Эта коммунальная, коммунальная страна…

В ситуации, которая сложилась на сегодняшний день в отечественной коммунальной системе в связи с повсеместным повышением тарифов, первые лица страны активно принялись искать крайних. Так, вдруг неожиданно для себя в один из самых важных государственных инструментов превратилась Госинспекция по контролю за ценами — если раньше она всего лишь проверяла, из чего состоит и как формируется та или иная цена, то сейчас эта структура оказалась в ответе за всё. Во всяком случае, такие выводы напрашиваются по результатам двухдневной коллегии этого ведомства, состоявшейся в Киеве в конце минувшего месяца. В работе коллегии принимал участие и начальник Госинспекции по контролю за ценами в Кировоградской области Игорь Фурманов. С ним встретился журналист «УЦ».

— Игорь Александрович, в настоящий момент инспекция по контролю за ценами оказалась в центре всеобщего внимания. Почему, по словам премьер-министра Януковича, именно она теперь должна определять, соответствует действительности тот или иной тариф или нет. Так ли это на самом деле?

— В принципе оно так и есть… Но не совсем. Просто к некоторым выступлениям руководителей нужно относиться как к выступлениям политиков. Мы же работаем вне политики, занимаемся только экономическими категориями — в рамках законодательства определяем и контролируем себестоимость того или иного товара, в том числе и тарифов. Коллегия, которая проходила в Киеве 27 и 28 февраля, как раз и была в основном посвящена ценам на жилищно-коммунальные услуги. В ней приняли участие министр экономики Владимир Макуха, руководитель группы советников Нацбанка Украины Валерий Литвицкий, замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Григорий Семчук и ряд начальников департаментов из Минэкономики.

Главный вопрос был посвящен рассмотрению и механизмам применения Постановления Кабмина № 297, которое было подписано в конце первого дня работы коллегии. Речь идет о внесении изменений в некоторые прежние постановления Кабмина о Госинспекции по контролю за ценами.

Так, по новому порядку, любой субъект, который занимается сегодня предоставлением жилищно-коммунальных услуг, обязан обратиться к нам с письмом и перечнем необходимых документов, на основании которых мы выясним, обоснован ли экономически предлагаемый тариф или нет. А уже на основании наших выводов, предоставленных в органы местного самоуправления, там будет утвержден или отклонен предлагаемый тариф. Без нашего вывода ни один горисполком сейчас не имеет права менять тариф.

— Что вообще сегодня происходит в Украине с тарифами? Чем вызваны тарифные катаклизмы?

— В принципе ничего нового и сверхординарного в этой сфере не произошло. На очень многих территориях тарифы не пересматривались в течение 4-5 лет. Возьмите, к примеру, наш Кировоград: еще недавно у нас действовали тарифы, утвержденные в 2000 году. За это время, конечно же, многое изменилось. Стал совершенно другим уровень заработной платы. Но самым главным толчком к изменению коммунальных тарифов стало кардинальное изменение цены на газ. Как только это произошло, тепловые предприятия просто стали перед дилеммой — либо закрыться, либо работать и брать где-то деньги. А ведь ни один банк не даст предприятию кредит, если увидит, что его нечем возвращать. Также изменились цены на электроэнергию, на покупные материалы и комплектующие изделия. И, конечно же, надо учитывать инфляцию.

Некоторые весьма уважаемые мною СМИ иногда печатают материалы, к сожалению, не всегда учитывая глубину освещаемого вопроса. Так, например, в одном из недавних номеров «УЦ» был опубликован репортаж с сессии Черкасского горсовета, на которой присутствовала Юлия Тимошенко. В статье говорилось о том, что тариф на тепло в Черкассах составляет всего 2 гривни 8 копеек за квадратный метр отапливаемой площади, и они хотят его еще и снизить. Мол, нам бы их проблемы! Я не поленился и лично позвонил в Черкассы. И выяснил, что черкащане платят за тепло круглый год. В то время как мы платим только в отопительный сезон. То есть никакой пропасти не существует. Средняя стоимость 1 гигокалории по Украине 175 гривен, в Кировограде — 178 гривен. Практически на одном уровне.

Гораздо важнее говорить о том, что сегодня практически полностью изменилась структура потребителей жилищно-коммунальных услуг. Почему так? Многие предприятия уже отошли от централизованного отопления, от централизованного потребления воды, особенно для технических нужд. Большинство бюджетных организаций переходит на автономное отопление. Даже в нашей областной больнице работает скважина, из которой берется вода для технического обслуживания больницы, соответственно, снижаются объемы потребления воды из водоканала. О чем это говорит? О том, что на сегодняшний день основным потребителем централизованных услуг становится население. Если раньше можно было за счет бюджетных предприятий перекрывать более низкие тарифы для населения, то сейчас все идет к тому, что скоро мы вообще останемся без бюджетной сферы в потреблении услуг ЖКХ.

