Сергей Слинкин: «Я не хотел устраивать такой ажиотаж»

Сергея Петровича Слинкина кто-то из кировоградцев знает как флейтиста первого состава Академического театра музыки, песни и танца «Зоряне» областной филармонии, кто-то — как краснодеревщика, кто-то — как мастера сварочных работ. С прошлой недели он стал известен не только на весь город, но и на всю страну благодаря сюжету в новостях телеканала СТБ еще и как создатель скульптуры «Дворникъ», расположенной ныне между Главпочтамтом и бывшим «Детским миром». Как «варился» дворник и чего еще кировоградцам ожидать от Сергея Слинкина — читайте в интервью мастера.

Сам новоявленный скульптор признается: различные поделки своими руками — его хобби. Однако самым первым увлечением в его жизни стала музыка. «Загорелся» Сергей Слинкин этим делом в свои школьные годы, когда родители подарили ему баян. Семья тогда жила в армейском гарнизоне где-то в глуши ГДР, музыкальных учебных заведений в округе вообще не было, так что пришлось постигать азы обращения с инструментом самостоятельно. Любовь к музыке осталась, и когда в середине 1970-х годов семья переехала в Кировоград, Сергей решил поступить в музыкальное училище…

«Меня не очень хотели принимать в музучилище, — вспоминает Сергей Слинкин. — Все-таки музыке учатся лет с семи, а не так, как я, пришел поступать уже взрослым. Но я верил, что если буду стараться, то “вытяну” учебу. Лихо сдал вступительные экзамены, лихо окончил музучилище на «отлично». В 1980 году меня призвали в армию, и я лет пять играл в военном оркестре. Когда в середине восьмидесятых в Кировограде организовывался театр музыки, песни и танца “Зоряне”, я дослуживал уже последние недели (моя воинская часть находилась прямо напротив филармонии), и мне предложили место флейтиста. Цимбалиста, кларнетиста пригласили из других городов, а флейты у них не было. Следующие десять лет я играл в ансамбле «Зоряне» кировоградской филармонии. Это было прекрасное время моей жизни. Мы тогда много ездили на гастроли по области, за границу. Я любил играть на флейте и играл много. Мне в жизни повезло в том, что от работы я получаю кайф, удовольствие. Раньше, бывало, закрывался в комнате и репетировал, играл до одурения. От этого потом такое хорошее настроение получалось, такое состояние эйфории испытывал, что, когда домой возвращаешься — как на крыльях летишь…

А потом я сам себя “списал” из театра по состоянию здоровья. Заметил, что, когда много играешь на концертах, начинают уставать руки, и я уже не “вытягиваю” наравне с другими музыкантами. Сейчас изредка играю на пан-флейте, но это так, для души. Флейту не брал в руки уже лет пятнадцать».

Кроме музучилища, Сергей Слинкин окончил музыкально-педагогический факультет кировоградского пединститута по классу флейты и школу по подготовке руководителей художественной самодеятельности. Одно время преподавал в музыкальной школе. Сейчас в «Зорянах» на флейте играет его ученик, так сказать, преемник… Вообще в семье Слинкиных несколько человек, связанных с музыкой. Сестра Сергея Петровича — тоже музыкант, его двоюродный брат — дирижер, возглавляет центральный академический оркестр Министерства обороны Российской Федерации.

Такое не делал никто

После того как Сергей Слинкин ушел из «Зорян», он вдруг открыл в себе талант краснодеревщика.

«Я помню, еще когда был музыкантом, часто задавался вопросом: как нужно прожить жизнь, чтобы что-то оставить после себя? — рассказывает мастер. — Дом я не строил, деревья, правда, посадил, сына вырастил, но не в этом дело. Хотелось сделать что-то своими руками. Начал с ремонта собственной квартиры. Поштукатурил стены, сделал двери, подвесной потолок из дерева. Мне настолько понравилось плотничать, что после этого я решил изготавливать деревянные кресла-качалки. Почему именно их? Мне было интересно сделать что-то такое, чего другие не делают, чтобы моя работа была эксклюзивной. Мне кажется, на тот момент я был единственным в Украине человеком, кто изготавливал кресла-качалки из дерева. Сколько ни узнавал, у кого ни спрашивал, если где и продавалась такая мебель, то она была, во-первых, импортная: из Тайваня, Вьетнама; во-вторых, из лозы или ротанга, а не из ясеня, как делал я. Кстати, теперь я понимаю, почему в Украине не делали деревянные кресла-качалки, настолько это трудоемкий и сложный процесс.

