Педагогическая экономика

Мы продолжаем освещать тему конфликта, уже несколько месяцев длящегося в “освiтянських” кругах Александрии. На сей раз позицию и соображения местных властей в сложившейся ситуации в разговоре с журналистом “УЦ” изложил мэр города Степан Цапюк.

— Степан Кириллович, что послужило причиной решения горсовета ликвидировать сразу несколько учебных заведений города?

— Прежде всего, значительное сокращение количества учащихся городских школ: за последние четыре года их число уменьшилось на 4 тысячи, штаты же преподавателей остались прежними, поскольку мы, не желая терять квалифицированные кадры, не сокращали имеющийся педагогический персонал.

Кроме того, за этот период в сфере образования города произошли существенные качественные изменения. Так, школа №20 получила статус коллегиума, школа №17 стала учебно-воспитательным комплексом, в школе №9 введено углубленное изучение иностранных языков, школа №11 преобразована в лицей информационных технологий. Как оказалось, образование здесь стало не только более качественным, но и более затратным: возникла необходимость в приобретении новой техники, оборудовании современных учебных лабораторий. Вдобавок, скажем, в одном районе города в радиусе буквально одного километра у нас расположены сразу три (!) школы, в том числе и та самая 5-я.

— Почему “приговор” был подписан именно этой, русскоязычной школе?

— Во-первых, здесь нет ни одного профильного класса, ни одного победите-ля област-ных предметных олим-пиад, в нынешнем учебном году в школу не набраны ни первые, ни десятые классы. Во-вторых, коллектив здесь занимается исключительно политикой — вместо эффективной организации учебного процесса.

— Так, значит, политический подтекст закрытия школы все же имеется, о чем неоднократно заявляли лидеры действующего здесь “альтернативного” педпрофсоюза?

— За последние четыре года я сменил здесь трех директоров, каждый из которых почему-то не устраивал учительский коллектив. В марте нынешнего года я встретился с педагогами школы и заявил: “Либо занимайтесь политикой, либо учите детей, работайте над имиджем школы”.

— Что вы подразумеваете под “занятием политикой”? Чем мэра не устраивает политическая ориентация педколлектива школы №5?

— Здесь на политической почве сложилась совершенно нерабочая атмосфера: склоки, брожения, переходы из партии в партию — то в НДП, то в “Батькiвщину”, теперь этот Свободный профсоюз… Я пообещал, что если ситуация не изменится, то школа будет присоединена к коллегиуму. Но все осталось по-прежнему.

— Однако депутаты решили не присоединять, а просто закрыть…

— Да, за это проголосовал весь городской депкорпус. Это позволит значительно сэкономить средства на содержание других, более продуктивных школ города. К тому же в последнее время школа была некомплектной, поэтому разместить ее учащихся в других, близлежащих школах, не составило труда.

— Какова дальнейшая судьба этого учебного заведения?

— Сегодня в Александрии много внешкольных учреждений — секций, кружков, — которые ютятся в подвалах. В связи с этим обстоятельством мы намерены, собрав необходимую проектно-сметную документацию, провести здесь капитальный ремонт и переоборудовать бывшее школьное здание в Детско-юношеский центр.

— А что будет с детсадом “Барвинок”, который также “приговорен”?

— На баланс города переданы бывшие детсады ГХК “Александрияуголь” и НПО “Этал”. Они оказались более приспособленными к санитарно-гигиеническим требованиям содержания детей, это современные, просторные и светлые постройки. В отличие от того же “Барвинка” — одноэтажного старого здания. Поэтому детские сады города тоже подверглись уплотнению…

— А в чем, по-вашему, “провинилась” женская гимназия?

— Это учебное заведение находится на балансе области, а значит, и финансирование ее деятельности, предполагается из областного бюджета. Если областной совет решит передать ее нам, то у нас на этот счет есть несколько вариантов. Один из них — разместить здесь на основе местного педучилища филиал Национального педуниверситета имени Драгоманова (об этом я уже говорил с ректором НПУ), а воспитанниц перевести в другую городскую гимназию — смешанного типа и, при необходимости, открыть здесь женские классы.

Вот такая педагогическая экономика по-александрийски. Однако, как и в любом другом случае, законы рынка не должны отодвигать на второй план социальный аспект — на этом твердо стояла и будет стоять наша газета. Ведь если люди сегодня не уверены в завтрашнем дне, в собственной способности прокормить семью, выучить ребенка, то ни о какой стабильности — ни материальной, ни психологической — ни в семьях, ни в коллективах говорить не приходится. Пример тому — акция протеста александрийских педагогов, объявивших голодовку в знак протеста против решения горисполкома, пеший поход их коллег в Киев, встречи “протестантов” со “своим” министром и нардепами.

А значит, на наш взгляд, поиски спасительного компромисса — в первую очередь на уровне городских и областных властей — нужно продолжить…

Добавить комментарий