Послесловие к юбилею: тайны за семью печатями

Отгремели торжественные фанфары, отзвучали заключительные аккорды золотого юбилея Кировоградского музыкального училища. Сказано множество добрых слов, зафиксированы цифры побед, оглашены статистические данные о результатах, достижениях, итогах. Когда улеглись эмоции, пришло время поговорить о феномене КМУ как о необыкновенно притягательном, искреннем и открытом облике учебного заведения, в стенах которого обитает цвет кировоградской музыкальной элиты. И раскрыть тайны, сокрытые за семью печатями памяти, поможет образ Героя нашего времени, в прошлом – воспитанника провинциального училища.

Тайна первая. Притча об Игоре Крутом

На мраморных ступеньках училища (не этого, нынешнего, солидного партособняка в четыре этажа, а старого здания по улице Ленина, 10) сидел паренек и с явным удовольствием растягивал меха старенького баяна. Вступительный экзамен у народников давно закончился, все абитуриенты разбежались по домам. А этот — нет, не хочет уходить, все играет. «Что за настырный такой, никак не угомонится, – на звуки знакомых мелодий из 11-го кабинета вышел небольшого роста человек. – Что, уважаемый, никак не расстаться вам с баяном?» «Да нет, – прозвучало в ответ. – Не приняли». То, что происходило дальше, больше напоминало «киношные» истории. Незнакомец пригласил парня в класс и попросил поиграть по заказу знакомые песни – народные и эстрадные. Тут уж развернулся баянист, выложился по полной: сколько мелодий переиграно на гайворонских танцах по слуху, без нот – не перечесть! Вопрос, прозвучавший после такого своеобразного экзамена, застал парня врасплох: «Вижу, вы – наш кадр. На теоретический отдел пойдете? Только придется заниматься очень упорно». Не моргнув, Игорь ответил:

— Пойду!

— А фамилия ваша?

— Крутой! Игорь Крутой!

— Вот и отлично. Будем делать из вас крутого музыканта!

Вот так будущий обитатель звездного музыкального олимпа СНГ очутился в классе известного украинского композитора Кима Александровича Шутенко. И буквально поселился в знаменитой 11-й аудитории, где пришлось четыре года не просто учиться, а действительно грызть гранит музыкальной науки и догонять своих сокурсников. Здесь он постигал законы гармонии и полифонии, изучал особенности построения музыкальных форм, произведений разных стилей и эпох. И подтвердил пророчески определенный Кимом Александровичем талант импровизатора и композитора. Уже на третьем курсе его авторская вокальная композиция получит призовое место на училищном конкурсе комсомольской песни. А на окончание училища И.Крутой преподнес уважаемому преподавателю достойный подарок – ноты собственного мини-цикла для фортепиано «Две пьесы» с автографом «На память дорогому К.А.Шутенко от непризнанного за пределами 11-го класса композитора И.Я.Крутого». Учитель верил в восходящую звезду своего ученика! Рукопись, бережно хранимую долгие годы, К.А.Шутенко перед уходом на пенсию передал мне, приказав беречь как зеницу ока, и в скором будущем она войдет в экспозицию музея истории КМУ.

Именно в училище раскрылся дар Крутого-педагога, востребованный ныне в проектах «Фабрики звезд». Как и остальные студенты, он проходил педагогическую практику, обучая детей школьного возраста музыкальной грамоте, теории музыки. «Гонял меня нещадно, заставлял играть последовательности во всех тональностях, в разных темпах и ритмах, писать диктанты. Урок длился по нескольку часов, задания постепенно усложнялись, – вспоминает девочка из группы студента-практиканта Крутого, а сейчас кандидат искусствоведения Ирина Сикорская (г. Киев). – Благодаря Игорю Яковлевичу я твердо чувствовала себя на экзаменах, меня нельзя было сразить неведомыми вопросами».