Начинали мы (я и еще два рабочих) изготавливать кресла-качалки путем проб и ошибок. Что-то получалось, что-то не получалось. Нагревали рейки в автоклаве, на следующий день, когда они достаточно прогрелись, гнули их, затем клеили, соединяли части. Чтобы зафиксировать все рейки одного кресла, нужно было 450 струбцин, попробуй их все закрутить, раскрутить! Со временем мы наладили производство, но в какой-то момент я понял, что заниматься изготовлением кресел-качалок неоправданно с экономической стороны. Работа интересная, хорошая, кресла пользуются спросом, но на этом не проживешь. На изготовление одного кресла уходит больше месяца, последнюю партию из двенадцати штук мы делали год! Если серьезно, то это занятие — больше хобби, чем бизнес. В последнее время я больше работаю не по дереву (хотя люди все еще обращаются по поводу заказов на кресла-качалки), а по металлу».

Как варился «Дворникъ»

— Сварщиком я стал случайно, — признается Сергей Слинкин. — Нужно было отремонтировать старенький автомобиль. Денег, чтобы отдать машину в мастерскую, не нашлось, и я подумал: дешевле купить сварочный аппарат и научиться варить самому. Приобрел по случаю сварочный полуавтомат, прочитал массу книг на эту тему, вот, научился. Потом я даже сам собрал сварочный аппарат водородной сварки. Он, кстати, очень помог мне при соединении между собой мелких деталей скульптуры. Еще «водородкой» удачно получалось расплавлять сварочные швы, чтобы их не было видно с лицевой стороны скульптуры.

— Сергей Петрович, а почему первая скульптура — дворник?

— Не знаю, как у вас, а возле моего дома дворники метут каждое утро. Вечером идешь, смотришь — грязно, утром выходишь — все чисто. Нужно отдать им должное. Я всех наших дворников в лицо знаю, каждое утро их встречаю — здороваюсь. Колоритные типажи! А образ дореволюционного дворника был выбран из-за того, что они имели свою униформу, и я хотел, чтобы люди узнавали скульптуру и не спрашивали: а кто это? Долго искал в Интернете картинки старого Елисаветграда, на которых бы встречались изображения дворников, затем просматривал фотографии старого Киева. Потом обратился за помощью к знакомой художнице, чтобы она нарисовала эскиз скульптуры. Здесь нужна была помощь специалиста. Я ведь не художник. Быть и краснодеревщиком, и сварщиком, и музыкантом, еще и рисовать — это уже слишком. Потом мой друг Валера Новиков (тоже музыкант в прошлом) вычертил скульптуру в размерах, помог мне в технической части проекта.

Я хотел придать скульптуре смешное, но в то же время гордое, задиристое выражение «лица». Чтобы он всем своим видом как бы говорил: «Не сорить!» В общей сложности я сделал 17 разных носов, трое или четверо усов, целую банку «глаз» (долго выбирал, чтобы получились «живые»), рот получился с третьей попытки, борода, правда, подошла с первого раза.

Если честно, я эту скульптуру трижды переваривал: разрезал и сваривал заново. Собирался и в четвертый раз распилить, но сил уже не хватило…

— А из инструментов основной — сварочный аппарат?

— Да, два сварочных аппарата, «болгарка» и еще специальные ножницы по металлу, мне их жена подарила по случаю 23-го февраля. Материал — с металлобазы на Балашовке. Там есть все: пруток, листовой металл, проволока.

