Живая легенда кировоградской ГАИ

Приехав погостить в Кировоград из Германии, Леонид Яковлевич Гольденберг не мог не прийти в управление Госавтоинспекции. Именно этой структуре он посвятил 32 года своей жизни. Встречали ученики и те, кто никогда не видел Гольденберга, но много слышал о нем. Многие говорили: «Вы — наша живая легенда».

Леонид Гольденберг был в гостях и у редакции «УЦ».

— Леонид Яковлевич, почему Госавтоинспекция?

— Я пришел в ГАИ 1 марта 1958 года. Как я туда попал? В 57-м году вышли «Правила движения по улицам и дорогам Украинской ССР». Это были первые правила, которые регламентировали порядок движения в Украине, до этого были типовые правила движения, например, по Москве, по Ленинграду. На основе этих правил создавались местные. Таким образом в Кировограде были одни правила дорожного движения, в Черкассах — другие и так далее.

Я демобилизовался из армии, где служил в автошколе Закавказского военного округа, был преподавателем, инструктором по вождению. По возвращении домой устроился работать в учкомбинат. В это время вышли новые правила дорожного движения, и мне предложили проводить обучение в автомобильных хозяйствах. Я так и делал: собирались группы по 30 человек, и я им преподавал.

Однажды на одно из занятий пришел начальник ГАИ Слипченко и попросил разрешения присутствовать на занятиях. Я был совсем юный, 22 года мне было. Разрешил, и он просидел целый урок. Потом он спросил разрешения, можно ли привести фотографа. Конечно, я не мог возражать. На следующий день на моем занятии была настоящая фотосессия, по результатам которой сделали альбом «Изучение правил дорожного движения в Кировограде» и отправили его в Киев. Я, признаться, и не видел, как он выглядит. Через некоторое время начальник пригласил меня к себе и предложил работать в ГАИ. Я дал согласие, заполнил анкеты и через три месяца вышел на работу.

Да, когда Слипченко меня приглашал, я поинтересовался, кем буду работать. Он сказал: «Все начинают работу с линии». Так я оказался на линии.

— Недолго поработали «в полях»?

— Около года. Потом меня забрали в аппарат. Работал я 14 лет в экзаменационной комиссии, возглавлял ее длительный период. Руководил пропагандой. В последнее время, перед пенсией, работал начальником дорожного надзора области. Вот так кратко о моем трудовом пути в ГАИ.

— Принципы работы тогда и сейчас отличаются? И вообще, как менялась ГАИ с течением времени?

— Когда я пришел в инспекцию, аппарат был небольшой: начальник областной ГАИ, заместитель и отделение РУД (регулирование уличного движения). Городской автоинспекции не было. Тогда в Кировограде было всего четыре светофора: на пересечении Карла Маркса с нынешней Преображенской. Там был кинотеатр «Сивашец», и во время дневных и вечерних сеансов, когда был большой поток людей, необходимо было регулировать движение. Второй светофор висел на пересечении Карла Маркса и Ленина. Третий – Карла Маркса и Шевченко. Четвертый – Орджоникидзе и Медведева. Все светофоры регулировались вручную. Сержант отделения РУД находился в будке и с помощью пульта, в зависимости от потока транспорта, включал зеленый сигнал.

Кировоград тогда был маленький, и транспорта не так много было. Но порядок на дорогах должен был быть. Отделение РУД состояло из десяти человек. Но с 1 января 59 года оно было ликвидировано, и были набраны 11 человек офицерского состава.

— Чем занимались тогда сотрудники ГАИ?

— Основное – это контроль за техническим состоянием транспортных средств. Начинали свою работу с того, что рано утром приезжали в автомобильное хозяйство, которое было закреплено за работником ГАИ. Перед выходом транспортных средств на линию проверяли их техническое состояние. Такой своеобразный ежедневный техосмотр. Вечером приходили в другое автомобильное хозяйство и тоже проверяли. Автомобили тогда были в основном старых моделей, многие трофейные, запасных частей было мало. Вот мы и следили за состоянием, за расходом топлива, и водителей проверяли на степень опьянения. И только в начале 60-х годов были ликвидированы мелкие автохозяйства и созданы крупные. Это способствовало улучшению технического состояния транспорта.

Второе, чем мы занимались, это осуществлением контроля на линии. Смотрели за движением транспорта, за состоянием водителей. Мне недавно один чиновник сказал: «Что вы тогда делали? Тогда же транспорта практически не было». Но и нас же было мало. Один автоинспектор мог обслуживать несколько районов области. И передвигался он из колхоза в колхоз на лошадях. Вот такие условия работы.

