Катится, катится голубой вагон…

Николай Федосеевич Шевченко на прошлой неделе отмечал свое 60-летие. Символично, что его юбилей совпал с юбилеем предприятия, на котором инженер проработал всю свою жизнь. 40 лет назад, молодым и красивым парнем он пришел в троллейбусное хозяйство, которое только начинало свою историю, собственными руками строил весь комплекс, тянул контактные сети (по-простому, провода), руководил установкой опор (столбов). Сейчас коллеги называют его «сердцем» и «символом» коллектива.

«Дорогие пассажиры! Сейчас вы отправляетесь на экскурсию по первому троллейбусному маршруту, который был проложен в Кировограде 40 лет тому назад. Мы расскажем вам об истории кировоградского электротранспорта и покажем, чем живет троллейбусное хозяйство сейчас. Счастливого пути!» — так неформально началось выездное заседание пресс-клуба, посвященное 40-летию со дня создания кировоградского троллейбусного парка. Журналисты прокатились по городу в новеньком троллейбусе, посмотрели на работу депо «Елисаветградской транспортной компании», пообщались с ее ветеранами. Благодаря этой необычной экскурсии у читателей «УЦ» есть шанс ненадолго отправиться в «троллейбусное» прошлое, побродить по дню сегодняшнему и заглянуть в «машину времени», чтобы узнать, что ждет наших пассажиров завтра.

А помнишь, как все начиналось?

— Когда в ноябре 1967 года мы пустили первые троллейбусы, они были другими. Корпуса деревянные, два выхода, сиденья жесткие… Усилителей рулей не было, разворачивали троллейбусы вручную. Конечной остановкой был тогда поворот к новому автовокзалу. Водителями были в основном молодые девушки. И представьте, как сложно приходилось девчатам — надо же было самим эту махину поворачивать, — вспоминает Николай Федосеевич.

С этим связана одна история, ставшая в «Елисаветградской транспортной компании» притчей. Девушка-водитель не справилась с «рогами» и при повороте врезалась в один из ближайших домов, в буквальном смысле снесла там крышу. Но вместо наказания и порицания получила благодарность от всех троллейбусников и даже новую квартиру — конечную остановку из-за этого случая было решено перенести на Лесопарковую и продлить маршрут.

— Оставалась неделя до нового, 1968 года. Секретарь горкома сказал — 1 января троллейбусы должны ходить к 4 больнице. Срочно тянули кабеля, мороки было… Но к Новому году все-таки успели! — с гордостью рассказывает Шевченко.

Троллейбусный парк может похвастаться целыми династиями своих сотрудников. Екатерина Васильевна Белоус начинала свою деятельность уборщицей в салонах. Потом была младшим кондуктором, спустя 30 лет «доросла» до начальника службы движения. Ее муж, дети трудятся там же. Она продолжила ту, необычную историю:

— Та девушка, которая крышу дома снесла, является одной из наших старейшин. Со своим будущим супругом она познакомилась тут же. Он устроился на работу слесарем, начали встречаться, поженились. С жильем тогда было сложно, молодая женщина жила в общежитии с тремя подружками. После свадьбы к ним переехал и новоиспеченный муж. Так и прожили они впятером 4 года на нескольких квадратных метрах…

И сейчас в «ЕТК» работает много молодых супружеских пар. Этот «семейный бизнес» идет только на пользу предприятию — коллектив сплоченный, люди делают общее дело, все вместе и отдыхают.

А первый водитель первого троллейбуса, Иван Николаевич Михеев, вообще жил в помещении депо. В то время вокруг нынешнего админкорпуса простирались колхозные поля, так он и кормился — то картошкой поживится, то кукурузу «одолжит». А на первом прототипе современного троллейбуса, эдаком тракторе с рогами, арбузы возил…

Корифеи троллейбусного дела рассказывают, что в середине 70-х начался просто бум на троллейбусные перевозки. Люди старшего поколения наверняка помнят давки и столпотворения на остановках. Тогда было сложно проконтролировать обилечивание, и троллейбусный парк нес значительные убытки. С безбилетниками боролись в духе советского времени. Напротив бывшего кинотеатра «Комсомолец» был установлен стенд, на котором красовались фотографии пойманных «зайцев». Если руководство считало, что этого позора недостаточно, писали докладные по месту работы…

«Сегодня» лучше, чем «вчера»

Некогда успешное троллейбусное хозяйство после перестройки начало постепенно приходить в упадок. Город был не в состоянии удерживать на балансе комплекс. В 2004 году было принято решение передать троллейбусный парк в аренду «Елисаветградской транспортной компании», которая вывела его из затяжного кризиса. В прошлом году компания была признана победителем национального бизнес-рейтинга и получила звание «Лидер отрасли». Сегодняшний троллейбусный парк — прибыльная компания, которая обеспечивает транспортными услугами большинство пассажиров льготных категорий.