Особенно нелегко приходилось новоиспеченному теоретику на уроках фортепиано. Мальчишке, выросшему в местечковом Гайвороне, пришлось впервые прикоснуться к инструменту, виденному только на картинках. Подружиться с роялем и полюбить его настолько, чтобы спустя годы записать несколько инструментальных альбомов в собственном фортепианном исполнении, Игорю помогла супруга Кима Александровича – Генриэтта Исааковна Рубина. Прекрасный педагог, наследница исполнительской метнеровской школы, Генриэтта Исааковна обладает уникальным даром научить каждого, кто желает постигнуть таинство академической музыки. И не просто играть, а играть музыкально, по-настоящему, переживая каждую ноту всеми фибрами души. Утончённое звуковедение всегда отличало игру ее учеников. Один из лучших – безвременно ушедший Юра Калугин – ученик и коллега по педагогическому цеху, мастер джазовой импровизации. Именно он первый среди студентов блестяще сыграл на государственном экзамене Концерт № 2 С. Рахманинова в сопровождении училищного симфонического оркестра. Слова особой гордости вызывает у Г.И.Рубиной упоминание о ее «девочках» – Алле Корсунской и Наде Павлюкевич-Ерёменко – педагогах-пианистках, воспитавших последующее поколение кировоградских студентов и продолжающих концертировать в Германии и России…

Тайна вторая. Герои не нашего времени

Волею судьбы в 60-70-е годы на кировоградской земле пересеклись жизненные траектории музыкантов, которым суждено было вписать основополагающие фразы в композицию музыкально-общественной жизни города и области. Воспитанники знаменитой Гнесинки (Москва), педагоги со стажем, Г.И.Рубина и К.А.Шутенко переехали в Кировоград из Калуги. Тем самым после многих лет сталинских репрессий семья Шутенко (мать Кима Александровича, композитор Таисия Шутенко, жила в Киеве) воссоединилась на украинской земле. После окончания консерваторий в Кировоград были направлены на работу «харьковчане» Паюхины, «горьковчане» Духовные, «одесситы» Лирники.

Однако у такой «воли судьбы» были свои реальные проводники – Николай Иванович Поляков и Николай Гаврилович Полевой. Особенно – второй. Директор по должности, администратор по призванию и музыкант по сердцу. Именно с его благословения за парты училища попали «дети глубинки» – Игорь Крутой, Лида Забилястая и еще много других, менее знаменитых, но очень усердных и настойчивых. Директор училища приглашал на работу семьи музыкантов, имея в кармане… (неслыханное дело!) ключи от квартиры. Вот так, добавляя к педагогическим часам решение жилищного вопроса, Полевой собрал в Кировограде замечательный коллектив преподавателей. Благодаря стараниям нового директора расширилось помещение, и через пару лет 11-й класс уже стал 20-м. Училище приобрело несколько новых концертных роялей. Появилась возможность использовать наш зал как филиал филармонии.

Тайна третья. Возвращение из небытия

Особый, как сейчас модно говорить «международный статус» училище приобрело в 80-е годы. Уже при Юрии Васильевиче Любовиче. Человек настойчивый и бескомпромиссный, если дело касалось творчества, он стал инициатором многих проектов. Среди них – фестиваль-конкурс «Нейгаузовские музыкальные встречи» и открытие Комнаты-музея польского композитора К.Шимановского. Кировоград превратился в место ежегодного паломничества учеников нейгаузовской школы, и весь мир узнал об украинских корнях Г.Нейгауза и К.Шимановского.

Об Игоре Крутом в эти годы помнили лишь близкие люди. Он исчез, пропал, растворился. Ким Александрович говорил: «Не подавал признаков жизни». По крайней мере, мы, студенты-теоретики 80-х, этого имени не знали. Но именно нашему курсу суждено было «открыть» музыку Крутого для себя, для Учителя, для училища.