Нам постоянно напоминали, что мы работаем за счет налогов, взятых у народа, поэтому должны служить народу.

— Правда, что раньше основной упор был на профилактику, а сейчас – на наказание за нарушение?

— Профилактике дорожно-транспортных происшествий уделялось в те годы очень большое внимание. Мы выступали на предприятиях, в организациях, в училищах и школах. Велся учет, кто сколько провел бесед. Это кроме выездов на ДТП. Когда я работал в «пропаганде», в Парке Ленина был построен автогородок. Мне удалось заразить этой идеей начальника облоно. Сделали, разработали график посещения городка учащимися. Кроме того, нам удалось договориться с администрацией парка о проведении занятий на базе шахматного клуба в зимний период и в непогоду. Знаете, что интересно? Мне нынешний начальник областного управления ГАИ Олег Тарасенко сказал, что он, будучи ребенком, ходил на занятия в этот автогородок. Вот так детские занятия определили дальнейшую судьбу.

Я рассчитывал так. Сегодня ребенок, завтра он сядет на велосипед, потом — на мотоцикл, затем пересядет на автомобиль. Даже пешеход — это участник дорожного движения, и полученные знания пригодятся на протяжении всей жизни. Мы проводили конкурсы, были организованы отряды юных инспекторов дорожного движения. Лучшие отдыхали в «Молодой гвардии» в Одессе.

И кинолекции мы проводили: сначала рассказываем, например, о проезде нерегулируемого перекрестка, а затем показываем фильм на эту тему. Работа кипела…

Да, мы были инициаторами в Украине и разработали справку для велосипедистов. Принимали экзамены после курсов велосипедистов и выдавали документ, разрешающий ездить на велосипеде в общем потоке транспорта.

— Почему сегодня предназначение ГАИ заключается совсем в другом?

— Если говорить откровенно, раньше водители не были такими наглыми, как сейчас. Они не могли откупиться. Они знали, что если нарушают правила дорожного движения, то будут наказаны. А сейчас его останавливают, он показывает какой-то «важный» документ или кому-то сразу же звонит. Он пренебрежительно относится к тому, кто следит за порядком на дороге. Не знаю, как сейчас занимаются профилактикой, но глубоко убежден, что это существенно, и это должно быть.

— Вы теперь живете в Германии. Как там с профилактикой?

— Я всегда считал, что правильное поведение на улице должно быть нормой жизни каждого человека. Иначе невозможно. Каждый должен знать, как себя вести. Я в Германии живу напротив школы и каждое утро наблюдаю такую картину: пока дети идут на занятия, возле школы стоит полицейский. Это несмотря на то, что возле учебного заведения стоят знаки, ограничивающие скорость движения транспорта. После начала занятий полицейский уходит. В Германии отношение к пешеходам и велосипедистам, если можно так сказать, очень трепетное. Пешеход только намеревается перейти дорогу, как все машины замирают.

Вот еще. Ребенок только научился ходить, ему покупают велосипед без педалей. Он отталкивается от тротуара ногами и учится ездить. Трудно найти в Германии человека, который не умеет управлять велосипедом. А для того, чтобы им управлять, нужно знать правила дорожного движения.

Наблюдал такую картину: полицейский берет группу детей, человек 12-15, все они надевают светоотражающие жилеты, садятся на велосипеды и едут. Один полицейский едет впереди группы, второй — сзади. Так они ездят по городу и учат правила дорожного движения. То есть соблюдение правил дорожного движения – это норма жизни. А в период массовой автомобилизации это просто жизненно необходимо.

Я не знаю статистики, сколько жизней нам удалось сохранить благодаря активной профилактической работе, сколько человек сберегли здоровье, но уверен, что их было немало.

— Вы многих людей учили соблюдать правила дорожного движения. Значит, сами знаете их лучше других. А приходилось нарушать?

— Не буду убеждать или разубеждать, а лучше приведу такой пример. Однажды я ехал в командировку в Александрию на автомобиле с соответствующими опознавательными знаками. В Знаменке остановился на посту ГАИ, поговорил с инспекторами. Через какое-то время был с проверкой в таксомоторном парке. Подходит ко мне водитель такси и говорит: «Леонид Яковлевич, я когда-то ехал за вами до Знаменки и думал: сколько раз вы нарушите правила дорожного движения? Ни разу!»

Я больше скажу. Когда я, будучи сотрудником Госавтоинспекции, ехал на служебном автомобиле и видел сотрудника ГАИ на дороге, это меня дисциплинировало. Такой у меня был характер. Пусть оперативная машина, известный номер, но я должен быть примером. Это, правда, когда не выполняешь оперативное задание. В экстренных ситуациях, конечно, не до соблюдения правил. Но это «пренебрежение» правилами регламентируется соответствующими документами.

