Оторваться от земли

Только представьте: вы сидите дома, рядом – компьютер, диван, недопитая чашка кофе. Знакомая обстановка, на кухне готовит обед жена, смотрят телевизор дети. Вы — у себя в комнате, но перед глазами совсем другая картинка. Квадраты зеленых полей и темных лесов, кривые ниточки больших и маленьких дорог, игрушечные кубики жилых массивов, а вокруг – ярко-синее небо с белоснежными облаками.

Нет-нет, вы не спите. Оказывается, быть дома и одновременно парить на высоте полутора километров – вполне реально. Для этого надо лишь запустить в небо модель самолета с установленной на нем камерой и надеть специальные очки. Эффект полета – потрясающий. Но, впрочем, подробнее об этом чуде техники расскажет наш сегодняшний собеседник из Малой Виски Олег Решетов.

Будем честными, Олег не является автором этой интересной идеи. Авиамоделисты всего мира, пытаясь усовершенствовать свои самолеты и сделать привычное хобби более интересным, уже додумались использовать видеокамеру, соединенную с компьютером. И «полетать» в виртуально-реальном пространстве довольно легко, если ты находишься где-нибудь в Европе, Китае или в Соединенных Штатах Америки. Но чтобы такое необычное развлечение у нас, на Кировоградщине…

Авиамоделированием Олег Решетов начал заниматься еще в школе. Ученики младших классов тогда повально ходили в кружки, увлеченно мастерили макеты самолетов. Он хорошо помнит свой первый планерок, сделанный в 1978 году во Дворце пионеров. Вообще-то дело это хлопотное и не быстрое. 2 раза в неделю по часу занятий, благо, инструменты, детали не надо было искать самому, все предоставлял кружок. Так за период школьной жизни в коллекции Олега Решетова набралось всего с десяток собранных моделей, и все они, как полагалось, остались на полках Дворца пионеров.

Моделирование нашему собеседнику давалось легко – он вообще любил точные науки, по математике и физике в табеле красовались одни пятерки. Да и это мальчишеское хобби в то время считалось престижным – ребята принимали участие в районных, областных соревнованиях… Но потом увлечение авиамоделированием как-то сошло на «нет»…

Парень подрос, поступил в Одесский политехнический институт на радиотехнический факультет, серьезно занялся учебой, в жизни появились другие интересы, пристрастия, в общем, не до самолетиков было.

К своему хобби Олег Решетов вернулся спустя долгие годы, лет 7 назад. Он уже работал по специальности, связанной с компьютерами и их обслуживанием, и однажды по делам фирмы поехал в Киев в командировку. Взял с собой дочку, столицу показать. И вот один коллега, ничего не зная о детском увлечении Решетова, пригласил его на аэродром Антонова «Чайка», где в те выходные проходили запуски моделей. Олег с удивлением для себя отметил – ничего себе, сколько людей в зрелом возрасте профессионально занимаются авиамоделированием!

— У меня тогда на самом деле исчезли все комплексы! Я-то все время думал, что модельки собирают дети, это такое себе ребячество, явно не для взрослого дядьки, поэтому и не начинал заново. А тут, на аэродроме, куда ни глянь — богатые, состоятельные взрослые люди.

А когда Олег присмотрелся к самим самолетам, вообще обалдел. Он и не думал, что технологии в этом деле так далеко шагнули вперед. «Просто небо и земля! Раньше о радиоуправлении моделей только речь шла. А сейчас я воочию увидел, как технично ими можно управлять».

Точные копии самых разнообразных самолетов со всего мира, уменьшенные в 15 и 17 раз, рассекали небо над столицей. «Сейчас делают даже макеты с размахом крыльев 2,5 метра», — размер современных авиамоделей вконец покорил нашего собеседника.

Дочка Олега тоже обомлела, увидев эту необычную красоту. «Папа, хочу!» — потребовал ребенок. Товарищ Решетова, который, собственно, и привел его на аэродром, пошутил:

— Давай договоримся так: я прямо сейчас покупаю и дарю ей аппарат радиоуправления, а ты, папа, уж сам сделаешь самолет! Так и договорились ко всеобщей радости.

И начался в жизни Олега новый этап. Он вернулся домой и, не откладывая в долгий ящик, принялся мастерить обещанную дочери модель. Вначале обходился подручными средствами: из липы выпиливал основные детали, планочки делал из сосны, в ход шла и бумага для обертывания цветов…

Получилось, в общем-то, неплохо для первого раза. Страшно гордый собой конструктор-любитель приделал к самолету двигатель и запустил в небо.

Но первый полет был длиной… в 20 секунд. Не успел «лайнер» взмыть в небо, как тут же рухнул на землю и разбился.

И понял Решетов, что управление авиамоделями – сложная наука, которую надо постигать заново. Консультировался со своим первым учителем из кружка моделистов, освежал в памяти нюансы. И вот на четвертом-пятом запуске модель полетела.