— Мы еще и благотворительностью занимаемся, — рассказывает генеральный директор транспортной компании Геннадий Осетров. — Наши проездные билеты на месяц стоят 15 грн., они включают около 120 поездок. Путем несложных арифметических подсчетов видно, что стоимость одного проезда обходится в 3 копейки. Для школьников проездной стоит вообще 4 грн., для студентов -7. Только кировоградская молодежь почему-то троллейбусами не пользуется…

Когда «ЕТК» брала в аренду предприятие, к ним на баланс поступило 56 машин. Более 30 из них к тому времени уже пришли в абсолютную негодность.

— Вы видите голый ржавый остов, — показывает правая рука Осетрова, директор «ЕТК» Олег Плохов на останки одного из кузовов. — Такого металлолома у нас много. Что с ним делать? Его даже сдать нельзя — копейки выручим, а за хранение-то платим столько же, сколько и за нормальные троллейбусы. Мы много раз предлагали городской власти — давайте их продадим. Люди уже неоднократно к нам обращались: за 5 тысяч они готовы забрать эту развалюху, чтобы поставить на даче, как фургон. Нам не разрешили.

— Что, для городского бюджета, в который деньги от продажи этого железа поступят, окажутся лишними 100 тысяч гривен? Они же не мне в карман пойдут! — возмущается Осетров.

Ежедневно на маршрут уходит 25 троллейбусов. Но, казалось бы, мирная работа водителей иногда сопровождается из ряда вон выходящими эксцессами. Несколько дней назад на остановке в районе типографии мальчишки начали бросать камни в окна троллейбуса. С интервалом в 5 минут 2 машины пришли в негодность. Слава Богу, все хотя бы обошлось без травм.

— Не укладываются в голове мотивы этого хулиганства, — возмущаются руководители «ЕТК». — Вот к юбилею мы на всех остановках установили новые cити-лайты, на которых указан график движения троллейбусов. Люди и их бить умудряются! Ладно пацаны, так ведь и городская власть наплевательски к нашим проблемам относится. Я вам приведу пару примеров. На наших кабелях в районе Колхозного рынка стоят палатки. Если с кабелями что-то случится, мы не сможем их отремонтировать. Суд выиграли. Рынок как стоял, так и стоит. Дальше. Магазин «Визит» по ул. Энергетиков. Решение суда у нас на руках — магазин, естественно, никто сносить не собирается. Горисполком молчит. И совсем вопиющая ситуация на рынке «Босфор» — из крыш торговых помещений, как деревья, торчат наши опоры. Нормально? Если, не дай Бог, что-то произойдет — я не ручаюсь за безопасность покупателей, которые в это время на рынке будут находиться…

Постоянной головной болью сотрудников троллейбусного парка являются опоры. Уже давно истек срок эксплуатации, и они находятся в аварийном состоянии. А чтобы установить новые, нужны большие средства. Субвенции из госбюджета явно не хватает- 80% уходит в фонд заработной платы. И увеличивать ее, несмотря на то, что эта дотация даже не перекрывает убытки, связанные с перевозкой льготников, никто пока не собирается…

Прекрасное далеко

Согласно государственной Программе развития электротранспорта до 2015 года, «ЕТК» планирует полностью обновить свой парк. Для этого из госбюджета ежегодно выделяются 1,5 миллиона гривен. Но софинансировать проект должен город.

— Наша власть на это почему-то не идет, — удивляется Осетров. — Но ведь весь троллейбусный комплекс принадлежит именно городу. Да и арендная плата в таком случае возрастет. Опять-таки, что, бюджету лишние деньги помешают? Мы уже предлагали — давайте «ЕТК» вложит свои деньги для закупки новых машин. Опять получили резкий отказ… Но все равно со следующего года будем как-то лоббировать этот вопрос.

В ближайших планах транспортной компании — проложить линию по ул. Яновского. Там уже стояли опоры, но при комплексной проверке оказалось, что они установлены очень некачественно. На этом кто-то в свое время «отмыл», видимо, неплохие деньги…

— Будущее Украины — за электротранспортом, — уверен Геннадий Осетров. — Единственное, что есть в нашей стране в избытке — это электроэнергия. Постепенно все мегаполисы увеличивают экологически безопасное троллейбусное и трамвайное сообщение. В том же Киеве, Харькове в троллейбусах ездить не только дешево, но и комфортно. Рано или поздно и кировоградская молодежь это поймет.

Добавить комментарий