— Вы будете встречаться с личным составом кировоградской ГАИ. Что вы скажете молодым коллегам?

— Я им расскажу, как мы раньше работали, о людях. Мы ведь не считались со временем и личной жизнью. Конечно, были нарушения, все же живые люди. Увольняли даже за незначительные провинности. В основном были честные и принципиальные работники. Я пришел в автоинспекцию в то время, когда там работали люди, прошедшие войну. Сам начальник ГАИ Иван Григорьевич Слипченко прошел войну, его заместитель Борис Иосифович Огарев – участник войны, много инспекторов из районов… Это были люди большого авторитета, большой государственной ответственности, большой совести. Они были готовы в любое время прийти водителю на помощь и в то же время были строги к тем, кто не выполнял требования.

Думаю, у нас получится хороший, доверительный разговор. Я сейчас прохожу по родному городу и вижу результаты своей работы. Например, перекресток Орджоникидзе и Медведева. Здесь была узкая проезжая часть, и я предложил ее расширить. Полтавская – тоже моя инициатива. У нас были хорошие отношения с градоначальником Кимом Михайловичем Черевко, и мы друг друга понимали. Он, правда, обвинял меня в гигантомании, когда я предложил на Полтавской сделать три полосы вместо рассматриваемых двух. Но ничего, сделали. Проспект Правды переделали. Раньше посередине был газон. Ливневую канализацию тогда стали прокладывать. Ну и самой большой своей заслугой я считаю то, что мне удалось добиться строительства Набережной. Тогда весь транспорт двигался по Гоголя. Но там же тесно. Банный переулок со временем стал большой Набережной улицей.

Много было сделано, много планировалось. Сегодня мне не стыдно смотреть в глаза людям…

Живая легенда кировоградской ГАИ: 6 комментариев

  1. Уважаемая редакция!

    В Сан — Франциско проживает дальний родственник Леонида Яковлевича Гольденберга. Если у Вас есть его координаты (адрес, телефон), то не могли бы Вы сообщить об этом Иванову Геннадию на сайт одноклассники (Gennadiy Ivanov, 62 года, Сан — Франциско) или на e-mail gena_46@mail.ru ?
    Большое спасибо.

    С уважением,
    Геннадий.

  2. Верно сказано Кировоградцем — "Два человека — две разных эпохи, два образа жизни…" Но таковы реалии действительности. Во времена работы Гольденберга от Крылова в милиции остались лишь одни б воспоминания. Продается все…

  3. Уважаемый Прохожий,ваши предположения небезосновательны…Господин Гольденберг выехал заграницу не нищим.Далеко не нищим..Парвда,будучи грамотным человеком вывез эти оччень немалые ценности абсолютно беспошлинно…Сколько их всего -немогу точно назвать…Но четыре-это мне доподлинно известно…
    1) Абсолютно чистую фамилиюГольденберг по-русски: "золотая гора"…Перемножьте цену одного грамма чистого золота на эту грмадину…..
    2)Патологическую порядочность.
    3)Житейскую мудрость
    4)Жизненный опыт,полученый им по наследству…
    С таким "запасами " нигде не пропадешь…
    А сам переезд обошелся ему всего около 170 евро/такова цена билета в один конец./
    Как сами понимаете-вещи дорогие,но тут никому ненужные…

  4. Да, бывают у нас порядочные руководители. Особенно в ГАИ и особенно в экзаменационной комиссии. Кстати до сих пор они остались в МРЭУ. Не верите пойдите сами и сдайте экзамен. Или просто пройдите тех. осмотр. Дорогая Елена Никитина сделайте и о них репортаж. Ведь после убийства Валерия Олейника и снятия Моцного нам нужен позитив про милицию. Нет я ничего ни имею против Л.Я.Гольденберга. Возможно он и порядочный ГАИшник. Но поступил типично для высоких руководителей. На пенсию переехать в столицу, а если круто работал то можно и за границу перебраться. Как говорят строили, мы строили… Мне безлошадному об этом и не снилось. С ув. ко всем. И с ожиданием новых статей про суровые будни кировоградского ГАИ.

  5. Что сказать? Я тоже когда-то встречался с Леонидом Яковлевичем. Он очень порядочный человек и настоящий МИЛИЦИОНЕР,а не то, что эти теперешние менты!
    Спасибо ему за все!!!

  6. Прекрасно на фоне скандала с нынешним начальником кировоградсколго ГАИ Крыловым! Два человека — две разных эпохи, два образа жизни…

Добавить комментарий