— Сколько времени заняла работа над скульптурой?

— Зимой я начал клепать, варить голову, и через три месяца черновой вариант «дворника» был готов. Потом я отставил скульптуру в сторону — основная работа вышла на первое место. Вернуться к «дворнику» все как-то не получалось, и я понял, что никогда не доделаю, если чем-то не пожертвую. Переговорил с женой, она меня поняла. Последние четыре месяца — как каторга, попытки свести все воедино. Вообще сварить такую скульптуру не так и сложно. Конечно, второго «дворника» я бы сделал намного быстрее и более интересным.

Но вот тяжелее всего далась покраска. Проблема не создать скульптуру, а сделать работу так, чтобы через десять лет она не покрылась вся ржавыми пятнами. Сварочные швы быстро ржавеют, а мне хотелось, чтобы скульптуру увидели мои внуки. Я сразу собрался красить «дворника», как красят автомобили: в несколько слоев, с предварительной грунтовкой.

А с метлой как быть? Каждый прутик по отдельности ведь не покрасишь, и в грунтовку всю целиком не окунешь, потому что пришлось бы покупать целую бочку грунтовки ради одной метлы. Походил я в Кировограде по разным заводам, думал, может, где-то сделают защитное покрытие-напыление, но все отказались. Потом пришла в голову сумасшедшая идея взять этот «веник», поехать на автомобильный завод и договориться, чтобы окунуть метлу в ванную вместе с корпусом автомобиля. Тоже не получилось. В итоге пришлось брать по шесть-семь прутков, грунтовать-красить отдельно, затем зачищать место под сварку, прихватывать сваркой к черенку метлы и снова грунтовать-подкрашивать. Все это очень долго, но другого выхода не было.

Мэру понравилось

Когда скульптура уже была готова, Сергей Слинкин начал выбирать место, где бы разместить это творение художественной сварки. В первую очередь, мастеру хотелось поставить свою работу где-нибудь неподалеку от людного места, чтобы вандалы не стащили скульптуру на металлолом или чего-то не повредили.

— Иду я по городу, — рассказывает Сергей Петрович, — и вдруг на площади Кирова навстречу мне шагает наш мэр вместе со своим заместителем. Ну, думаю, вот она — судьба. Я как раз собирался к Александру Дмитриевичу на прием, а он сам идет прямо на меня. Я подошел, поздоровался, говорю: сделал скульптуру, можно ее в городе установить? Саинсус отвечает: нет вопросов, приносите завтра на 8 утра фотографии вашей скульптуры. Я принес фото, мэр посмотрел, а потом, через три дня, перезвонил и дал «добро»…

Выбранное место возле почтамта, как мне показалось, хорошее и удобное. В тот же день друзья помогли мне погрузить скульптуру на машину, перевезти из мастерской в центр города и смонтировать «дворника» на постаменте.

— Не возникло соблазна постоять в сторонке, понаблюдать за реакцией прохожих?

— Да реакция была разная. Кое-кто просто проходил мимо, как будто ничего не заметил или как будто эта скульптура вчера тоже стояла на этом месте. Но все же процентов восемьдесят прохожих останавливались, расспрашивали, фотографировали. Я вам даже анекдот расскажу. Монтирую я этот памятник, подходит мужчина лет 30-35 и с удивлением говорит: «О! А кто это?» Я чуть не упал на землю. На кого еще может быть похожа фигура в фартуке и с метлой? Значит, это мне минус, если сделал нечто такое, что не узнается с первого раза. Я до сих пор над этим вопросом смеюсь…

Если серьезно, то для меня наибольшей неожиданностью стало то, что совершенно незнакомые люди начали меня благодарить. За то время, что я устанавливал скульптуру, раз пятьдесят услышал: «Это вы сделали? Вот спасибо, такого у нас в городе еще не было». Одни — уходят, другие — подходят, и то же самое говорят. И я понял: это не та реакция, на которую я рассчитывал. Я не хотел устраивать такой ажиотаж. Я думал сделать все намного скромнее…

— После успеха дебютной работы «скромнее» уже не получится. Сергей Петрович, вы не планируете порадовать кировоградцев еще какой-нибудь скульптурой?

