представляла не иначе как «гордость Кировоградщины». – Авт.). Вот вы сегодня увидите концерт и сможете сами решить, кто вам больше понравился, кто меньше. Для меня же очень сложно выделить кого-то из моей команды. У нас синтетические актеры, жанр такой, мы можем три таких концерта составить из нашего репертуара, и мне интересно, что вы скажете мне после концерта. (Естественно, кроме слов восторга и после гала-концерта «Все секреты оперетты», и после «Веселой вдовы», сказать было нечего не только мне и моей маме-харьковчанке, которая, учась в Харькове, в 50-е годы не пропустила ни одной премьеры, да и вообще очень часто ходила именно в театр музкомедии, что буквально растрогало Игоря Коваля, но и многим зрителям, с которыми у меня была возможность пообщаться. – Авт.)

– В вашем репертуаре я увидела несколько оперных спектаклей. Почему вы обратились еще и к опере?

– Харьковский академический театр музыкальной комедии сегодня – это музыкально-театральный центр. В последние годы я решил, что это важно и нужно. На нашей базе работают оперная студия Национального университета искусств им. Котляревского и детская театральная студия «Аристо» – классные такие ребята и девчонки 7, 10, 11, 12 лет. Это будущее наше.

– Вы растите себе кадры?

– Конечно! Я сейчас отсматриваю ребят-вокалистов из университета, миманс беру, внимательно слежу за ними, потом режиссерам-постановщикам говорю: обратите внимание на эту девочку, на того мальчика. И у них есть шанс на будущее, они уже нашими становятся. Я нашел неплохую пьесу «Вождь краснокожих» и хочу в этом году к Новому году поставить ее (кому-то дам, потому что сам буду «Хануму» ставить). Во-первых, это гастрольный спектакль, потому что всего три человека играют, и я хочу попробовать двух-трех ребят из «Аристо». Они такие классные, живые, по-хорошему наглые пацанята, и я думаю, смогут ли они два отделения по 45 минут работать на сцене.

– Во второй половине ХХ века оперетта, создается такое впечатление, постепенно трансформируется в мюзикл. Не уменьшается ли с их появлением популярность классического репертуара?

– Каждый зритель найдет в нашем репертуаре свое. Мы растим зрителя – от «Кошкиного дома» – это музыкальный спектакль, на который, как мы называем, «горшочники» приходят и впервые знакомятся с театральным искусством, – дальше у нас есть произведения и для школьников, и для студентов – «Тетка Чарлея» или те же «Авантюристы», и дальше молодой человек растет до нового уровня, смотрит те же рок-оперы, а потом – классические оперетты.

Я вспоминаю, как во мне убивали интерес к оперному искусству. В 5–6 лет бабушка водила меня в оперу, и я 4 часа вынужден был сидеть и слушать «Бориса Годунова», «Тоску» на итальянском языке… Я ничего не понимал, но, когда бабушка спрашивала, нравится ли мне, мне было стыдно ей сказать, что не нравится. Так категорически нельзя делать! Поэтому мы растим зрителя.

Ну а что касается мюзикла – то настоящие мюзиклы только на Бродвее, все остальное – подделки, хорошие и качественные или плохие. В отличие от музыкального спектакля, мюзикл предполагает наличие хореографической драматургии и спецэффектов – сцена переворачивается, люстра падает и в трех метрах от голов зрителей сползает в сторону оркестровой ямы, все в шоке… Мы же делаем качественные подделки, потому что у нас нет трех или пяти миллионов на постановку. Это очень дорогое удовольствие.

– Игорь Николаевич, на «Юнону и Авось» и «Иисус Христос – суперзвезда» по-прежнему ходят?

– На «Юнону и Авось» ходят, а «Иисус Христос – суперзвезда» в свое время, еще до меня, сняли. Недавно я написал Эндрю Ллойду Уэбберу с просьбой восстановить спектакль. Нам разрешили, но немного не устраивают нас их условия, мы сейчас утрясаем все эти вопросы.

– У вас потрясающие детские спектакли. Как вы работаете над детским репертуаром?

– Раз в полтора-два года мы ставим детский спектакль. В прошлом году мы поставили «Осторожно, волшебный лес!» – это наше название, на самом же деле это сказка авторов из Санкт-Петербурга Михаила Мокиенко и Сергея Махотина «Как Бабы Яги сказку спасали». У них целая серия – «Как Бабы Яги кино снимали», как они Новый год встречали… И персонажи у них наши, а не какие-то Мики-Маусы, Супермены, Спайдермены, которые заполонили все вокруг. Мне хочется ставить про наших героев – Ивашек, Баб Яг, Машенек и так далее… Михаил Мокиенко – прекрасный композитор, у него что ни номер – то шлягер готовый! Я почитал текст и не очень захотел ставить, а когда услышал музыку – сказал, что эта вещь однозначно у нас будет! Каждый номер – это хит, дети выходят из театра и поют!

– А есть какие-то спектакли, которые у харьковчан любимые?

– Конечно! Нашему спектаклю «Сильва» – 53 года, он поставлен был в 1961 году и идет до сих пор. Он сложен мощно, кирпичик по кирпичику и не сыпется. И жива еще дирижер-постановщик Алиса Константиновна Видулина (первая в Украине женщина-дирижер. – Авт.), которая работала над этой опереттой, которую мы приглашали на наш праздник. Вот на такие спектакли ходят, и если я по каким-то причинам не поставлю месяц – другой «Сильву», уже начинают звонить и спрашивать… И гостей города всегда водят на классику.

– А много композиторов пишут музыку для оперетт?

– Оперы и оперетты пишут композиторы, которые потом берут себе либреттистов, работают с ними, ссорятся, выгоняют, меняют, но в основе всегда остается композитор. Поэтому и на афишах пишут: оперетта Штрауса или Легара, а кто либретто написал – неважно. Я как-то предложил нескольким нашим композиторам написать пару тем музыкальных, лейтмотивов, может, что-то типа сюжета какого-то сырого набросать, пообещал сразу договора заключить и начать работать над новыми опереттами. Ведь мы театр-лаборатория, у нас более пятидесяти спектаклей, в том числе и вышедших из нашего театра, почему бы не работать таким образом? И тишина! Должно быть какое-то наитие, нужно любить это, интересоваться этим. Так что пока сложно…

– Вашему театру предстоит новоселье – переезд на Малую сцену оперного театра, причем, как говорят, будете делить ее с молодежным симфоническим оркестром и Слобожанским ансамблем песни и танца. Не скажется ли это на работе театра музкомедии?

– У меня почти триста человек коллектив, и вообще хозяйство большое. Но я бы не хотел, чтобы зрители думали о наших бытовых трудностях. Оперетта – это брызги шампанского, каскад эмоций… У нас в Харькове очень хорошее руководство в лице губернатора, мэра и начальника управления культуры, и нам предложили попробовать, подойдет ли нам это помещение. Мы уже сыграли там пару спектаклей, в марте там состоится премьера «Цыганского барона». Так что этот вопрос пока в стадии рассмотрения. А вообще мы обречены на успех!

– Игорь Николаевич, привезете ли вы к нам еще какие-то спектакли?

– Думаю, что да. Мы приехали сюда протоптать тропинку для сотрудничества…

Беседовала Ольга Березина, фото Павла Волошина
и Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий