Аргентина и Бразилия: не футболом единым

17 тысяч километров за 15 часов полета преодолели Сергей Калапа, генеральный директор завода «Червона зирка», и Виктор Балицкий, директор по маркетингу дочерней сбытовой компании, на пути в Южную Америку. Они побывали в Аргентине и Бразилии, где познакомились с опытом организации производства на крупнейших предприятиях и посетили масштабную сельскохозяйственную выставку компаний-производителей посевной техники. С одной стороны, это был обычный рабочий визит, ведь в рамках обмена опытом руководители «Червоной зирки» и их южноамериканские коллеги по отрасли встречаются, поддерживают дружеские отношения, ведут открытую политику по отношению друг к другу, а с другой — поездка оставила у гостей неизгладимые впечатления…

Это была первая поездка наших собеседников на южноамериканский континент. Несмотря на плотный график, расписанный буквально по часам, вполне определенное представление об Аргентине и Бразилии у них сложилось. Причем предпочтение оба единогласно отдают последней. «Если их рассматривать с точки зрения азиатского региона, то Аргентина — это Китай, а Бразилия — Япония», — говорит Сергей Калапа.

Без танго

Несмотря на то, что бытует мнение о сходстве Украины и Аргентины, Сергей Георгиевич Калапа считает иначе.

— Единственное, что ее приближает к Украине, — это большая диаспора, которая, к сожалению, сегодня уже не так активно поддерживает наши национальные традиции, все эмигранты предыдущих волн стали настоящими аргентинцами. Аргентина на самом деле абсолютно американо-ориентированная страна. Они по принципу США борются с катаклизмами, которые потрясли аграрный сектор, и делают это успешно.

В частности, при поддержке государства и НИИ аргентинские фермеры внедряют технологию «ноутил» (посев культур фактически без обработки почвы). Одну культуру убрали, тут же на ее место посадили другую, без вспашки и т.д. Это необходимая мера, ведь плодородный слой чернозема в Аргентине очень тонкий, до 10 см, а дальше — «красная земля». И если бы фермеры по старинке «переворачивали» почву, то столкнулись бы с ветровыми эрозиями, а плодородный слой становился бы все меньше и меньше.

— Внедрение технологии «ноутил» дало положительный результат, и за последние 15 лет Аргентина вышла на очень приличный уровень в области растениеводства и животноводства, — констатируют наши собеседники.

Поразили Сергея Калапу размеры самой сельскохозяйственной выставки. Ни в Украине, ни в России отраслевых форумов такого масштаба он до сих пор не видел.

— Нас предупреждали, что в этом году там делать нечего, так как выставка на сей раз вполовину меньше обычной.

Наши собеседники думали, что потратят от силы пару часов на «экскурсию», но пробыли там… два дня, и то за это время все стенды не обошли.

— Кроме масштабов, нас еще поразила стоимость участия сельхозпроизводителя в этой выставке: цена 1 квадратного метра там составляет 1 доллар, а в Украине… 40 евро.

Кризис, естественно, не обошел и Аргентину стороной, как и любое другое государство, привязанное к доллару. Но так, как он коснулся Украины, по-моему, не коснулся больше никого. Если по результатам 2009 года у нас производство сократилось в 5 раз, у них — всего в 2. И вообще, чем в первую очередь визуально характеризуется страна? Наличием инфраструктуры, теми же дорогами. А дороги у них шикарные, — говорит Сергей Георгиевич. По крайней мере, в провинции Санта-Фе, где побывали наши собеседники, ехать по автомагистралям — одно удовольствие. Даже без ограничения скорости. Но это и большой минус, так как никакой дисциплины на дорогах в Аргентине просто нет.

— Правила не работают, а работают какие-то понятия. Сначала проезжает автобус, потом такси, потом — кто смелее и кто наглее.