В ближайшие сроки будет создано отдельное министерство жилищно-коммунального хозяйства. Проблем в этой отрасли накопилось так много, что ими надо заниматься целенаправленно и на государственном уровне. Судя по содержанию выступлений, прозвучавших в ходе двухдневной коллегии, в целый ряд нормативных документов скоро будут внесены изменения. Например, ограничится уровень рентабельности предприятий ЖКХ. Есть случаи, когда они просто злоупотребляют ситуацией.

Кстати, Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики практически решила вопрос о том, чтобы отменить стоимость 68,6 копейки за кубометр газа для тех, кто в квартире многоэтажки установил себе автономное отопление. Скорее всего, будет изменена и градация оплаты за газ по количеству использованных ранее кубометров. Сегодня за использованные до 2,5 тысяч кубометров газа в прошлом году одна цена, от двух с половиной до шести — другая, до 12 кубов — третья, свыше — четвертая. Есть надежда, что первые два порога будут немного подняты. Очень вероятно, что базовым для оплаты газа в этом году будет не 2006-й год, как сейчас, а 2005-й — как наиболее соответствующий средней зимней температуре в Украине за 10 лет. А это значительно снизит платежи населения за тепло.

— Давайте рассмотрим крайние позиции: к чему приводит необоснованное повышение коммунальных тарифов и, соответственно, их популистское занижение?

— Завышение тарифов — это прежде всего социальный удар по малоимущим слоям населения. Мы это понимаем очень четко. И одна из наших основных задач — не допустить необоснованного завышения тарифов. И вы помните, как Госинспекция по контролю за ценами постоянно работала в Кировограде — мы принимали участие в общественных слушаниях, работали плечом к плечу с профсоюзами, с прокуратурой. И везде, где только можно было сделать какие-то сдвиги в сторону меньшей цены, мы обязательно на это указывали и за это бились. В Кировограде расчетный тариф на тепло был 5,24 гривни за квадратный метр, комиссия с нашим участием настаивала же на 4,3 гривни. Но в силу определенных обстоятельств остановились на 4,39 гривни. Ниже не получилось. А популистские разговоры о том, что можно снизить тарифы в разы… Я просто не понимаю, о чем идет речь. Говорить о разах можно только при условии компенсирования разницы из каких-то альтернативных источников.

Если же просто популистски занижать тарифы — это значит, полностью угробить коммунальное хозяйство. Это игра в политику, которая чревата серьезными экономическими последствиями…

— Давайте поговорим об особенностях тарифов на Кировоградщине. Как известно, у нас очень специфический регион — притом, что народ небогатый, обстоятельства сложились так, что тарифы обоснованно не могут быть низкими. В нашей области, например, находится самый длинный водовод в Украине… Как, по-вашему, можно решить это противоречие?

— Я тоже долго задумывался над этим вопросом, насколько реально его решить. Я не могу дать единственно правильный рецепт по той простой причине, что не владею такой информацией, какой, например, владеют министры. А этот вопрос надо рассматривать только в масштабах страны. По-другому не получится. Но как человек, имеющий какой-то опыт хозяйствования, вижу возможное решение ситуации таковым: для каждого вида услуг должен быть установлен коридор — от минимальной до максимальной цены. Если тариф в итоге выйдет за рамки этого коридора, то вернуть его «на место» должна будет целевая госсубвенция. Ведь есть такие уникальные территории, как Кировоград, который тащит воду более чем за сто километров. Еще ничего не сделал наш водоканал, а вода на границе с Кировоградом уже стоит 77 копеек. Но есть и другая сторона медали. Сегодня для нашего водоканала нормы потерь воды утверждены на уровне 42%, а фактически за прошлый год они составили 52,4%. Вот где самый главный резерв! Вот на что нужно прежде всего обратить внимание предприятий и городских властей при рассмотрении тарифов!

Подумать только: за 120 км притащить воду по 77 копеек и больше половины ее вылить на территории Кировограда… С учетом того, сколько тысяч кубометров приходит ежесуточно в Кировоград, и больше половины из них вытекает, я думаю, у нас еще один Ингул должен был бы течь. Но он не течет… Но куда-то же эта вода девается… Да, безусловно, у нас прохудившиеся сети, но факты говорят сами за себя…

То же самое касается и тепла — у нас всю зиму дороги и тротуары стоят сухие, потому что прямо под ними проходят теплотрассы. Практически тепло уходит в никуда, греем улицы. Здесь тоже надо работать. Для этого, конечно же, нужны инвестиции. И в нынешнем году на территорию нашей области заходит большая сумма инвестиций. Сколько себя помню в органах местного самоуправления и государственной власти, я никогда не слышал даже о таких цифрах. И эти деньги, конечно же, значительной мерой будут направлены в жилищно-коммунальное хозяйство.

Добавить комментарий