Хранитель истории Присяжнюк

Если к вам на улице или во дворе обратится человек, который изображен на фото, внимательно его выслушайте, поверьте и доверьтесь ему. Его цель — сохранить историю, продлить человеческую память. Более тридцати лет он занимается сбором информации и материалов об освобождении Кировоградщины от немецких оккупантов. А недавно начал реализацию новой идеи. Он — Виктор Павлович Присяжнюк.

Присяжнюк

Почему война?

Историей Великой Отечественной войны Виктор Присяжнюк занимался с детства. Семь братьев его отца не вернулись с войны, поэтому многие годы семья занималась поисками мест их захоронений: писали письма в разные уголки Советского Союза. Поисковая деятельность стала увлечением, которому в принципе он посвятил всю свою жизнь.

Окончив Кировоградский пединститут в 1980 году, Виктор Павлович, молодой учитель украинского языка и литературы, по направлению пошел работать в школу № 22 г. Кировограда. Кроме основных предметов, учитель должен был (и хотел, что важно) вести внеклассную работу. Для Присяжнюка она не могла быть иной, кроме военно-патриотического воспитания молодежи. Этому способствовали личные убеждения и случай.

22-я школа, как и все в те времена, имела подшефный колхоз, который находился в селе Первозвановка. Дети с учителями часто ездили туда на сельхозработы.

— Все время мы проезжали мимо памятника медицинской сестре, — рассказывает Присяжнюк. — Он стоял на братской могиле, где были похоронены 111 человек, из которых известны фамилии только 48-ми. Однажды я остановил автобус, и мы с детьми вышли к могиле. Убрали сорняк, навели там порядок и потом еще не раз останавливались у могилы.

Первое письмо мы написали в «Пионерскую правду», в нем рассказали о своей школьной жизни. Нам ответили из редакции, хвалили учащихся за помощь колхозу. Тогда это детей очень стимулировало. Второе письмо было посвящено братской могиле, за которой ребята ухаживают. Нам ответили, что было бы неплохо, если бы ученики нашли фамилии неизвестных солдат. Это был толчок.

С чего начинать? Начало было сложное по масштабу проделанной работы. Ученики написали письма во все (!!!) газеты Советского Союза, учитывая фабричные и заводские малотиражки. Виктор Павлович диктовал шаблон письма, дети писали: «Уважаемый редактор! К вам обращается поисковый отряд 22-й кировоградской школы с просьбой откликнуться ветеранов Великой Отечественной войны, освобождавших территорию Первозвановки…»

Трудно назвать точную цифру, сколько было писем. Тридцать учеников класса Виктора Присяжнюка писали по десять писем в день. Параллельно писали старшеклассники. Три девочки вкладывали письма в конверты и заклеивали их.

— Через неделю пришло пять писем, потом десять, двадцать. Затем позвонила почтальон и сказала: «Приди возьми мешок». Шли письма, бандероли, посылки, — рассказывает Виктор Павлович. — Относительно просьбы детей, единицы писали о Первозвановке. О захоронении никто не вспоминал. Остальные писали: «я освободитель Кировограда», «я воевал в пятой танковой армии», «я с боями прошел по области». Высылали фотографии, грамоты, личные вещи.

Отсканировать фото и вернуть владельцу в те времена было невозможно. Сохраняли. Поисковый отряд получил очень много материалов. Что с ним делать? Положить в шкафы или ящики и забыть было недопустимо. Поэтому все нужно было систематизировать. А по какому принципу?

Учитель обратился за советом к ветеранам поселка Горного. Рассказал, что получено очень много ценных материалов от танкистов, летчиков, артиллеристов, которые освобождали Кировоградщину. Что с этим делать? Отправить обратно? Человек получит и, возможно, обидится. Оставить просто так тоже невозможно. И тогда возникла идея — создать Музей освобождения Кировоградщины. А освобождение Кировоградщины — это Второй Украинский фронт. Ветераны поддержали: такого музея в городе не было, поэтому обещали содействие и помощь.

Опять пошли письма. Дети отвечали всем, благодарили за присланные материалы и дописывали: «Нас очень интересуют ваши однополчане, с которыми вы воевали, какую конкретно территорию вы освобождали, что запомнилось». Ветераны отвечали, и дети снова писали им письма.

Писем была масса. Куда их девать? В те времена первые ящики были из-под масла. Просили у знакомых продавщиц и складывали туда конверты с письмами. На каждом ящике писали: «5-я танковая армия», «32-й танковый корпус», «95-я стрелковая дивизия» и так далее. Вся информация параллельно заносилась в тетрадь. Даже та, что касалась безымянных авторов. Потому что были и такие. Например, некий Иван Иванович направлял письма с информацией, а фамилию забывал добавлять, считал, что его знают, потому что он уже писал по этому адресу. Пытались идентифицировать по почерку, по штампу на конверте. Словом, у детей, которые были членами поискового отряда, работы было очень много.