Автомобили в Аргентине — не роскошь, а на самом деле средство передвижения, хотя бы потому, что железнодорожный транспорт в стране развит слабо. Только машины, самолеты и вертолеты. При этом никаких «крутых» «Мерседесов» и иже с ними. Распространены экономные микро- и малолитражки от «Дженерал моторс», «Фиаты», «Форды». Для передвижения между городами ничего лучше таких небольших автомобильчиков и не придумаешь.

Фермеры же любят удобные пикапы «Тойота-Хеликс» аргентинского производства. Для работы — то, что надо! По словам Калапы и Балицкого, среднестатистический аргентинский фермер отнюдь не выглядит зажиточным латифундистом.

— Да они всю жизнь положили на то, чтобы кормить людей. Два года подряд в Аргентине засуха — какие уж тут доходы, — отмечают наши собеседники.

По большей части, местное фермерское хозяйство — это семейный бизнес, когда на работу по мере необходимости привлекаются люди со стороны. Что удивительно, в этой стране нет сел и деревень.

— Есть твоя земля, ты поставил там домик и живешь себе. Вокруг этого домика построил ферму, развел хозяйство.

— И магазинчик?

— Да нет, сел на машину или автобус и поехал в город. Туда же детей в школу или садик отвез…

А вот с обучением там есть проблемы. Даже среднее образование не является в государстве обязательным, качество знаний, получаемых в школе, посредственное, к тому же дети учат только какое-то одно направление. Для многих получить аттестат — это даже не цель посещения школы. Если говорить об Украине, то у нас прослойка «ниже среднего» еще хочет дать детям образование, чтобы они получили шанс жить получше, а в Аргентине такого не наблюдается. Дети, как только находят возможность заработать, сразу же хватаются за нее, — делится впечатлениями Сергей Калапа.

А еще наших собеседников просто поразили аргентинские трущобы, растиражированные телесериалами 90-х.

— Особенно показательно выглядят эти районы в Буэнос-Айресе, в городках областного значения их вроде бы и нет. А в столице, где ярко выражена черта между классом богатых и классом нищих, — это вообще помойка. Перекошенные домики-курятники, один на другом, а тут же и третий, который гнездится сверху или сбоку вверх по склону. Если есть маленький дворик — вообще хорошо. Жители трущоб не платят ни за воду, которая есть, ни за свет, хотя электричество себе провели. В этих кварталах бурлит глубокая внутренняя жизнь, и вообще непонятно, велась там когда-нибудь перепись населения или нет. Они там рождаются, живут, умирают, и никому дела до этого нет. Везде грязь, машины старые разбитые и ржавые стоят, еще 30-х годов выпуска. Рядом канал с мутной водой — и они туда сбрасывают весь мусор, который месяцами плавает под носом… — вспоминает шокированный увиденным Виктор Балицкий.

Но хватит о негативе. Как можно говорить о трущобах, когда с тысяч мангалов буквально пышет жаром сочное румяное мясо. Уж очень любят аргентинцы всяческие барбекю. Национальная еда — это разнообразный шашлык, приготовленный на гигантских жаровнях. Закусывают пряное мясо там овощными салатами. А запивают — вкусным вином. Но и традиционный чай-мате пьют повсеместно, обычная картинка — в самую жару местные жители ходят с термосами, периодически попивая этот ароматный напиток.

— Аргентина считается страной сахарных диабетиков, поэтому везде подают несоленую пищу и на столах обязательно стоит как просто сахар, так и сахарозаменитель, — вспоминает Виктор Иванович Балицкий. — И меню любого кафе или ресторана пестрит блюдами для этой категории людей.

Наши собеседники отмечают, что по ландшафту Аргентина все-таки от нашей страны не слишком отличается. Единственное — между полями нет лесопосадок. А так есть акация (правда, без колючек) и другие знакомые нам деревья. Изредка встречаются пальмы, и если на них не обращать внимания, то создается впечатление, что едешь летом из Киева в Кировоград.

