15 лет, которые потрясли рынок

Пятнадцать лет назад в Кировограде появилась торговая организация штатом 5 человек — одна из многих, на тот момент занимавшаяся реализацией и распределением запасных частей и комплектующих к различным машинам. Ее офис располагался в небольшом помещении практически во дворе 3-й городской больницы. Тогда, в 1994 году, никто из работников фирмы даже в самых смелых прогнозах не мог себе представить, что через каких-то полтора десятка лет скромная торговая организация вырастет до уровня мощнейшей машиностроительной корпорации, управляющей заводами, на которых работает свыше семи тысяч человек… Название той организации — «Гидрокомплект» (сегодня ЗАО «Гидросила ГРУП»).

На днях коллектив организации — в прошлом году переименованной
в ЗАО «Гидросила ГРУП» — отпраздновал свой пятнадцатилетний юбилей…

ЭТО БЫЛО, БЫЛО, БЫЛО…

Нынешний директор «Гидросилы ГРУП» Юрий Титов — один из числа «ветеранов» «Гидрокомплекта», работающих в компании с момента ее основания.

— В то время, когда Павел Штутман предложил мне перейти в коммерческую структуру, чтобы заниматься торговлей гидравликой, я работал в конструкторском бюро «Гидросилы», — вспоминает Юрий Александрович. — Где-то полгода обдумывал предложение, и в конце концов согласился. Поскольку организация занималась реализацией комплектующих и гидроузлов, Павел Леонидович придумал соответствующее название — «Гидрокомплект».

— Честно говоря, в первые годы существования «Гидрокомплекта» мы даже не предполагали, каким образом сложится судьба нашего детища, — рассказывает глава наблюдательного совета «Гидросилы ГРУП» Павел Штутман. — Такого развития событий, как получилось на практике, даже в мыслях не было. Тогда время было необычное: гиперинфляция, никто практически ничего не знал о подходах рыночной экономики, поэтому очень сложно было строить какие-то долгосрочные планы. Наши действия на рынке гидравлики были в какой-то мере интуитивными, базировались на нашей неутомимой энергии, моральных качествах, образовании. И чем агрессивнее становилась внешняя среда, тем больше было у нас энергии преодолевать все новые и новые трудности…

— В начале 90-х годов прошлого века на просторах бывшего Союза не действовали цивилизованные финансово-денежные отношения, как правило, предприятия друг с другом рассчитывались по бартерным схемам, — продолжает Юрий Титов. — Первая коммерческая сделка фактически закончилась провалом. Договорились с леспромхозом из Башкирии обменять партию шестеренных насосов на пять вагонов ДСП. Когда сделка уже почти состоялась, оказалось, что в Украине запустили завод по производству ДСП, и цена на этот материал резко упала. Еле выкрутились тогда… Довольно часто меняли гидравлику на сахар. Приезжал из колхоза «КамАЗ» с мешками сахара, и мы все — директор, коммерческий директор — надевали халаты и шли разгружать машину. Потом обратно — загружали мешки в машину покупателя партии сахара…

Время было сложное. Был период, когда цены на продукцию пересматривали три раза в день. Тогда налоговая не очень наседала на технарей, но приходилось сталкиваться с рэкетирами, нередко продукцию воровали со стоянок, складов. Все это мы пережили. Когда приходил новый менеджер, он должен был пройти тест «проверка Москвой». Новичку нужно было договориться о сделке, оформить ее, выдержать дорогу, пройти таможню. Прошел проверку — влился в команду…

Сначала мы занимались реализацией продукции кировоградской «Гидросилы», производителей гидравлики из Винницы, Мелитополя, Хмельницкого. За короткий промежуток времени нам удалось создать широкую базу клиентов в различных регионах СНГ. Причем мы не просто создавали клиентскую базу, а искали новые методы работы с потребителями, «нарабатывали» философию работы с клиентами. Мы предлагали бартер, консультации, разрабатывали сопроводительную документацию, брошюры с применяемостью и т.д. Буквально через год аграрии — основные наши клиенты — попросили нас расширить номенклатуру продукции. Им удобнее было покупать в одной организации не только насосы, а сразу все необходимое гидравлическое оборудование…

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ К ПРОИЗВОДСТВУ

Ключевым переломным моментом в истории «Гидрокомплекта» стали события второй половины 1990-х годов, когда организация выкупила на аукционе большой пакет акций кировоградских машиностроительных предприятий «Гидросила» и «Красная звезда» (со временем при реструктуризации сельскохозяйственное направление выделилось в отдельную структуру под названием «Эльворти ГРУП»). Это событие стало началом перехода от только лишь реализации оборудования к его производству…

