«Господь никогда своих не оставляет»

«Як тревога, так до Бога» — всем знакомо это выражение. Мы вспоминаем о высших силах зачастую тогда, когда страшно, больно, тяжело, когда, кроме Всевышнего, никто не поможет, когда хочется переложить свои тяготы на кого-то другого, более сильного. И просим помощи, и разочаровываемся, что вот так — сразу же — легче не стало. Закрутившись в привычной суете, разрываясь между домом, работой, хозяйством, детьми, зарабатыванием и экономией денег, как часто мы вспоминаем о душе, как часто заходим в храм просто так, чтобы постоять, проникнуться благодатью и поблагодарить Господа за то, что живы, что нет войны, голода, смерти? О жизни, вере, надежде и помощи мы говорили с отцом Евгением, протоиереем Спасо-Преображенского собора. Не в праздник, а потому что об этом говорить надо.

— На прошлой неделе скончался Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй. Каким был его вклад в возрождение православия?

— Безусловно, за те 18 лет, что он был патриархом, подъем Русской православной церкви, духовный подъем России связаны с его именем, он олицетворял собой единоначалие, единство. Патриарх Алексий был духовным авторитетом среди верующих, его улыбка, его взгляд, речь, идеи производили огромное впечатление на людей, он был человеком добрым, мудрым. Прихожане, которые с ним близко сталкивались, сами об этом рассказывали. Сейчас мы начинаем узнавать о нем (хотя об этом почему-то не говорят украинские средства массовой информации), что он на свои средства покупал дорогостоящую аппаратуру в несколько больниц.

Его смерть стала неожиданностью для всех, хотя многие знали, что он болеет, да и возраст… На Святой Горе Афон монахи говорят о человеке, когда кто-то ставит под сомнения его духовные достижения, что надо посмотреть, как он будет умирать. Алексий Второй на празднике отслужил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя, где сейчас с ним и прощались все православные, причастился, поздравил людей с праздником, с постом. И уже на следующее утро, 5 декабря, отошел к Господу. Это свидетельствует о христианской кончине. Для священника, для епископа самое благодатное — умереть после службы.

— Отец Евгений, сейчас в стране кризис. Люди теряют опору, надежду, им плохо, тяжело. Что бы вы могли посоветовать нашим читателям?

— Мы должны помнить о глобализации, понимать планы «золотого миллиарда», которые отводят нашей стране, нашему народу далеко не самую лучшую роль. Человечество постоянно сталкивается с потрясениями, но в Евангелии Господь говорит: «Не бойся, малое стадо». Господь никогда своих не оставляет. Просто стабильность, которая была несколько лет, людей несколько убаюкала, успокоила. Плюс еще то, что мудрость и вера, которые всегда были присущи нашему народу, немножечко пошатнулись. Люди в погоне за золотым тельцом — я имею в виду и кредиты — не думали о завтрашнем дне. Часть из них сейчас попала в тяжелую ситуацию. Хочется сказать тем, кто работал всю жизнь, кто не так много имеет и попал под сокращение, кто не видит защиты ни в ком: не отчаивайтесь, не впадайте в крайности. Вспомните своих родителей, дедушек, бабушек, которые пережили в ХХ веке тяжелые времена. И я их переживал. Голода, нищеты не было, но не было и достатка.

Если ты христианин, то молись и проси Бога о хлебе насущном. Господь минимум, но даст. Многие наши прихожане вспоминают случаи, что в какие-то день-два у них не было ни копейки, чтобы доехать до церкви. Люди молились, и контролер в троллейбусе проходил мимо них. Это реальная история. И в моей жизни такое было. Или вот другой пример. Когда у нас был всеукраинский крестный ход, на него пришла женщина, которая занимается торговлей. Свой прилавок она оставила на знакомых. За тот час, что она пробыла у святынь, продалось вещей больше, чем за весь день. Вот такие чудеса! Надо понимать, что Господь нам их посылает, чтобы мы укрепились в вере. А еще надо молиться за своих близких. В Ветхом Завете говорится, что мы должны творить чудеса милосердия, подавать милостыню, делиться даже тем малым, что у тебя есть, и тогда Бог пошлет чудо.

— О милостыне. Есть расхожая фраза «Подавать надо у церкви». Вы можете утверждать, что все просящие у Преображенского собора действительно нуждаются в милостыне?

