Большие проблемы малых городов

Проблемы больших и малых городов во многом схожи. Однако есть и существенное различие: их потенциал далеко не одинаков, а потому и возможности решения насущных проблем в малых городах значительно уступают возможностям крупных городов. В то же время жители небольших городов ничуть не меньше ждут перемен к лучшему, а в период выборов связывают свои надежды с теми или иными кандидатами на пост городского головы — первого лица в местном самоуправлении. Из этого и исходила редакция «УЦ», объединяя в одной публикации два интервью — с кандидатом в мэры Знаменки Михаилом Нестеровым и кандидатом в мэры Бобринца Леонидом Кравченко. Объединяет эти интервью и тот факт, что оба наши собеседника баллотируются в мэры от Блока Юлии Тимошенко.

«Этой зимой в Бобринце было тепло»

Леонид Кравченко, действующий мэр Бобринца. Сухие цифры показывают: за четыре года в городе значительно увеличились поступления в местный бюджет. В полтора раза возросли поступления от рыночного сбора — при том что его размер был снижен с 2,5 до 1 грн. Почти в три раза — поступления от платы за парковку. Вдвое увеличились платежи земельного налога — городская власть нашла рычаги воздействия на неплательщиков.

— Леонид Григорьевич, тот факт, что в течение последних лет вы возглавляли местное городское самоуправление, дает вам определенные преимущества по сравнению с другими кандидатами. В частности, право говорить о том, что было сделано в городе за эти годы.

— Это так. Но начал бы я с того, какое наследство получила 26 марта 2002 года нынешняя городская власть. К сожалению, единственный позитивный момент заключался в том, что наши предшественники сумели сберечь все коммунальные службы города, созданные еще в советское время. Но все они находились на грани банкротства, в тяжелейшем финансовом состоянии — с многотысячными долгами за электроэнергию, газ и значительными долгами по заработной плате. Общий долг всех коммунальных служб Бобринца составлял около полумиллиона гривен. И одновременно перед ними стояли проблемы, требующие незамедлительного решения.

— Какую из них вы назвали бы самой первоочередной?

— Водоснабжение. Это была задача номер один. В тот момент областное водоснабжающее предприятие «Днепр-Кировоград» передало нам на баланс систему городского водоснабжения. Но ситуация была такова, что город регулярно по два, по три, по четыре дня, по неделе оставался без воды. Водонапорная башня вышла из строя, подача воды осуществлялась двумя подъемами: на первом работал один насос, на втором — два. Их изношенность не оставляла всей системе какого-либо запаса прочности. К тому же на самом водоканале сменилось уже несколько руководителей и почти весь трудовой коллектив. Эта проблема требовала первоочередного внимания со стороны горжилкоммунхоза и городского головы. И мы с ней в значительной степени уже справились: сегодня на первом подъеме установлены 3 насоса, на втором — пять. Восстановлена водонапорная башня, а благодаря этому снижено энергопотребление всей системы водоснабжения и стало меньше порывов водопровода — за счет снижения давления воды в магистралях. Вода подается круглосуточно и бесперебойно.

— Не секрет, что много сделано и для решения проблемы теплоснабжения…

— С самого начала было ясно, что нужно вырваться из замкнутого круга. Четыре котельных, оснащенных старыми котлами с низким КПД, старые теплотрассы. Население плохо платит — значит, не за что приобретать газ для котельных, а люди плохо платят, потому что в их домах нет настоящего тепла. Простейший расчет показывал: выгоднее направить средства на мини-котельные, помочь горожанам получить беспроцентные кредиты и обеспечить зеленую улицу для установки индивидуального отопления. Но, как вы помните, тогда же возникло противостояние между городской властью и райгосадминистрацией, в Бобринце шли митинги в поддержку горсовета, наша позиция не была поддержана районом и стала еще одним моментом в противостоянии. Мы вынуждены были запустить котельные, и… это обернулось для города дополнительными 100 тысячами долгов за газ. Тем не менее, мы свою позицию отстояли: в том же году установили мини-котельную в одном детском садике, в следующем году — в другом…

— Сколько старых котельных осталось в городе сегодня?