Тогда Виктор Присяжнюк понял, что без картотеки не обойтись. Жалеет, что пединститут не дал необходимых знаний архивной работы, обращения с материалами. Признается, что было трудно, но очень интересно. Картотека сохраняется до сих пор, в ней более двадцати тысяч ветеранов войны. Конечно, помогали ученики. Каждый ребенок отвечал за определенное направление. Кто-то был ответственен за освободителей, проживающих в Кировограде. Кто-то занимался архивной работой. Кто-то вел переписку.

Что касается картотеки, то каждая карточка имеет достаточно объемную информацию о ветеране: дата рождения, населенный пункт Кировоградской области, который он освобождал, был ли ранен, был ли награжден. И сегодня все это можно использовать, проводя экскурсии, или для информации потомкам ветеранов, многих из которых уже нет среди нас. К сожалению, вся эта информация до сих пор не издана отдельной книгой. Неужели еще не время?

За пределами города

Учитель и дети много путешествовали. Были экскурсии в Киев, Рязань, Калугу, Ленинград, Москву. Программа была экскурсионная, но в каждом из этих городов жили ветераны, с которыми поисковый отряд вел переписку. Не посетить их дети не могли. Перед поездкой готовили карточки с данными ветеранов, с адресами, а затем каждый ученик выбирал карточку, как жребий. Разъезжались, посещали, благодарили и собирались все вместе. Часто — не с пустыми руками: кто-то нес альбом с фотографиями, кто-то шел в фуражке, кто-то — в кителе.

В середине 80-х Виктор Присяжнюк получил приглашение в Калугу на первый слет поисковых отрядов. Собрались люди со всего Союза: представители поисковиков, партии, армии. Подобное заседание проходило впервые. Основной вопрос — раскопки. Уже в те времена были черные археологи, которые перерывали захоронения. Их не интересовали имена, чины, история и память вообще. Они искали предметы наживы.

Представителей поисковых отрядов повезли в лес Юхновского района Калужской области, где показали останки воинов, которые были на земле. Присутствовали саперы, минеры, опытные поисковики, которые продемонстрировали, как нужно выполнять эти работы. Дело в том, что инородное тело из глубин земли за год поднимается на два сантиметра. Этому есть естественные объяснения. За тридцать лет (на тот момент) остатки войны, в том числе останки, поднялись на много сантиметров.

Члены слета поисковиков раскапывали Власовскую армию. Их в военные годы завели в лощину и расстреляли перекрестным огнем. «Офицеры сдавались в плен, а солдаты просто погибли. На маленьком кусочке земли лежало до двухсот-трехсот человек. Там были кости на костях. Невозможно было распознать, где чье», — вспоминает Виктор Присяжнюк. Газета «Комсомольская правда» в те времена имела рубрику «Вахта памяти», посвященную 9 Мая, раскопкам и перезахоронениям, вообще вопросу Великой Отечественной. Там печатались и фотографии Виктора Присяжнюка, который входил в координационный совет ЦК ВЛКСМ.

В рамках созданного музея пришлось разыскивать много людей, которые благодаря заметке в какой-то районной газете обращались в музей 22-й кировоградской школы с просьбами различного характера. Просили разыскать однополчан, их родных, знакомых. Пришлось Присяжнюку работать и в подольском, и в ленинградском архивах. Интересный материал в музее собран о кировоградском подполье. Сегодня музей может работать по разным темам, «по заказу клиента», как говорит Виктор Павлович. Ему даже удалось разыскать людей, которые были «вооружены» фотоаппаратами при освобождении Кировоградской области. Представляете, какая у него есть информация о военном прошлом нашего города?

Музей для всех

На сорокалетие освобождения Кировограда сюда приехало 457 ветеранов Великой Отечественной войны, освобождавших территорию нашей области. Такое количество собралось впервые. Надо было организовать встречу, все хотели побывать в музее.

Пригласили экскурсоводов, которые должны сопровождать автобусы, и расписали график. Первый автобус должен был быть в школе ровно в девять. В девять десять ветераны в музее, где их глазам представлена ​​экспозиция первого штурмового авиационного корпуса. Они выходят, и без десяти десять заезжает следующий автобус с ветеранами шестнадцатой артиллерийской дивизии. Затем — ветераны пятой танковой армии. По десять минут времени было отведено ученикам на то, чтобы сменить экспозицию в музее. И каждый ветеран был уверен, что это именно его музей. «Смотри, мы с тобой на фото!» — говорили они друг другу.

— За два дня все они посетили музей, — вспоминает Виктор Павлович. — А потом неформальная встреча в гостинице «Киев». Встает Герой Советского Союза Красота из Львова, летчик, штурмовик, и говорит слова благодарности местным властям за встречу и мне, а также музею за сохранение памяти об авиации. А потом встает другой и благодарит за сохранение памяти о пятой танковой армии. Затем — из других частей и подразделений. И начали шушукаться: сколько у них музеев? А потом я был вынужден подняться и сказать: «Уважаемые ветераны! Я всех вас люблю. Желаю крепкого здоровья и долгих лет жизни, чтобы вы еще не раз побывали в музее именно своей части или подразделения, которые входили в состав Второго Украинского фронта…» Они были в шоке.

