«Ароматом сладким» душу напоили

В зале областной филармонии аншлаг, на сцене знакомые лица, из динамиков звучат вечные хиты, бурные аплодисменты и охапки цветов, возгласы «браво» и «бис» – это все приметы выступления легендарного музыкального коллектива. Именно так все и было. На прошлой неделе Кировоград впервые за двадцать шесть лет посетила до сих пор не растерявшая популярность группа «Фристайл». Фристайловцы работают не под фонограмму, а «живьём», что среди украинских поп-составов – невиданная редкость и непозволительная роскошь.

Сказать, что концерт был отличным, – не сказать ничего. Музыканты из Полтавы исполняли старые шлягеры «Ах, какая женщина», «Цветет калина», «Давайте выпьем за мужчин», «Фонари», «Белая акация», «Больно, мне больно», «Метелица», «Кораблик любви» и «Желтые розы». Были и совсем новые композиции. В Кировограде даже состоялась премьера песни 2015 года – «Самая любимая». Звучали и украинские народные песни в новой аранжировке в исполнении солистки Нины Кирсо. Живое исполнение любимых песен позволило многим зрителям, помнящим себя танцующими под эти мелодии на городских и сельских дискотеках, окунуться в мир добра и любви, которые пропагандируют фристайловцы. Для одних концерт стал воспоминанием о юных годах, для других, особенно молодежи, – приятным открытием.

Гитарист Сергей Ганжа

После концерта было интересно пообщаться с музыкантами, особенно с теми, кто на протяжении двадцати шести лет не изменял своему коллективу. В группе их четверо – уже упомянутая вокалистка Нина Кирсо, руководитель коллектива, он же звукорежиссер и автор большинства песен Анатолий Розанов, автор более сотни текстов, клавишник и бэк-вокалист Сергей Кузнецов и гитарист Сергей Ганжа.

Во время беседы артисты без всякого «звездизма» рассуждали на разную тематику, много говорили о музыке, творчестве, своем понимании сегодняшней ситуации на украинской эстраде. И формат интервью был несколько необычным. Сначала удалось вырвать из цепких рук поклонников вокалистку Нину Кирсо, а позже переговорить с двумя Сергеями – Кузнецовым и Ганжой.

– Вы уже двадцать шесть лет на сцене…

Н.К.: – Двадцать шесть я работаю в коллективе, а на сцене много больше. Впервые я вышла на сцену в восьмилетнем возрасте, когда училась в музыкальной школе. Мы с одной девочкой играли «Подмосковные вечера» в четыре руки. На том концерте был и мой двоюродный брат. Он работал в ваших краях на урановой шахте. К сожалению, в прошлом году его не стало. В моих мыслях Кировоград ассоциируется с братом.

– Во время концерта вы говорили, что в Кировограде за все годы у вас первое выступление…

Н.К.: – Мы с ребятами пытались вспомнить, но, скорее всего, действительно официальный концерт у нас в вашем городе первый. Может, были еще какие-то выступления в клубах. Может быть. В первые годы мы много гастролировали по городам Украины, России, да всего постсоветского пространства. Как раз в то время Украина стала независимой. Я голосовала за отделение от СССР. Хотелось в своей стране все изменить, перестроить, добиться лучшего. Мне всегда казалось, что все 15 республик, которые были раньше в Союзе, когда-нибудь соберутся в новом формате. На других условиях, но обязательно добровольно. По России за все годы мы ездили много. Но чаще были в тех регионах, которые экономически более развиты, и мы видели эти изменения. Было у нас года три назад и выступление в сельском клубе. Одна из деревень получила награду, как лучшее село России, и мы выступали перед пятьюдесятью зрителями. Хотя трудно судить такими наездами о том, что на самом деле происходит в этой стране, но есть информация, что за годы правления Путина из Российской Федерации выехали более двух миллионов интеллектуалов. Это большая потеря для державы. Мои российские знакомые, совсем не бедные, стараются отправлять своих детей в Европу или еще дальше. Вот такие факты говорят больше, чем чьи-то разглагольствования по телевидению. Мне как-то батюшка один говорил: «Не суди по словам. Не суди по делам. Суди по плодам». То есть каков итог деяний. Люди по-разному оценивают свои поступки. Нужно учиться прощать, терпеть, не навредить.