— Одна. Отапливает здание администрации, почту и… 6 квартир: из 600 квартир в Бобринце индивидуального отопления нет только в шести — в одном 30-квартирном жилом доме. Котельная, поскольку отапливает бюджетные организации, уже не является убыточной. Но если встанет вопрос о ее закрытии, а это нужно сделать, установив мини-котельную для зданий администрации и почты, то город найдет возможность оказать помощь в установке индивидуального отопления и жильцам этих шести квартир. Этой зимой в Бобринце проблем с теплоснабжением, несмотря на небывалые морозы, не было. Сегодня, когда ставится задача на 50% сократить потребление газа, мы вправе сказать, что обеспечили экономию еще раньше — когда вводили в строй мини-котельные.

— А как решались проблемы ночного уличного освещения?

— Четыре года назад ночное освещение улиц отсутствовало полностью — ни одна из улиц не освещалась, а кроме того, висел еще и долг за несуществующее освещение — 24,6 тыс. грн. Мы в первый год только этот долг гасили. А сегодня полностью или частично возобновлено освещение девяти улиц — в центре и в четырех районах города из шести: пока на основных магистралях, ведущих к центру. И продолжаем эту работу. Нужно сказать спасибо за это предпринимателям Бобринца: в одиночку городская власть с этим не справилась бы. В бюджете — только средства на оплату электроэнергии. Все остальное — это внебюджетные средства.

— Известно, что проблемой Бобринца в послеперестроечные годы, когда прекратили существование завод продтоваров, маслозавод, гранитный карьер и другие предприятия, стала и проблема занятости.

— В плюс нужно поставить то, что мы сохранили все три коммунальных предприятия — «Коммунальник», «Горводоканал», «Бобринецтеплокоммунэнерго», а их финансовое состояние удалось значительно улучшить. В том числе за счет полной оплаты предоставляемых ими коммунальных услуг и погашения потребителями долгов прошлых лет. В проданном здании не работавшей 6 лет котельной за городом частный предприниматель открыл станцию технического обслуживания — это и рабочие места, и дополнительные поступления в городской бюджет за аренду земли. А за вырученные от продажи здания деньги мы приобрели оборудование для изготовления тротуарной плитки. Организовали производство в здании бывшей котельной за универмагом — а это тоже дополнительные рабочие места. Заняты на нем работники нашей же теплосети. В течение зимы обеспечиваем задел для работы летом — для отмостки тротуаров улиц и в парке им. Кропивницкого. Улицу Ленина сделаем пешеходной. К тому же выложить ее плиткой дешевле, чем заасфальтировать.

Упомянутые вами предприятия были уничтожены задолго до прихода нынешней команды в городскую власть, тем не менее, мы вправе говорить об определенных сдвигах в лучшую сторону. Сегодня в Бобринце действует пункт приема молока из нескольких районов и есть договоренность о создании на его базе сырзавода. Плюс к тому мы уже выделили землю для предприятия по производству щебенки — возрождаем карьер. Нужда в этом есть: из госбюджета выделены средства на строительство объездной дороги Бобринца. На бывшей базе снабжения будет создано предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции для выпуска круп, муки, макаронных изделий.

