Валерий Кальченко: дело в системе

Валерий Михайлович Кальченко с 31.08.1996г. по 08.02.1999г. был министром Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы; входил в состав Совета национальной безопасности и обороны страны. Затем около года пробыл губернатором Кировоградщины. Попал в опалу после того, как на президентских выборах-99 “дал” слишком мало голосов за кандидата Кучму. Сегодня он возглавляет кировоградскую областную организацию партии “Батькiвщина”.

К нему как экс-министру по чрезвычайным ситуациям многие обращались за комментариями после известных взрывов склада под Мелитополем. Тогда политик счел это неэтичным. Но по прошествии времени всеже решил высказаться.

— В свое время я создавал, по сути, это министерство. И мы очень много думали тогда об основных направлениях предстоящей работы, куда развиваться. Я считал, что нужно было всего три направления от прежней подобной работы сохранить, но, к сожалению, меня не послушали…

Я мог бы сидеть в Киеве, руководить всем, в том числе и кадровыми вопросами. У меня было право присваивать звания вплоть до полковника. Но я понимал, что без взаимодействия с местными органами власти, с обладминистрациями, городами мы никогда не будем иметь успеха.

Были силы, подчиненные мне напрямую, я имею в виду воинские части. Так вот, я отдал полномочия губернаторам и их заместителям — право поднимать части по тревоге и первые сутки использовать их, не согласовывая с министром или его замами. Мы строили отношения на доверии. Сейчас его нет, все подчинено напрямую министру.

Более того, в министерстве устроили кадровую чехарду. Знаете, в классификаторе чрезвычайных ситуаций их целых 210!. Пожарные могут напрямую реагировать только на 18 из них, а во взаимодействии с МЧС — почти на 40. А все более-менее важные должности в Министерстве занимают исключительно пожарные. Многое они (пожарные) не могут, ибо не обучены, — инженерной защите территорий, эвакуации населения, биологической, экологической, радиационной защите и так далее. Опыт наработан колоссальный и уникальный. Например, в Кировограде стоит часть, которая единственная на весь СССР была обучена реагированию на аварии при транспортировке ядерного оружия.

И при этом у нас в стране полностью ликвидируются как структура войска гражданской обороны. А их было всего 9 тысяч на всю Украину. Исключительно потому, что пожарные — специалисты, более узкого профиля — находятся у руля.

Еще проблема. У каждого рода войск есть своя гордость — у моряков, у пограничников и т. д. И когда человека, прослужившего всю жизнь в своих родных войсках, принуждают переходить во внутренние, то есть тюрьмы охранять, это ведет к определенной психологической травме. Я знаю сотню людей, отказавшихся переходить на такую службу.

Сегодня по сути работают параллельно две разных структуры — министерство и управления при облгосадминистрациях. Часто они просто дублируют действия друг друга. Хотя я никогда не считал, что все нужно делать одним. Вспомните наводнение в Закарпатье, 400 тысяч человек попало в беду. Не было дорог, связи, энергии, временного жилья. Сами мы тогда силами МЧС, естественно, не справились бы. Была госкомиссия, которой подчинялись все и вся…

В общем, настоящие корни той трагедии не в одном конкретном складе или солдатике, который там закурил. Проблема — в самой существующей системе защиты людей и объектов на государственном уровне.

Добавить комментарий