2650 преград на пути к Болонской интеграции

Примерно столько ныне действующих украинских законов нужно будет или изменить, или вовсе отменить для того, чтобы государство смогло максимально приблизить свое законодательное поле, затрагивающее систему высшего образования, к нормам, обусловленным Болонским соглашением. Учитывая продуктивность нашего парламента, а также наличие в стране других вопросов, требующих неотложного «хирургического» вмешательства со стороны народных депутатов, сложно даже представить, насколько затянется процесс адаптации национального законодательства к общеевропейским стандартам. При этом корректировка законодательной базы — не самая основная проблема отечественного Болонского процесса, всего лишь одна из многих. А потому прогнозы некоторых специалистов насчет того, что присоединение Украины к Болонскому соглашению пройдет более-менее быстро и с минимальными «потерями» (Украина обязалась выполнить все условия до 2010 года), кажутся, мягко говоря, слишком оптимистичными.

В конце ноября на базе Института коммерции Кировоградская ассоциация женщин-предпринимателей провела круглый стол, посвященный модернизации образования в контексте требований Болонского процесса. В обсуждении наиболее спорных вопросов Болонской интеграции приняли участие руководители всех крупных высших учебных заведений областного центра — дискуссия получилась довольно представительной и обстоятельной. Жаль только, круглый стол оставили без внимания местные чиновники — ни представители городского, ни областного управлений образования на обсуждении почему-то не присутствовали. Делаем скидку на безвластие в облуно, но неужели г-ну Бердникову (и. о. заместителя мэра по гуманитарным вопросам — для тех, кто не знает) абсолютно неинтересно, чем живет кировоградское высшее образование?..

В двух университетах областного центра — государственном педагогическом и национальном техническом — некоторые элементы Болонского соглашения уже используются на практике. О проблемах, с которыми эти вузы столкнулись, внедряя у себя европейские методы обучения, и рассказали присутствующим коллегам проректоры по учебной работе Ирина Козир и Николай Петренко. Так сказать, поделились опытом.

Педуниверситет шагает по Болонской тропинке начиная с мая 2004 года. В текущем учебном году вуз впервые попробовал использовать кредитно-модульную систему, пока только для первокурсников. Кто не в курсе дела, кредитно-модульная система (КМС) предусматривает уход от традиционной схемы «семестр — учебный год», обучение студента по индивидуальной образовательно-профессиональной программе с личным его (студента) участием в формировании персонального плана, свободу выбора студентами учебных дисциплин. Если судить по оценкам, первокурсники КГПУ успешно адаптировались к схеме расчленения учебного года на четверти, а не на семестры. В течение четверти студенты изучают всего по 6-7 дисциплин и по итогам каждого отрезка обучения сдают по этим предметам экзамены. В то же время подобная методика вызвала ряд сложностей. КМС предполагает большую долю самостоятельной работы студентов на протяжении ВСЕГО времени обучения. А у нас, как известно, студенты в большинстве своем привыкли учить что-либо только накануне сессии. И приучить студента корпеть в читальном зале библиотеки над заумной книгой задолго до экзаменов очень сложно. Кроме этого, изменение вектора в сторону самостоятельной работы студентов должно быть подкреплено соответствующим техническим обеспечением — современной литературой по специальности, свободным (и качественным) доступом учащихся в Интернет, к компьютерной технике и прочее. А такую роскошь сегодня может себе позволить далеко не каждый украинский вуз.

Другой вопрос — насколько приемлем Болонский процесс к педагогическим высшим учебным заведениям? Согласно декларации, студенты получают возможность свободного перемещения между вузами стран-подписантов Болонского соглашения. Для студентов инженерных специальностей в рамках соблюдения принципов единого образовательного пространства будет вполне реально, проучившись в Украине, скажем, первые полтора года бакалавриата, продолжить обучение в вузе одной из стран ЕС. Инженер — он и в Африке инженер. А вот с педагогами такой «взаимозаменяемости» не получится, так как система подготовки учительских кадров прочно привязана к национальным особенностям общеобразовательной школы. Средние школы в Западной и Восточной Европах отличаются друг от друга настолько, что вряд ли студенты-педагоги смогут воспользоваться всеми благами предполагаемой мобильности. Разве что с целью экскурсионной поездки по Старому Свету — людей посмотреть и себя показать…

Кировоградский национальный технический университет по кредитно-модульной системе работает уже три года, поэтому большинство шероховатостей вузу уже удалось сгладить. В аспекте Болонского процесса руководство КНТУ больше всего беспокоит грядущий переход на двухуровневую систему образования (бакалавр и магистр) и уменьшение количества специальностей (сейчас их около 580-ти). По словам Николая Петренко, все это может привести к сокращению преподавательского состава выпускающих кафедр, что, в свою очередь, крайне негативно скажется на уровне высшего образования.

Болонское соглашение предусматривает контроль качества образования со стороны внешней (т.е. не вузовской) экспертной комиссии. Есть мнение, что, посети такая комиссия, причем составленная исключительно из коренных европейцев, большую часть украинских высших учебных заведений, она была бы шокирована. Там, за «бугром», принято оценивать практические навыки студентов, тогда как у нас, по обыкновению, упор делается на теоретических познаниях. Образно говоря, выпускник большинства технических украинских вузов досконально осведомлен о принципах работы синхрофазотрона, но совершенно не представляет, как им можно пользоваться. Так что и здесь тоже могут возникнуть некоторые недоразумения.

По убеждению выступавших на круглом столе сотрудников высшей школы, свобода перемещения студентов по вузам европейских стран — хотя, если честно, нам до нее еще как до Страсбурга ползком — обещает принести на Кировоградщину еще одну волну утечки мозгов. Как утверждает статистика, только 30% жителей нашего региона в возрасте до 35 лет, учившихся за пределами Кировоградской области, в конце концов, возвращаются на малую родину. Остальные предпочитают оседать или там же, где учились в вузе, или в другом, более-менее приличном городе, только не в столице степного края. Ничего не поделаешь, законы жизни. Не желает современная молодежь жить в провинциальном городке, где сложно найти работу и отвратительное качество коммунальных услуг при дороговизне квартплаты. А возможность практически беспрепятственно уехать на учебу куда-нибудь в Испанию, с перспективой затем там трудоустроиться, приведет в итоге к оттоку лучших из лучших кировоградских студентов — будущей региональной элиты.

Как бы там ни было, преобладание в речах участников круглого стола значительного количества серых красок вовсе не означает, что сотрудники кировоградских высших учебных заведений настроены категорически против Болонского соглашения. Совсем наоборот, в ходе дискуссии никто даже не обмолвился о нецелесообразности присоединения Украины к общеевропейскому образовательному пространству. Все-таки представители вузов прекрасно понимают, что процесс этот неизбежен и, стремясь стать 100-процентно европейским государством, Украина не может себе позволить остаться на обочине одного из главных интеграционных процессов. Тем более, что декларация уже подписана, и деваться нашей высшей школе, по сути-то, уже некуда. Только вперед…

Добавить комментарий