— Дороги и транспорт…

— 80 тысяч гривен городского бюджета на 86 км дорог — это крохи. Разумеется, ежегодно мы проводили грейдерование и подсыпку насыпных дорог (это 90% городских дорог, а ремонт километра такой дороги стоит 18 тыс. грн.) и ямочный ремонт дорог с асфальтовым покрытием. Но только в 2005 году были заново нарезаны и отсыпаны дороги по восьми улицам и заасфальтированы отдельные участки на четырех улицах. Спасибо облавтодору, с которым мы нашли общий язык: были использованы деньги, выделяемые на коммунальные дороги, — за счет этого было заасфальтировано около километра дорог, примыкающих к основной магистрали. В 2006-м планируем еще более интенсивную работу — договоренности об этом есть. В сентябре открыли автобусный маршрут, который связал центр с железнодорожной станцией и селами Шляховое и Дибровка. Стоимость проезда по городу — 70 коп., пенсионеры ездят бесплатно. Для предпринимателей, которые обслуживают пассажирские перевозки маломестными маршрутками, наш город оказался неинтересен. В целом, что касается незащищенных слоев населения, мы, городская власть, полностью выполняем взятые на себя обязательства, активно работаем с ветеранской организацией, но, кроме того, не забываем и о молодежи. Центр досуга молодежи — коммунальное предприятие, причем в нем не продаются ни спиртные напитки, ни сигареты…

— Есть проблемы, которые не удалось решить?

— Вывоз мусора. Единственный мусоровоз не успевает обслуживать весь город. Но, на мой взгляд, полностью решим эту проблему уже в этом и следующем году: планируем взять по лизингу контейнеры и транспорт, чтобы охватить весь город вывозом мусора.

— Последний вопрос: в чем особенности вашей предвыборной программы?

— Она представляет логическое развитие программы, с которой я шел на выборы-2002. Она очень конкретна, исходит из наболевшего — что реально нужно городу. И одновременно близка предвыборной программе Блока Юлии Тимошенко, построенной на идеологии солидаризации, гармонии и социальной справедливости.

«Надо понимать, в каких условиях работают железнодорожники»

Михаил Нестеров. Был избран мэром Знаменки в 1998 году, баллотируясь как выдвиженец железнодорожников. Отстранен от должности в конце 2000-го как «неудобный» и «неблагонадежный» мэр вследствие вмешательства тогдашней облгосадминистрации.

— Михаил Александрович, стоит ли возвращаться к этим забытым страницам?

— Не забытым. Сегодня мои соперники по выборам спекулируют на этой теме. Многие из тех депутатов, которые голосовали за мое отстранение от должности, остаются и в нынешнем составе горсовета. Поэтому надо прямо сказать, что все началось не в 2000, а в 1999 году, во время президентских выборов, когда Знаменка оказалась в числе городов так называемого «красного пояса» и голосовала против Кучмы. Область не получила «нужного результата», и оставалось только найти «повод». А я в то время отказался взять на город кредит в 750 тыс. грн. для обеспечения Знаменки газом, отлично понимая, что проведу нужные суммы по взаимозачету. Не согласился перечислить 450 тыс. грн. в региональный контракт на зерно, зная, что моему предшественнику перечисленные им из городского бюджета деньги в полном объеме так и не вернулись, хотя, явно же, они где-то «работали». Наконец, против меня срочно сфабриковали уголовное дело — по материалам 1997 года, когда я работал на станции Знаменка и перечислил средства на ремонт машин. Вы прекрасно помните митинги горожан, требующих моего восстановления в должности, суды, которые закончились решением в мою пользу, когда выборы 2002 года уже завершились. А баллотироваться в 2002-м мне просто не дали — сняв с регистрации за три дня по формальной причине.

— На мой взгляд, вы очень много сделали для города за два с половиной года во главе местного самоуправления и могли сделать еще больше. Например, в плане ремонта городских дорог…

— При мне заработал Знаменский асфальтный завод, по асфальту главной магистрали, идущей через город, который мы тогда положили, ездят и сегодня. Но даже это не самое главное. В 1998 году существовали огромные долги по зарплате в бюджетной, коммунальной сферах и по выплате пенсий. У педагогов — за 6 месяцев, по пенсиям — 4 месяца, в коммунальной сфере — больше года, а у уволенных ранее — с 1996 года. И кто бы что бы ни говорил, я этих проблем своему преемнику не оставил. В 1999-м зарплаты платились уже день в день, и даже первыми в области мы сумели выплатить в том же году разовое пособие по «больной» 57-й статье закона об образовании. И при этом я выполнил то, что обещал в предвыборной программе: ни разу не поднял ни один коммунальный тариф, тогда как сегодня тарифы в Знаменке — одни из самых высоких в области среди городов областного подчинения. При мне квартплата была 19 копеек за квадратный метр, а сейчас — 44, стоимость водоснабжения выросла с 22 коп. за кубометр до 1,44 грн. и так далее. А ведь качество коммунальных услуг не возросло. При мне начался и ремонт жилого фонда: впервые за предшествующие годы мы начали устанавливать шатровые крыши взамен мягких покрытий — перекрыли школу, детский садик, четыре жилых дома…