— Следующее, что я хотел бы сделать для Кировограда, — это не скульптура, а велосипед на 14 человек. В принципе ничего нового. Такие велосипеды есть в Голландии, Германии, но в Украине я ничего похожего не видел. Хочу сделать такой велосипед!

Сергей Слинкин: «Я не хотел устраивать такой ажиотаж»: 14 комментариев

  1. А я считаю, что и скамейкам пронзенным "гарпуном китобоя" и "Дворникам" и Нержавеющим Насекомым должно быть место в городе!… И как бы к ним не относились, они делают город неповторимым и оригинальным… Хочется поаплодировать Мастерам, которые не в пивбаре просиживают распуская сопли и жалуясь, как все плохо, а отдают свое время и материальные ресурсы творчеству на благо родного города!!!!!! Спасибо им!!!!

  2. Ну и дворник тоже,конечно порадовал!

  3. Побольше бы подобных сооружений,повеселей бы в городе было.От скамейки ,мягко говоря, не в восторге,ни я , ни моя семья.А вот стрекоза -просто ВАУ!!! ПИСК!! можно стоять и долго рассматривать,и изумляться тому как автор сумел подобрать никчемные,казалось,железяки в нужное место и дать им вторую жизнь,может даже более замечательную чем была их первая

  4. Віктору
    — я теж проти всіх тих піарів, але що поробишь, наші політики прекрасно знають, що їх реально забудуть, а от коли вони напишуть про себе під "лавкою Амура" або пам"ятником Пашутіну, то типу їх будуть помнити …. До речі, під або біля "Бабки" (Стрекозы), немає ніякого напису, щодо політики.

  5. Нічого поганого ні в "Мухах", ні в "Лавках Амура" немає. головне те, що під вірником є підпис-«Дворникъ», а під лавкою-виконано при підтримці мера Пузакова і бла-бла-бла… людина зробила і поставила, і її за це похвалили, і показали по TV, а не увіковічнює своє улюблене ім"я біля постаменту, при цьому не доклавши до цього ніяких зусиль.

  6. никто вроде не кудахтал… все нормальное: и лавочка, и дворник … просто наши люди любую идею испортят…. где б я не была никто памятники не портит, наоборт воспринимается как символ города… только у нас в Кировограде то лавочку испортят, то "дворника" уже хотят убрать…

  7. Гордиться — городом, коренными потомственными елисаветградцами, памятником Пашутина, художниками, танцорами, литераторами — одним словом, талантами. А скамейка — это так, на любителя…

  8. Да что вы, раскудахтались, скамейка — ацтой, стрела им не нравиться, попробуйте сделать, хоть что-то своими руками, а не языком !!!! Чем нам гордиться в городе???? Памятником Ленину или Кирову что ли ????

  9. "Строгий" в смысле — без излишеств, а не вызывающий желание встать смирно.

  10. Скамейка — просто ужас! Когда ее открыли, приехала моя подружка из Питера — она сначала не поняла, что это, пардон, стрела: очень похоже на упавший фонарный столб. А сама лавочка — интересно, кто-нибудь из тех, чьи фамилии там написаны, пробовал на этом чудовище посидеть??? Мне, например, было бы стыдно рядом с таким уродством поместить свою фамилию. А дворник — просто прелесть!

  11. во всех местах, где существует традиция с замками, их периодически прореживают. Это нормально и не должно быть никаких обид. Иначе действительно хана.

  12. скамейку люди сами испортили своими дурацкими ржавыми замками… скоро стрела просто переломается и все….

  13. Согласен, что прекрасный! Не согласен, что строгий. По-моему, очень добрый. И стрекоза симпатичная. А скамейка — ацтой 🙂

  14. Прекрасный памятник! Строгий и красивый, в отличие от замысловатых "стрекоз" и скамеек " Амура"!

Добавить комментарий