ПАЗик от Язова

Мало кто знает (или помнит), но в нашем крае побывал министр обороны СССР Дмитрий Язов. Наш военкомат получил задание найти место захоронения брата министра, воевавшего в 313-й стрелковой дивизии, освобождая Кировоградщину, который был тяжело ранен и умер в совхозе «Красная звезда». В документах также было указано, что похоронен младший лейтенант Язов с шестью рядовыми бойцами. Больше никакой информации.

Исходя из этих данных, военкомат ничего не мог найти, потому что сов­хозов с названием «Красная звезда» в Кировоградской области было сорок восемь. Но есть в нашей жизни определенные знаки. Так случилось и на этот раз. «Поехали как-то мы с кумом на рыбалку в село Федоровка, — рассказал Присяжнюк. — Помню, что ничего не ловилось. Идет мимо местный старичок, я его спрашиваю: «Что это вы, дедушка, не можете пойти в школу и стукнуть кулаком по столу, чтобы убрали вокруг памятника?» (Недалеко был памятник погибшим воинам.) Дед говорит, что они убирают. Потом мы пошли к деду во двор, помогли ему какие-то бревна перепилить. Я спросил, кто похоронен в могиле возле памятника. Дед сказал, что какой-то младший офицер и рядовые солдаты. Так оно в памяти запечатлелось. И, когда я получил задание разыскать место захоронения брата Язова, была известна часть, в которой он воевал. Я поднял детей, и они помогли в розыске, используя собранную нами информацию. Один ученик читает письма от ветеранов этой части, называет села, где они проходили с боями. Другой ученик сидит над картой и флажки ставит и так далее. И тут выясняется, что совхоз «Красная звезда» — это Федоровка. В тот момент я вспомнил беседу с местным дедом.

На второй день мы с представителями военкомата поехали в деревню к тому деду. Он указал нам на людей, помнивших те события, которые после боев перезахоронили погибших. Они вспомнили, что был молодой офицер и шесть рядовых. Таким образом мы нашли могилу Язова, брат которого приезжал сюда в Федоровку.

Это была интересная встреча. Федоровским ученикам министр сказал: «Дети, вы делаете большое дело — ухаживаете за могилой моего брата. Скажите, чем я, министерство обороны можем вам помочь?» Дети сказали, что им нужен автобус. Спустя неделю через Канатово был прислан автобус. До сих пор существует этот ПАЗик, уже старенький, на котором написано «От Министерства обороны»»…

Продление памяти

К сожалению, изменились ценности. Для многих стало приемлемым продать медаль деда и пропить полученные деньги. Очень многое пропадает. Внуки выбрасывают материалы, оставшиеся от предков, на свалках оказываются уникальные фотографии. Единицы сохраняют память. Но не все потеряли совесть и достоинство. Есть люди, которые стремятся узнать что-то о них, ушедших из жизни. Поэтому Присяжнюк до сих пор ведет переписку, отвечая потомкам ветеранов Второго Украинского фронта, освобождавших Кировоградщину.

Мало того, музей все еще пополняется экспонатами. Естественно, что ветераны, пока живы, держат свои воспоминания и их подтверждения у себя. А потом они уходят из жизни, и дети или внуки (хотя и не все) отдают свидетельства войны в музей. Виктор Присяжнюк обращается ко всем неравнодушным: если вам в вашей квартире мешают вещи, которые свидетельствуют о военном прошлом ваших дедов и бабушек, отдайте в музей, продлите память.

Новый музей

Управление образования города заинтересовано и выступило с инициативой о создании нового музея в Кировограде. Он будет называться «Музей развития образования города Кировограда». Базироваться — в помещении гимназии им. Т. Шевченко. Координатором проекта назначен Виктор Присяжнюк.

— Это очень сложная работа, ведь мы хотим собрать материалы, касающиеся образования города начиная с 1900 года до настоящего времени, — говорит Виктор Павлович. Вот и ходит он в гости к стареньким учительницам, разговаривает с пожилыми людьми и просит «хоть что-то», что могло бы стать экспонатом музея.

Уже есть определенное количество фотографий, старые тетради, классные журналы, грамоты. Осмотритесь у себя в квартире, у бабушки в доме. Возможно, где-то лежат, припорошенные пылью, чернильницы, учебники, школьная форма, старые фотографии и т.д. Подарите всему этому вторую жизнь, а впоследствии — вечность. Телефон Виктора Присяжнюка — 050-252-07-91.

Елена Никитина, «УЦ».

Хранитель истории Присяжнюк: 1 комментарий

  1. Статья очень порадовала, спасибо! Вспомнил музей и уроки Виктора Павловича. Один из моих любимых учителей, его уроки всегда были интересны и увлекательны. Рад, что его внеклассная работа пошла на новый виток. Успехов и крепкого здоровья!

Добавить комментарий