Как начинался учебный год у студентов нашего поколения? Известное дело – с колхоза. Месяц-другой на картошке, морковке, свекле в подшефном хозяйстве был переполнен впечатлениями. Вечера отдыха, песни под гитару у костра, в три голоса, с дополнительными импровизациями – дело обыденное. Свои хиты, песни любимых ВИА, нередко подпольных… Вот одним таким шлягером в нашем немногочисленном на мужское присутствие обществе была песня с запоминающимся припевом: «Буду я любить тебя всегда, жизнь свою с тобою разделю…» Ее пел однокурснице Лене балалаечник Саша Ковальчук, и мы почему-то решили, что он и является автором любимой всеми песни.

Представьте мое удивление, когда, отправившись на выходные в Кировоград за сладостями, в центральном магазине я услышала знакомые фразы. «Ну Ковальчук! Ну композитор!» – негодованию не было пределов. На мою просьбу показать звучавшую пластинку продавщица протянула миньон, на котором и были записаны всего-то две песни какого-то композитора Игоря Крутого в исполнении певца Александра Серова.

По приезде Ковальчук был «выведен на чистую воду», хотя он и не очень-то сопротивлялся. А уточнил, что песня «Признание», известная нынешнему поколению в ремиксе группы «Сливки», всего-навсего – шлягер на гайворонской танцплощадке, выученный им ввиду необыкновенного впечатления на девушек.

Только когда об этой истории узнал Ким Александрович Шутенко, он воскликнул: «Вот это Крутой! Это действительно – наш Крутой!» Пластинка переслушивалась бесконечное количество раз, анализировались аккорды, особенности оркестровки, тесситура голоса исполнителя. Это было первое явление музыки Игоря Крутого спустя годы в наш, уже 20-й класс. А второе, заочное знакомство, состоялось на пару лет позже, когда в ходу у следующих курсов появился диск-гигант с нашумевшей «Мадонной».

Тайна четвёртая. Радость победы

За успехами «своих бывших» – бывших воспитанников, коллег – училище следит постоянно. Вот хормейстера Г.Даткова пригласили руководить Полесским народным хором «Ленок», а В.Доронина – хором Одесской оперы. Лидочка Забилястая победила на конкурсе им. П.Чайковского, а потом уехала стажироваться в Италию. Вот В.Залевский сС.Концедаловой стали лауреатами Республиканского конкурса камерных исполнителей. Вот и Игорь Крутой стал лауреатом Премии имени Ленинского комсомола. События, новости, победы…

В 90-е, на кульминации борьбы за новое здание КМУ, чаша весов перевесила на сторону нашего учебного заведения не без помощи Игоря Яковлевича. Воспользовавшись своими связями, И.Крутой помог организовать поддержку всесоюзных СМИ – программы «Время» и Первого канала Всесоюзного радио. Ким Александрович гостил у него в Москве и вернулся, переполненный впечатлениями. Далее, в октябре 1999-го, мы могли «вживую» лицезреть уже известного российского композитора на творческом вечере в новом здании КМУ. Переполненный зал не мешал Игорю Яковлевичу узнавать на галёрке, на балконе бывших сокурсников, земляков. Вот он со сцены машет рукой другу студенческих лет Грише, который сейчас и не Гриша вовсе, а заслуженный артист Украины Григорий Григорьевич Шорсткий. А потом, несмотря на повторяющийся клаксон ожидающего автомобиля, не может наговориться на ступеньках училища с гайворонцем Володей (на сегодняшний день Владимиром Федоровичем) Бурбаном… На этом концерте И.Я.Крутой по просьбе студентов впервые сыграл пьесу, положившую начало его инструментальным композициям. Она еще не имела названия, звучала без аранжировки, в фактуре и тембре концертного рояля. Позднее на основе этой темы был записан популярный видеоклип.