– Во время концерта показалось, что взаимоотношения в коллективе какие-то особенные, почти семейные…

Н.К.: – Мне всегда нравилось работать во «Фристайле». Задача группы не только в том, что мы выносим на сцену свои песни, мы выносим свою дружбу, на сцене поддерживаем друг друга, представляем. У нас все звезды, никого не забываем и не выделяем. Мы один сплоченный коллектив. Это одна большая семья. Мы знаем, что у каждого дома происходит, кто чем живет.

– Публика изменилась за двадцать шесть лет?

Н.К.: – Я вам так скажу: за последние пять тысяч лет люди не изменились. Есть более активный зритель. Это больше относится к Центральной Украине. На курортах, корпоративных праздниках или днях рождения публика более скованная. Нельзя сказать, что это плохо, – просто немного иначе. Вот так, как сегодня (25 июня. – Авт.) принимал нас зал – восторженно, тепло, – и выступать легко. Только для этого нужно много работать артистам. Когда программа отработана, репертуар подогнан, концерт идет без сбоев, тогда и зрители принимают артистов с уважением.

– Во время концерта звучали новые песни.

Н.К.: – Сегодня их было несколько. Мне нравится, как Сергей Кузнецов исполняет песни на свои стихи. У него свой взгляд на их исполнение, свое видение. Даже старые песни зазвучали по-новому. И что характерно, благодаря композитору Анатолию Розанову сохраняется целостность стилистики «Фристайла». Правда, и это уже моя идея, в нашем репертуаре появились украинские народные песни. И они пошли на «ура». Вот, например, «Чом ти не прийшов» мы записали, но на радио сразу даже говорить не хотели о ее ротации. А уже когда прослушали, то тут же поставили, и долгое время она звучала в эфире. Мы хотим делать и свои песни на украинском языке. Может, сделаем переводы уже популярных песен. Это пока проект, но мы работаем. Наши, украинские исполнители ведут с нами переговоры о том, чтобы сделать каверы песен. Потап хочет права на песню «Больно, мне больно». Во Львове есть замечательная певица Ирина Федышин, которая сделала на украинском языке кавер «Цветет калина». Песня получилась очень интересной. Даже рассылки МТС приходят с предложением установить ее как рингтон. Виталий Козловский в свое время делал кавер-версию песни «Больно, мне больно». У нас есть целый альбом «Фристайл. Хиты. Звезды», в котором украинские, российские и белорусские исполнители перепевают наши песни. Сейчас хотим записать альбом «Фристайл – друзья».

Вокалистка Нина Кирсо

– Есть новый материал, значит, будет и новый альбом?

Н.К.: – В прошлом году на студии «Монолит» мы записали альбом «Фристайл – Юбилейный № 10». На сегодняшний концерт мы не привезли диски, потому что их уже все разобрали. А так как диски делались в России, сейчас возникли проблемы с поставками. Договариваемся о переиздании в Украине. Может, к осени появится новая партия. Конечно, с военным конфликтом усложнились деловые связи с российской стороной, но мы терпим, понимаем, что все не так просто. Вот недавно общались с нашими друзьями, российской группой «Божья коровка». Они нам рассказывали, что поступает много заказов на выступления на территории так называемых ЛНР, ДНР. Они отказываются. И говорят, что многие отказываются. Для нас это было очень приятно слышать. Не все находятся под прессом пропаганды, а делают свои выводы, анализируют информацию. Верю, что все будет хорошо.

Дальше разговор продолжился с двумя Сергеями – Кузнецовым и Ганжой. Они больше говорили о технических особенностях современной популярной музыки.

– Есть ли разница между популярной музыкой начала девяностых и сегодняшней?

С.Г.: – В первую очередь изменились технические средства. Появились новые инструменты, компьютеры. Когда мы начинали, были синтезаторы, но они были способны больше на имитацию живого звука. В то время у нас и коллектив был больше. Было два-три клавишника, два гитариста. А сам формат – он не меняется. Главное – это мелодия, хороший текст.

– А качественные изменения? Возможно, сегодняшние тексты отличаются от старых?