Уже в то время вся свободная от работы жизнь Олега была полностью подчинена этому хобби. От подручных материалов он перешел к серьезным приобретениям деталей в крупнейших сетях специализированных магазинов. Через Интернет делал заказы из Китая, Америки. Теперь вместо липы и сосны он использовал новейшие, современные материалы. Например, самое легкое дерево в мире – бальсу, которая весит даже меньше, чем пенопласт. Легчайший пластик, тонюсенькие железные пластины…

Некоторые авиамоделисты, чтобы облегчить себе работу, заказывают целые наборы – чертеж и прилагающиеся к нему детали. Олег же пошел по другому пути – нашему конструктору нравится самому «доходить до сути». Поэтому Решетов отдельно покупает чертеж, а потом его видоизменяет, в общем, делает самолет таким, каким хочет сам.

Его гордость «Фокке Вульф 190» — точная копия немецкого самолета, у которой размах крыльев 1,8 метра, а сама модель насчитывает более 600 деталей.

В нынешней коллекции нашего собеседника – 17 шикарных самолетов. Для них в доме Решетовых отведено специальное место, где они стоят, как на аэродроме, готовые вот-вот взлететь.

— Вначале я занимался этим делом на кухне. Но, сами понимаете, какой хозяйке такое соседство понравится? Я перешел на веранду, но там тоже не совсем удобно развернуться. Вот теперь построил на чердаке собственный кабинет, — смеется Олег. Кроме больших самолетов, он любит в качестве эксперимента собирать и маленькие, так называемые модели моделей — размером всего 50-60 см со встроенными микродвигателями внутреннего сгорания. Они совсем дешевые в изготовлении – лучше пенопласта и плиток для оклейки потолков для их деталей ничего не придумаешь.

Но если пенопласт и правда стОит копейки, то вот двухметровые самолеты обходятся не так уж и дешево. Чертеж, детали, двигатель для такого гиганта моделисту обойдутся где-то в полторы тысячи долларов.

— А вы сами на своих моделях зарабатываете?

— Нет, что вы… Это просто хобби. У нас не принято делать на увлечении деньги. В интернет-сообществе тебя просто никто не поймет, если ты захочешь продавать модели, это ненормально. У нас так: если кому-то что-то надо, дают попользоваться, меняются или же продают, но по себестоимости.

Но просто мастерить модели по чертежам Олегу стало неинтересно. Показывать их некому, да и негде. Практика проведения областных соревнований канула в Лету, выставки на Кировоградщине тоже бывают не чаще, чем раз в год-два. Разве что ребята с улицы с удовольствием бегут за Олегом, когда он выходит запускать свои лайнеры в небо. Да и старым летчикам с маловисковского аэродрома, где проводит полеты Олег, любопытно…

И решил он усовершенствовать свои модели. Перейти из реального мира в виртуальный – находясь на земле, увидеть небо. Для начала «посадил» в самолет обычный мобильный телефон с включенной камерой. Модель полетала-полетала, да и вернулась с записью. Осталось перегнать видео на компьютер — и вот на экране монитора картинка с высоты птичьего полета.

— Но это было чистое дилетантство. Интересно, конечно, но можно ведь сделать еще лучше. Я купил специальную камеру, которую закрепил на модели. Она передает сигнал на специальное устройство, которое соединено со стерео-очками, подключенными к компьютеру или к телевизору.

Эффект потрясающий. Ты стоишь у себя в комнате и видишь перед собой мир. Ощущение нереального полета. Ты сам направляешь самолет куда хочешь, в твоем мире нет воздушных коридоров и диспетчеров. Не выходя из дома, ты можешь отправиться за тридевять земель, взмыть под облака или приблизиться к водной глади озера.

Олег Решетов таким образом «летает» не часто. Он с удовольствием хотел бы показать свой виртуальный мир другим людям, если бы они только заинтересовались. А так конструктор из Малой Виски, увлеченный своими самолетами, находит единомышленников пока только в Интернете. Поэтому, уважаемые читатели, если вы хотите хоть ненадолго, хоть виртуально, но оторваться от земли и ощутить необыкновенное ощущение полета, обращайтесь к нам в редакцию – все координаты Олега Решетова предоставим с удовольствием.

Оторваться от земли: 1 комментарий

  1. Молодец этот Олег ! У меня более скромная мечта — поднять фотоаппарат в небо при помощи воздушного змея и сделать панораму района Жадова — Попова (склеить в фотошопе из нескольких снимков). В интернете я уже видел подобные вещи. Правда, тот парень поднял фотик с помощью аж трёх змеев, идущих друг за другом. Специальное приспособление медленно поворачивает фотоаппарат и через каждые несколько секунд нажимает спусковую кнопку. Согласитесь, это обойдётся дешевле, чем покупка — строительство авиамодели.
    Вряд — ли сейчас люди будут строить своими руками подобные вещи, ведь , например модель вертолёта с электрической тягой можно купить на рынке в отделе детских игрушек за 300 гривень. Конечно, это игрушка, плохо управляемая , без гироскопов 🙂 Ну, для тех кто серьёзьней, можно заказать по интернету модель вертолёта (или самолёта) за 5000 — 15000 гривень. Такую штукенцию уже не назовёшь игрушкой, выполняет фигуры высшего пилотажа, намертво зависает над одной точкой, благодаря встроенным гироскопам.

    Вот, полюбуйтесь , красота !
    http://prokite.ru/kites/kaping-fotosemka-s-vozdushnogo-zmeya/

Добавить комментарий