— Обо всех говорить не могу, но есть профессиональные нищие. Все мы прекрасно знаем, что кто-то ищет таких людей, привозит их, садит на паперть, содержит, при этом забирая львиную долю того, что им дали. Из тех бабушек, которые действительно ходили в церковь и молились, я знал одну-две. Одна сейчас умерла. Остальные похожи на профессионалов или же получают свою пенсию, но выбрали себе такой стиль жизни.

Если ты хочешь оказать милостыню, лучше найди страждущего человека в своем окружении, это может быть сосед, знакомые, которым не на что купить что-то очень важное, то же лекарство. О десятине сейчас строго не говорится в православном мире, но десятина остается десятиной, которую человек должен отдавать на добрые дела.

В этом контексте я хочу обратиться к начальникам — смотрите на своих подчиненных. Сейчас многим людям не выплачивают заплату, и они приходят к нам как к священникам, чтобы мы посодействовали, помолились, даже поговорили с руководством. Там мужу надо делать операцию, там дети болеют… Хочется, чтобы те начальники, которые прочитают этот материал, задумались об этом. Есть грехи, которые вопиют к небу. К ним относится и то, когда работник честно отработал, а ты ему за это не заплатил. Особенно если это длится несколько месяцев. Хоть что-то, но надо дать. Внимательно посмотрите на окружающих людей, дайте задания подчиненным выяснить, а вдруг кому-то из коллектива жить действительно не на что. Да, я все понимаю, кризис… Но в любом случае начальствующий, если он мудро управлял, не влез в большие долги, не окажется в таком бедственном положении, как его подчиненные, которые честно ему служили.

Что касается дел милосердия, то у нас уже много лет продолжается акция «Рождественские ангелы». Она заключается в помощи детям из интернатов, детских домов Кировоградщины. Смысл ее — «дети помогают детям», надо научить своих детей творить добро.

Приносить вещи, продукты, деньги можно по адресу: Гоголя, 44 («Православна Просiта»). Или зайти в магазин «Канцтовары» (Шевченко, 25), выбрать по фотографии понравившегося ребенка, купить ему мягкую игрушку и передать ее через сотрудников магазина. Сейчас трудно поверить, но раньше люди делились горбушкой. Господь все учитывает.

Здесь же хочется сказать о том вопросе, который волнует многих кировоградцев, интеллигенцию в первую очередь, — о возвращении нашему областному центру имени Святой Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. И то, что выборы перенеслись, может быть, и к лучшему, потому что люди сейчас озлоблены, настроены враждебно, разуверились во всем. Но, как бы там ни было, мы должны понимать, что возвращение старого имени городу даст Божье благословение, помощь его жителям. Но делаться это должно не механически, указанием свыше, ведь не у всех членов горсовета были христианские побуждения, а волею народа. Мы так подкрепим свою веру. Есть выражение апостола Иакова «Вера без дел мертва». А дела — это труд, молитва, прощение…

— Многие, особенно в 90 годы, поддаваясь веянию моды, надевали массивные золотые кресты, заходили в церковь, молились там, оставляли деньги на пожертвования, уходили и продолжали жить далеко не безгрешной жизнью. А некоторые искренне верят, но не находят возможности по каким-то причинам часто бывать в храмах. Так какая вера сильнее?

— Бог может жить только в душе чистой, которая искренне верит, любит, исполняет заповеди. Такой человек рано или поздно услышит зов в храм, где Бог более всего присутствует своей благодатью, поучаствует в таинствах. Прихожане не должны смущаться, если видят здесь разных людей, таких, о которых вы говорили. Потому что церковь — для всех. Бог любит всех. Но самое страшное — это лицемерие, вера напоказ, фарисейство. Господь долго может прощать, он терпелив. Но это терпение не безгранично. И тогда человек отдаст все, до последнего, поэтому надо об этом задуматься заранее. Можно получить прощение, если после этого не грешить. Исповедаться, изменить свое сознание, покаяться. Если нет плодов покаяния — добрых дел, то оно останется на словах.