— Многие из сотрудников «Гидрокомплекта» являлись инженерами-машиностроителями, имели опыт работы на заводе «Гидросила», — вспоминает Павел Штутман. — Поэтому, как только появилась возможность сместить направление деятельности в область, которая нам была особенно интересна (производство продукции), мы сразу же ею воспользовались. Для укрепления позиций на рынке посчитали, что необходимо покупать акции предприятий. Мы тогда были смелыми, целеустремленными молодыми людьми, нас не испугали текущие проблемы заводов в виде невыплат зарплаты работникам, задолженностей перед бюджетом, отсутствия рынков сбыта продукции. Тогда же группа топ-менеджеров разработала стратегию развития организации: создание собственной машиностроительной корпорации. Потому что наиболее эффективные бизнес-структуры в мире — именно крупные корпорации, ими производится основная часть продукции мирового рынка.

На примере «Гидросилы ГРУП» — преемника «Гидрокомплекта» — особенно отчетливо видно, что нам удалось создать сильную корпорацию по разработке и производству полного комплекса гидравлического оборудования, как это делается в ведущих мировых компаниях! В структуру корпорации входят пять заводов, два из которых расположены в Кировограде, два — в Мелитополе, одно — в Белгороде (Российская Федерация). На этих заводах изготавливается достаточно широкая гамма гидравлических узлов и изделий, которыми комплектуются различные виды машин: трактора, комбайны, дорожная и строительная техника.

Наша компания стала производственной и уже занималась не только распределением продукции, но и организацией процесса производства гидравлического оборудования.

— На сегодня функции управляющей компании состоят в разработке стратегических и тактических планов развития группы предприятий, — говорит директор «Гидросилы ГРУП» Юрий Титов. — Это общая стратегия деятельности, объединяющая направления каждого завода в отдельности. Также мы решаем вопросы модернизации производства, внедрения новых технологий, инновационной и инвестиционной работы.

БЛИЗКО К СОВЕРШЕНСТВУ

— Похвастаться совершенством структуры компании мы пока не можем, нам всегда есть над чем работать, — скромничает Павел Штутман. — Тем не менее, если оценивать позиции нашей компании, то лучшим показателем нашей эффективности станет занимаемая «Гидросилой ГРУП» доля рынка гидравлического оборудования. Цифры говорят сами за себя. По ряду позиций номенклатуры гидравлики мы сегодня удерживаем около 70% рынка СНГ. Примерно 88% нашей продукции идет на экспорт, из них 30% — на экспорт в дальнее зарубежье.

В свое время, сделав ставку на деловые взаимоотношения с компаниями из стран Юго-Восточной Азии, мы обеспечили диверсификацию рынков сбыта продукции. Эти шаги позволяют чувствовать себя более-менее стабильно в условиях нынешнего кризиса, потому что сегодня состояние рынка гидравлического оборудования Китая очень сильно отличается (в положительную сторону) от рынков восточноевропейских государств.

Мировой финансово-экономический кризис бросил компании новый вызов. На его фоне особо остро развернется конкурентная борьба предприятий. Основа конкурентоспособности простая: качественный продукт, современные технологии, минимальные издержки, квалифицированный персонал. Наша компания такую основу имеет. Предприятия «Гидросилы ГРУП» уже достаточно эффективны в области изготовляемой продукции, в направлении уменьшения издержек, в области обслуживания клиентов. В то же время финансовый кризис послужит стимулом для дальнейшего самосовершенствования корпорации.

Наши задачи на ближайшее время — продолжать совершенствовать вопросы расширения номенклатуры гидравлики по всем позициям, внедрения современных технологий, сокращения издержек производства. Только таким образом мы добьемся успеха, продвигаясь к первой позиции среди производителей гидравлического оборудования.

Вспоминает Гарий Васильевич Бугреев, легендарный директор завода «Гидросила» в период с 1983 по 1999 год.

— Организация «Гидрокомплект» открыла новый этап в развитии нашего предприятия. В середине-конце 1990-х годов завод работал, но нельзя сказать, что работал успешно. Мы оказались совершенно не готовыми торговать в новых условиях рыночной экономики. Произвести продукцию умели, а реализовать — нет. Порой проще было найти покупателей за границей (в первую очередь благодаря прежним торгово-экономическим связям), чем в Украине. А «Гидрокомплект» научил «Гидросилу» очень важному моменту работы — как правильно торговать произведенной продукцией.