— Не понаслышке вы знаете и о сегодняшних больных проблемах Знаменки.

— Многие из них тоже начали решаться при мне. Первые две мини-котельные на удаленных домах мы поставили. Существовала общегородская программа. Началась установка индивидуального отопления квартир — уже тогда мы опережали в этом другие города Кировоградщины.

Сегодня в городе продолжается эта работа. Но, на мой взгляд, не совсем так, как надо. Котельные отключаются и режутся на металлолом. Но нельзя же забывать о таком понятии, как стратегическая безопасность города. Индивидуальное отопление — это хорошо. Но представьте себе худший вариант: завтра Украина остаётся без газа. Город должен иметь возможность вернуться к центральному отоплению от котельных, работающих на, как сегодня говорят, альтернативных видах топлива.

Второе — котельную можно остановить только тогда, когда ни в одном доме, которые она отапливает, не останется ни одной квартиры, которая не была бы переведена на индивидуальное отопление. Сегодня же есть дома, в которых до 10% квартир остались вообще без отопления. И речь не идет о так называемых асоциальных семьях: если городская власть принимает программу полного отказа от центрального отопления, то она тем самым берет на себя и определенную ответственность перед горожанами. В том числе и обязательство в каких-то случаях частично, а в каких-то полностью профинансировать переоборудование квартир.

1100 грн. средней заработной платы на железной дороге — это много только по меркам людей, живущих на грани нищеты. Надо еще понимать, в каких условиях работают железнодорожники… А как у нас все это делается? Чтобы всего лишь отключиться от системы центрального отопления перед установкой индивидуального, приходится заплатить 230 грн. Нужно отменить ту систему, которую сегодня поощряет исполком, заставляющую людей обойти с «бегунком» два десятка согласующих организаций, да еще и платить за это.

— Михаил Александрович, но вы тоже понимаете, что, критикуя нынешнюю городскую власть за те или иные просчеты, вы тем самым берете на себя, в случае победы на выборах, обязательство решить эти проблемы.

— Только так. Я обязан буду это делать. Образно говоря, согласен взять на себя чужие долги и полностью по ним рассчитаться. Моя предвыборная программа — это не лозунги и не общие слова: в ней то, что нужно конкретно делать для города и делать каждый день. И каждую из проблем нужно решать по-своему. Одни из них, например, уличное ночное освещение, решаются на местном уровне, определенные наработки, как говорят, для этого были подготовлены еще в мою бытность на посту мэра. Просто к этим наработкам нужно вернуться. Другие должны решаться в высших эшелонах власти.

Та же проблема, о которой ваша газета уже не раз писала, — мы должны добиться возвращения поездов местного формирования, которые у Знаменки просто отобрали. А за этим, между прочим, стоит целая инфраструктура, ныне утраченная, а с ней и проблема занятости: город потерял около 600 рабочих мест. Или проблема повышения эффективности всей железной дороги. Как говорится, будь я министром, ликвидировал бы такую структуру, как управления железных дорог: уже на их содержании железная дорога сэкономила бы огромные средства без потерь для безопасности движения и управляемости всех ее отделений. В этом отношении многое будет зависеть от того, какая политическая сила получит решающее большинство в ВР. Я убежден, что кардинальное решение подобных проблем может обеспечить только команда Юлии Тимошенко — она это уже не раз доказывала…

Большие проблемы малых городов: 1 комментарий

Добавить комментарий