С.К.: – Есть изменения. Сейчас Анатолий Розанов продвигает новый проект – «Дети Фристайла». Мы вместе с Розановым делаем им репертуар. Это ребята раза в два моложе, чем мы. Вот они нам и говорят, что сейчас некоторые выражения уже не употребляют. Вот, например, в какой-то песне у меня начинался припев «Тары-бары-растабары про любовь…». Молодежь утверждает, что сейчас так не говорят. И мне пришлось искать текстовую замену этому веселенькому припеву. Тексты стали более сжатыми. Ведь молодежь сейчас общается между собой рублеными фразами, почти эсэмэсками. А в основном – чувства-то остались те же самые.

Клавишник и бэк-вокалист Сергей Кузнецов

С.Г.: – К слову, Сергей Шатунов сейчас переделал свою песню «Белые розы». Она стала более современной, появилось новое звучание, изменился ритм, но по сути она осталась с тем же текстом. Если бы он ее исполнял точно так же, как двадцать пять лет назад, никто бы и не заметил. Различные технические звуковые фишки, безусловно, интересны, но душа остается. Три года назад в Полтаве мы открыли звукозаписывающую музыкальную студию Studio Freestyle. По отзывам многих экспертов, это первая в Украине студия мирового уровня, совершенно уникальный проект, созданный с нуля, согласно всем общепринятым нормам для сооружений такого рода. И хочется все возможности этой студии использовать. Все эти новые звучания, примочки, штучки…

– Во время концерта вы играли и роковую композицию…

С.Г.: – Это наша отдушина. Наш барабанщик Юрий Зирка очень плотно присажен на хэви-метал, но это не мешает ему играть в нашей группе более мягкую музыку. У каждого музыканта есть свои приоритеты. Кто-то любит рок, джаз-рок, мы больше роковые, ведь выросли на Deep Purple, Pink Floyd и других.

– А сами что сейчас слушаете?

С.Г.: – Самую разнообразную музыку.

С.К.: – Лишь бы она была качественной и сделана профессионально. Учась в школе, я просто балдел от Pink Floyd. Сейчас я не могу их слушать в полном объеме. Времени на это нет. Причем репертуар уже весь в памяти. Вроде прослушал одну композицию, на часы смотришь, а прошло уже четыре часа. И за целый день не успел ничего сделать. Жизнь быстро бежит, и ловишь себя на мысли, что послушать музыку так, как раньше, времени не хватает. А включить ее где-то на кухне и слушать как фон нельзя. Потому что музыка должна заполнять. Удается слушать только во время переездов.

С.Г.: – И еще один момент. Если бы несколько лет назад мне сказали, что я буду восхищаться попсой, я бы не поверил. Но сейчас у меня в машине лежат разные альбомы, в том числе и Бритни Спирс. Если эта музыка сделана профессионально, не перегружена лишними звуками, без провалов, то не стоит пренебрежительно относиться к поп-культуре. Это очень приятно послушать. Ту же Пинк даже.

– А украинские исполнители?

С.Г.: – Здесь сложнее. Есть отдельные классные коллективы и исполнители, но их очень мало. Те, кто в высшей лиге, – это очень профессиональные музыканты. Они заработали свой авторитет своим творчеством. Не за конфетки их на сцену выпустили, а они сами потом и кровью добивались признания. Те, кто за бабки, быстро исчезают. Как только они становятся ненужными или им деньги перестают давать, тут же с экранов и радиоэфиров пропадают. А те, кто работает еще и что-то новое делает, не останавливаются на достигнутом. Хотя… как говорил Юрий Антонов: «Я уже не напишу ни одной новой песни, потому что у меня есть еще двести ни разу не сыгранных и не спетых»… Вот и у нас еще есть столько неиспользованного материала. В месяц мы делаем по двенадцать концертов. География обширная – от Владивостока до Львова. На переезды уходит много времени. Физически на что-то новое времени не хватает. И необходимости в этом пока нет. Зрители нас не отпустят со сцены и не поймут, если мы не сыграем свои старые хиты. Мы одну новую заменяем другой новой. Вот такая смена репертуара…

Руслан Худояров, фото Павла Волошина, «УЦ».

Добавить комментарий