А еще нельзя вести торг с Богом. «Боже, дай мне здоровья, денег… А я взамен не буду грешить». Ты — мне, я — тебе. Я тебе принес в жертву свечку, а ты мне помоги, чтобы у меня все хорошо продалось. Такая молитва не христианская, а языческая. Каждое свое прошение надо хорошенько обдумать. Бог прислушивается к нашим просьбам, когда в них мы не желаем зла другому человеку и остаемся любящими, верными — друг другу, церкви, Родине. И когда мы приходим в храм, то должны поблагодарить Бога за все — и за трудности, и за испытания, и за болезни. Мы должны осознавать, что святые не есть подателями благ, податель — Бог.

Поэтому хочу пожелать читателям «Украины-Центр» понимать, что этот мир все-таки создан гармоничным, и надо стараться видеть хорошее, разглядеть в каждом человеке образ Божий. Знать, что мы одновременно живем не только жизнью земной, но и в вечности. Счастья, добра, веры!

«Господь никогда своих не оставляет»: 22 комментария

  1. Абушаку
    Да вы угадали, моя вера, как и вера Льва Толстого не совсем православная.
    А насчёт благословения церковью воинов — то это тяжкий грех. Сами подумайте — давно известно, что лучший способ защиты — нападение. Это одна из причин, почему на земле не прекращаются войны. Церковь благословляет не только оборонительные сражения, но и захватнические войны. С вашей логикой, абушаК, войны будут вечно.
    Не забывайте о том, что поделил землю на страны не Бог, а люди. Страны, таможни, ракетные войска близ границ стран — это человеческий каприз, а не Божий. Так что вы глубоко заблуждаетесь, называя праведной православную церковь.

  2. Интересно, а во что верит oleg? Судя по нападкам на Церковь Христову и ее священослужителей — не имеем ли мы дело с адептом одной из псевдо-христианских сект? Олег, думаю, не стоит гнобить то, к чему вы, судя по всему, не имеете ни малейшего отношения! Скажу больше — блудник подозревает во всех блуд, грешник — видит только грех (чтобы оправдать свои деяния… типа, видите я же нормальный — все так делают…), а ПРАВЕДНИК замечает только хорошие дела… Кто вы, Олег? И кем бы вы были, если бы Церковь не благославляла воинов идти на смерть за жизнь своих родных, за веру, за Отечество?

  3. Филологу
    Вы меня немного запутали. Да, статью о монахе в прошлом номере УЦ написала не Анна Кузнецова, а Никитина. Ну и что из этого ? Моё мышление было настроено на эту статью, и вы меня запутали 🙂

  4. oleg, я бы не поручился с полной уверенностью за вашу адекватность…

  5. Алекс — молодец !
    Единственный раз вы так умно написали, что мне аж понравилось !
    Вы, я вижу, смелый человек, назвали современных украинцев неофитами (новичками в вере). Смотрите, Алекс, смелость смелостью, а осторожность — тоже неплохое качество…

  6. Думаю,интересна тема-церковь и верующий в постсоветское время.Полагаю,украинская православная церковь остается государственной.Верующие в массе своей-неофиты.Религия воспринимается как ритуальное ,фольклорное действо.Спрос на богословскую литературу на Украине небольшой.Очевидно безразличие к факту неканонического образования УПЦ Киевского патриархата.И как бы там ни было,есть потребность в светской мировоззренческой концепциии,адекватной времени.Когда не видишь отражения этих вопросов в диалоге СМИ и духовенства,хочется вмешаться.

  7. Анне
    Православная церковь опозорила себя. Напр., такая деталь — она, эта церковь называет Исуса богом, хотя в Библии написано, что он — такое же творение, как и ангелы. Православная церковь благословляет воинов. Хотя в Библии ясно написано христианам "отделитесь от мира". В общем, я бы мог позорить эту церковь и дальше, но кто я такой — я почти никто. А вот Толстой — великий писатель, и эффект намного больше. Потому я и хочу, чтобы пресса напоминала новым поколениям читателей о конфликте праведного писателя и лицемерной церкви.