Правда, климат давит. Например, в городе Росарио при температуре +300С дышать просто невозможно, находиться на улице невероятно тяжело. Виной всему — сильная влажность, в отличие от Бразилии, где температура воздуха хоть и повыше будет, зато сухо.

Внешне аргентинцы тоже ничем не отличаются от нас, единственное, что подметили мужчины, — «красивых женщин там почти нет». Наши собеседники говорят, что жители столицы поголовно увлекаются физкультурой. Как только темнеет, все выходят из домов на вечернюю пробежку.

— Такое впечатление, что по набережной Буэнос-Айреса бегает весь город — от молодежи до стариков.

— И что, в кафе не сидят? Пиво на улицах подростки не пьют?

— Нет, только бегают. Разве что влюбленные парочки где-то под деревьями целуются.

Но свою страсть в знаменитом танго выражать не спешат. На самом деле — это один из мифов об Аргентине. На этом танце построена разве что экскурсионная программа для туристов, да и то — в Буэнос-Айресе, а в провинции танго никто, собственно, и не танцует.

Архитектура в аргентинских городах, прямо скажем, оставляет желать лучшего. Дом на доме, в полезных целях используется каждый квадратный сантиметр площади. На крышах — мини-бассейны, садики небольшие, каждый ютится, как может.

О характерных чертах менталитета аргентинцев сказать сложно. Дело в том, что там столько национальностей намешано, и у каждого свои особенности… Но в производственных вопросах — они открыты, дружелюбны.

«Порядок и прогресс»

… А вот бразильские предприниматели, наоборот, гостей предупредили: «Извините, но фотографировать у нас нельзя». И провели только на выставочную площадку, не дальше.

Девиз страны, которого все придерживаются, написан на национальном флаге и переводится как «Порядок и прогресс». Здесь действительно все борются за чистоту, улицы аккуратненькие, игрушечные, по утрам каждый моет свой участок дороги и тротуара прямо из шлангов.

— На заводах тоже идеальный порядок. Если нарисована тропинка на плане-схеме, то люди ходят именно по этой тропинке. Если обозначен квадратик, что там фикус стоит, то он именно там и стоит. Доска с инструментами на картинке полностью совпадает с реальной — даже в порядке расположения отверток, — улыбается Виктор Балицкий.

Да и бразильские трущобы не сравнить с аргентинскими.

— Жителей местных трущоб нельзя назвать очень бедными. Как правило, это люди работающие, просто для себя они временно выбрали такое место проживания, пока доходы не увеличатся. В бразильских хибарках есть и спутниковые антенны, и плазменные телевизоры…

Уровень жизни в Бразилии не самый высокий. В качестве примера приведем цены на недвижимость.

— У нашего переводчика мама живет в двухкомнатной квартире в Москве. Так он прикинул — если ее продать, то он на берегу океана целые апартаменты бы купил, — так, навскидку, мы подсчитали, что в среднем цены на жилье в Бразилии такие же, как и в областных центрах Украины.

В подтверждение бразильского девиза говорят и правила дорожного движения. Здесь они четко соблюдаются, и хоть ни один полицейский нашим собеседникам на глаза не попался, местные водители знают, что везде стоят камеры видеонаблюдения — и в случае чего придется платить штрафы.

— Больше всего нас поразило, что бразильцы ездят на этаноле, который в два раза дешевле, чем бензин. Так они себя защитили от всяческих кризисов, связанных с нефтедолларами. И если у нас на заправках стоит пропеллер, который показывает, что бензин течет, то у них — спиртометр, с плавающим индикатором-поплавком.

Если в Аргентине курят все и везде: в офисе, в машинах, на улицах, то в Бразилии в этом плане все настолько жестко, что Виктор Балицкий за неделю чуть не бросил эту пагубную привычку.

— На украинских сигаретах пишут только набившие оскомину предостерегающие слоганы, а у них на пачках прямо изображены эмбрионы уродов-зародышей, фотографии печени, предракового состояния легких, — такая вот государственная программа, направленная на здоровый образ жизни.