Тайна пятая. Память

Среди теоретиков до сих пор сохраняется негласная договоренность собираться 17 октября, в день рождения Учителя, за праздничным столом в доме Шутенко. И хотя Ким Александрович тяжело болеет, традиция сохраняется. В этот день не замолкает телефон. Звонок из Португалии: это Наташа Новикова-Гарасименко, преподаватель музыкальной академии г.Порту, поздравляет любимого педагога. Вот телеграмма из Америки, от одной из первых учениц – Нади Лапко, учительницы музшколы. Звонки из Польши и России, Германии и украинских городов. Воистину велико музыкальное братство, воспитанное Кимом Александровичем! И хотя расстояние между Игорем Яковлевичем и Кировоградом достаточно далёкое, традицию он чтит. Если не может поздравить сам – звонит Светлана Семёновна, мама.

Тайна шестая. Не оскудеет рука дающего

Крутой не любит говорить о благотворительности. Эта тема для журналистов и широкой публики закрыта, и мне не хотелось бы называть суммы, фамилии, организации, рассказывая, скольким своим землякам протягивали руку помощи Игорь, Алла или Светлана Семёновна Крутые. Хотя о некоторых значимых актах все-таки нужно сказать. В Гайворонской музыкальной школе, например, появился концертный рояль. А в издательстве «Музична Украина» в серии «Творчі портрети українських композиторів» вышла книга Елены Игнатьевой о К.А.Шутенко. Наше родное КМУ получило нынешнее здание в собственное пользование также не без помощи знаменитого воспитанника. Не говоря уже о лично подаренных талантливым детям его семьей музыкальных инструментах. Творить добро – общая черта семьи Крутых.

Тайна седьмая. Психологическая

Творческий путь Игоря Крутого отнюдь не был усеян розами, ему приходилось преодолевать трудности и много работать над собой. Зато теперь он – кумир нынешней музыкальной молодёжи и достойный пример подражания в том, как целенаправленно двигаться к своей мечте. «Обидеть музыканта может каждый, а понять его душу смогут только единицы», – говорит народная мудрость. Музыкальную душу не измерить количеством концертов, громкими фамилиями известных учеников или количеством регалий и орденов. Потому что каждый из нас, людей творческих, –ранимая и трепетная натура.

…На юбилейных днях КМУ Игорь незримо присутствовал благодаря собственной музыке. При подготовке исторического слайд-шоу студенты долго искали именно ту, покорившую кировоградцев композицию, которая звучала осенью 1999-го. С неё начинался день рождения училища, она завершала встречу выпускников. И называлась достаточно символически – «Ты в моем сентябре»…

Послесловие к юбилею: тайны за семью печатями: 4 комментария

  1. Милая Марина!
    Не понимаю на основании каких фактов , написаны некоторые истории! Слишком уж многое придумано. Ну да ладно… Важно не это. Ушел из жизни замечательный преподаватель, талантливый музыкант, очень незаурядный человек и просто, любимый и почитаемый нами, Ким Александрович, научивший нас по другому смотреть на мир и оставивший неизгладимый след в душе каждого, кто с ним соприкоснулся.
    Светлая ему память и низкий поклон.

  2. Ушёл из жизни Ким Александрович Шутенко. Вчера мы получили это печальное сообщение от его дочери.
    Он был замечательным человеком, композитором и педагогом.
    Мы жили в одном дворе и я его хорошо знал.
    Я и моя жена,ученица Генриетты Исаковны, выражаем глубокое соболезнование Лене и Генриэтте Исаковне и желаем в этот трудный час сохранить силы для жизни.
    С.
    А.

  3. Ваш город — замечательный!!! К сожалению, в советские времена рояли были не в каждом районном центре…Что поделать… Зато у Вас была замечательная хоровая капелла в ДК им. Воровского п/к Андрея Васильевича Ковальчука. А позже — был камерный хор, которым руководил Вадим Петрович Зеленюк. Но рояля у вас, увы, не было…

  4. …"Мальчишке, выросшему в местечковом Гайвороне, пришлось впервые прикоснуться к инструменту, виденному только на картинках."….

    Марина, не лажайте Наш Город.

Добавить комментарий