Многие работники «Гидрокомплекта», в том числе основатели фирмы Павел Штутман и Юрий Титов — это ведь выходцы с «Гидросилы». Так вот, что характерно, когда они пришли на завод в качестве руководства, они не стали затевать революцию в отношении персонала, сохранили основные кадры предприятия и, что самое важное, задали новое направление: постоянно обучаться, повышать свою квалификацию. С первых же дней «Гидрокомплект» заставил многих сотрудников завода учиться, тогда как до этого один из недостатков предприятия заключался в том, что мы уделяли очень мало внимания службе маркетинга и изучению рынка. Мы ударились в технологию, в создание конструкции гидравлического оборудования, а вот теоретическую подготовку специалистов оставили без внимания. К чести Штутмана и Титова, они потратили массу сил и энергии на то, чтобы заставить работников завода учиться без отрыва от производства, организовывали лекции на заводе, приглашали специалистов из вузов, сумели убедить руководство предприятия получить второе высшее образование. Мы вот не смогли организовать обучение на заводе, а они взялись за решение этого вопроса с научными подходами…

И ведь «Гидрокомплект» не ограничился только лишь управлением «Гидросилой». Они создали ряд других предприятий, построили на руинах «Пишмаша» завод по изготовлению рукавов высокого давления, организовали производство гидравлического оборудования в Мелитополе и Белгороде. Это подтверждает серьезность намерений руководителей «Гидрокомплекта». Они всегда думали о будущем, о развитии предприятия. И работали не так, как часто происходило в 90-е при выкупе заводов, когда многие новые владельцы в погоне за сиюминутным кушем гробили целые производства.

У этих людей был выбор, что взять: рыбу или удочку. Так вот, они выбрали более сложный путь — удочку. Они твердо, уверенно повели завод вперед, и результат их деятельности налицо. Первого апреля исполнилось ровно десять лет, как «Гидрокомплект» взял на себя управление заводом. Я нисколько не жалею, что это произошло. Ведь новому руководству удалось не только сохранить «Гидросилу», но и развить предприятие, вывести его на новый, более высокий уровень…

Василий Моцный, глава Кировоградской облгосадминистрации:

— Успех этого предприятия во многом обусловлен тем, что у него мощные корни, ведь создавали «Гидрокомплект» исключительно выходцы с завода «Гидросила». Школа Бугреева и Желтобрюха давала и дает региону сильных руководителей, успешных менеджеров, предприимчивых бизнесменов. «Гидрокомплект», а затем «Гидросила ГРУП» — это прекрасный пример того, что люди не растерялись в новых условиях, а создали настоящую площадку для реализации инженерной мысли. Я желаю предприятию-юбиляру прежде всего сохранить преемственность и традиции «Гидросилы», открыто смотреть в лицо кризису и успешно преодолеть все трудности, с ним связанные.

Городской голова Мелитополя Дмитрий Сычев:

— Мелитополь — город машиностроителей. Многие годы символами индустриального потенциала нашего региона были несколько крупных предприятий, в числе которых отдельно выделялся завод тракторных гидроагрегатов. Ныне — это ОАО «Гидросила МЗТГ». Значительного роста объемов производства предприятие достигло после вхождения в августе 2006 года в холдинг «Гидрокомплект». Предприятие «Гидросила МЗТГ» является одним из главных наполнителей местного и государственного бюджетов, его коллектив участвует во всех социально-экономических программах города. И городская власть благодарна им за это. Мы стараемся помогать промышленным предприятиям в таких вопросах, как своевременное и полное возмещение налога на добавочную стоимость из государственного бюджета Украины, введение льгот по арендной плате за землю. Ни одно из обращений руководителей заводов не остается нерассмотренным местной властью. В 2008 году «Гидросила МЗТГ» закончила работы по перестройке заводского общежития в многоквартирный дом. Все семьи работников, проживавшие в нем, среди которых большинство — молодежь, бесплатно получили жилье. А сегодня это — поистине бесценный подарок.

У «агрегатчиков» славное прошлое и, надеюсь, не менее перспективное будущее. На сегодняшний день ОАО «Гидросила МЗТГ» — одно из предприятий города, которое не провело тотального сокращения работников, несмотря на сложную финансовую ситуацию. Предпринятые руководством завода меры по снижению влияния кризисных явлений позволили избежать задолженности по выплате заработной платы. Предприятие своевременно перечисляет налоги в местный и государственный бюджеты, в Пенсионный фонд и фонды социального страхования. И это хороший показатель работы «Гидросилы МЗТГ», ведь ряд других предприятий Мелитополя накопили огромные долги по зарплате. Поэтому я верю, что у завода есть хорошие перспективы.

Добавить комментарий