Здесь все играют в футбол. Все свободные кусочки земли, «где не посажен сахарный тростник», переделаны под футбольные поля. Что в городах, что вдоль пыльной дороги… Даже на Копакабане — самом большом и знаменитом в Южной Америке пляже — везде стоят футбольные ворота, и по вечерам народ с удовольствием играет в мяч. А сам легендарный пляж слегка разочаровал.

— Понятно, что много хорошего песка. Но сам пляж не обустроен, нет никакой инфраструктуры. Метров за 500 можно найти туалет, а так все приходят со своими полотенцами и загорают. А сразу за линией песка — восьмиполосная дорога, шум, движение. Рядом — гостиницы-высотки и никаких раздевалок, кафешек, развлекательных заведений, как мы привыкли.

Если вернуться к сахарному тростнику — его в Бразилии море. Интересно, что, посадив растение один раз, они целых 4 года собирают с него урожай.

— Тростниковый сахар отличается от привычного нам?

— По вкусу — нет, абсолютно. По виду — белый порошок.

Плантации сахарного тростника чередуются с громадными апельсиновыми садами. Правда, апельсины у них — зеленые. Очень сладкие, но, на первый взгляд, абсолютно несозревшие…

Бразильские мегаполисы просто поражают своими масштабами. Один только Сан-Пауло с 24-миллионным населением — «это те, кого переписать смогли» — чего стоит!

— Лучше туда не попадать. Ощущение гигантского муравейника. Во-первых, огромная проблема — это мотоциклисты. Мы стоим в пробке, а они шныряют между машинами. И кто бы что ни говорил о Франции, здесь мотоциклов на порядок больше.

Наши собеседники в Бразилии знакомились с организацией производств в крупнейших компаниях «Тату» и «Балдан», и обратили внимание, что она здесь в корне отличается от аргентинской.

— В кризис бразильские компании быстро нашли оптимальный вариант работы по модели американского менеджмента. Мы-то только года два назад у себя на предприятии начали внедрять принцип «Тойоты» — «бережливое производство» и «сокращение издержек», а там они уже давно к этому пришли, и это дает им неоспоримые преимущества, — говорит Сергей Калапа. Поэтому можно констатировать, что путь развития, избранный «Червоной зиркой», единственно правильный, который приводит к хорошим результатам.

Интересна одна традиция. В Бразилии вышеупомянутые и «Тату», и «Балдан» основаны, как и наша «Червона зирка», в свое время одной семьей. Потом заводы много раз перепродавались, но представители первой династии до сих пор здесь в почете. Даже есть такая должность «дедушка» — самый старый представитель семьи-основателя.

— Этот дедушка ходит по предприятию, где хочет, с палочкой. Если ему не понравилось, как работник что-то делает, стукнул его этой палочкой или пальцем погрозил — и пошел дальше. Чем он занимается, непонятно. Вот мы, например, сидим на совещании, он может заглянуть в кабинет директора, о чем-то спросить. Нас догнал, подарил сувениры, — рассказывает Сергей Калапа.

А еще он говорит, что бразильцы очень благодарны политике нынешнего президента, который принимает программы, направленные на укрепление среднего класса. За 7-8 лет его правления эта прослойка в стране выросла в 2-3 раза, благодаря чему экономика стала развиваться динамичнее.

Культа одежды, как и в Европе, здесь нет. По внешнему виду определить благосостояние человека практически невозможно: что у бедняка, что у богача шорты, шлепанцы, панама. Мобильные телефоны у них вообще какие-то допотопные — средство связи, не более того…

— А знаменитый бразильский кофе?

— Он не очень вкусный, не крепкий и даже не душистый. Сами бразильцы признают, что они «первые по мясу», а по кофе уступают Колумбии, — говорит Балицкий.

А Сергей Калапа надеется на хорошее:

— Нам, чтобы прийти к бразильскому порядку, не так-то много и надо: построить дороги, не сорить и убирать. Все остальное в Украине есть.

Добавить комментарий