  8. 2 oleg:
    вы писали: "Мне очень любопытно, как вы определили, что статью о монахе написала не Анна Кузнецова. У вас что , есть знакомые в УЦ ? Или может вы провели частотно — буквенный анализ текстов ?"
    ———————————————————————
    тупим… каждая статья подписана, но если Вам так удобнее — можете делать "частотно-буквенный анализ"…

  9. oleg, трудов об отношениях Льва Николаича с церковью написано великое множество. Сходите, что ли, в поисковик, просветитесь. Или вы предполагали, что вы первый, кто обратил внимание на эту пикантную деталь в мировоззрении Толстого? 🙂

    Блаженны нищие духом…

  10. Анне
    Сами подумайте : великая церковь (православная) и великий писатель. И между ними такой конфликт.
    Ну ничего себе не актуальная тема ! А что же тогда актуально ?!

  11. >>Я то понимаю, но мне хочеться, чтобы это заинтересовало Анну Кузнецову (она ж ещё молодая, не всё знает) , может напишет статью на эту тему, если разрешат и если хватит смелости

    oleg, вы уж меня извините за прямолинейность, но судя по вашим комментариям — не с вашими-то аналитическими способностями чему-то учить мою тезку. Ее статьи поглубже ваших выспренных комментов будут. Понимаете, да? Да и предложенная вами тема не оригинальна. Но вы не расстраивайтесь 🙂

  12. олегу — Толстому надо было податься или в атеизм или в протестанство — там каждый себе священник, пастор, а местами и бог. И все верят. И не дай бог верят не так как он — глотку перегрызут.

  13. Филологу
    Вы не забывайте, я житель Украины, и владею русским в сто раз лучше, чем русские владеют украинским. Да, вы правы, кладут, а не ложат.
    Мне очень любопытно, как вы определили, что статью о монахе написала не Анна Кузнецова. У вас что , есть знакомые в УЦ ? Или может вы провели частотно — буквенный анализ текстов ? Между прочим, я когда — то интересовался этим вопросом. В Интернете есть компьютерные программы для подобных анализов. Интересно, с какой вероятностью они позволяют определить автора текста ? 50% или может 99% ?
    Так как этот коммент не совсем по теме, здесь мне не отвечайте, просьба написать на мой почт.ящик.

  14. Олегу:
    Во-первых, руку КЛАДУТ.
    Алексу:
    Во-вторых, статью о монахе писала не Анна Кузнецова.

  15. Простите, опечатка. Предложение следует читать так:
    "А что, Путин во время иннагурации не ложил руку на Библию ?"

  16. Алекс, вы написали, что пасечник позиционирует себя глыбоко вируючею людыною.
    А что, Путин не во время иннагурации не ложил руку на Библию. По — моему ложил. Большинство президентов ложат руку на Библию, а не только Ющенко.

  17. Тема вера и последовали,вера и клир была поставлена мной в комментарии к статье Анны Кузнецовой о монахе.Рад,что она получила новый импульс.

  18. Фильм Лунгина "Остров" лучшая "картинка" к дискуссии о пропасти меж верой и религией.
    Спасибо автору за инфо об акции "Рождественский ангел".

  19. Виталию
    Я то понимаю, но мне хочеться, чтобы это заинтересовало Анну Кузнецову (она ж ещё молодая, не всё знает) , может напишет статью на эту тему, если разрешат и если хватит смелости 🙂

  20. Oleg, Л.Толстой был верующим человеком, но он как мыслящий человек пришел к логическому выводу, что между учением Исуса и современным православием существует большая пропасть, привнесенная существенным искажением религии в последующем людьми(церковной иерархией). Эти его мысли, естественно, не нравилось церковному руководству и сейчас и тогда. Понимаете?

  21. Верно подмечено-украинские СМИ мало рассказывали об Алексии Втором.А вот в газете 24 журналист Швец пытался доказать его связь с КГБ.Почему так случилось?Ведь религиозность введена даже в ранг государственных целей.Пасечник,простите за выражение, позиционирует себя глыбоко вируючею людыною.А тут-молчок.Да и премьер тоже.

  22. Верующий верующему — рознь. Может немного не в тему, скажу следующее : Лев Толстой был не только великим писателем, но и верующим человеком. Но что интересно, тогдашняя православная церковь (мне думаеться, что и сегодняшние православные священники не поменяли своего мнения) считала его врагом. А почему так ? Великий писатель — и на тебе — враг !
    Значит, или Толстой был не прав, или, может православная вера не такая уж и православная.
    Интересная тема для следующей статьи, не правда ли ?

Добавить комментарий