«Дикая груша» — культурное древо

Фестивальное движение в глубинке нашей области с каждым годом становится все мощнее. В Добровеличковском районе, в Скопиевке, проходит основательное мероприятие, на которое в День независимости Украины приезжают звезды из Киева и даже других стран. В Кировоградском районе в этот же день все громче о себе заявляет фестиваль «Дикая груша». Для кировоградцев все популярнее и актуальнее становится проводить 24 августа подальше от асфальта и бетона, ближе к природе. Вот и журналист «УЦ» отправился в село Овсяниковку Кировоградского района отдохнуть в тени той самой дикой груши.

Место это очень живописное. Близ ставка располагается естественный амфитеатр, со склонов которого удобно смотреть на происходящее на фестивальной сцене. А сцена находится как раз возле дерева, давшего наименование фестивалю.

— А груше, давшей название фестивалю, действительно 100 лет? – спросил я у сельского головы Сергея Верко. Тот отшутился:

— Да, я к ней подходил и спрашивал, она мне сказала, что даже больше! Дикие груши растут до 200 с лишним лет.

С самого утра в село подъезжали автобусы из Кировограда. Доехать из областного центра до Овсяниковки стоило 7 гривен, правда, многим пришлось дорогу преодолевать стоя – слишком уж много было желающих попасть на событие. Человек пятьсот, не меньше, там постоянно было, причем кто-то приезжал, кто-то уезжал, движение было постоянным.

Фестиваль, естественно, предполагал много музыки. Целый день на сцене сменяли друг друга самые разные исполнители – от народных коллективов до рок-групп, от бардов до джазовых команд. Кроме музыки, было еще очень много чего. Большое количество разнообразных конкурсов – армрестлинг (даже и для женщин), перетягивание каната, танцы. Танцевать, кстати, учили прямо на месте инструкторы. Украинское детско-юношеское общество «Січ» катало всех желающих на байдарках. Был большущий выбор блюд украинской кухни: борщ, юшка, кулеш, вареники, кровяная колбаса и т.д. Любое стоило символические пять гривен.

Одна из важных идей фестиваля – оставить после себя добрый след на земле. Во всех смыслах. Все сооруженные волонтерами (они ездили поработать сюда несколько раз до открытия фестиваля) столы и лавки, сцена, места для палаток и костров останутся и дальше, чтобы любой мог приехать в Овсяниковку в другое время и культурно отдохнуть. Всюду на фестивальном поле были оборудованы полевые «урны» для мусора – мешки на колышках. Так чисто, как было по окончании фестиваля в Овсяниковке, не доводилось видеть ранее, хотя автор бывал на сотнях масштабных мероприятий в Украине и за ее пределами.

Фестиваль был зоной, свободной от политики. Не поверите – даже «самой» Партии регионов не дали поставить на поле палатки с агитаторами! Но главными спонсорами все же выступили политик и крупное предприятие. А именно –народный депутат Станислав Березкин и промышленная группа «Креатив». Но Станислав Семенович никаких лозунгов не говорил и призывов не делал.

«Хочу в первую очередь поздравить всех с двойным праздником – днем рождения страны и нашим фестивалем. Он объединяет село, привлекает ближайшие села. У меня такая радость в душе, я получаю дополнительный заряд энергии. Всегда буду участвовать и поддерживать фестиваль и дальше».

Как родилась «Дикая груша», мы расспросили сельского голову Овсяниковки Сергея Верко.

— Когда мы вместе с вами, Геннадий, много лет назад ездили на Сорочинскую ярмарку, то увидели ее абсолютно не такой, какой она, как мне казалась, должна была быть. Мы увидели большое шоу, где много украинского, но шароварного. Увидели украинские хатки, сделанные из разрисованной фанеры, ДСП и гипсокартона. Ходили-смотрели, купили что-то, но… Меня всегда угнетало, что нам показывают Украину в шароварах, с усами и «оселедцями», с джигитовкой, которой казаки никогда не занимались. Мне хочется видеть и показать такую Украину, которую я видел в детстве в своем селе. Это когда босыми ногами ходишь по кизякам, колючкам и стерне. Когда помнишь, как ты первый раз давал корм свинье… Я стал потом городским пацаном, начал говорить «па-русски» и стал понимать разницу между городом и селом. В селе есть сила, хотя сила, которую не стоит сильно поэтизировать. Я помню, как мы становились с моими двоюродными братьями и сестрами сапать кукурузу, и я уже через десять метров «сдыхал», а они продолжали сапать, еще и мне рядок подсапывали. В этом сила села – оно учило работать.

Украина, которую я помню с детства, – это Украина, которая могла трудиться. И плакать, и петь песни. И я помню, что когда после работы люди иногда шли выпить чарку, то не говорили – «мы идем пить, бухать», а говорили: «мы идем на беседу». Я на всем на этом заквашен. И я хочу это сохранить. Этот быт, нравы, традиции отходят, их никто уже не возобновит. Но я хочу, чтобы это помнили и чтобы это могли увидеть. Настоящее украинство идет от хаты, глину для которой ты месишь ногами, от еды, которую ешь, сам ее сварив, от хлеба, который ты испек, сам вырастив эту пшеницу. У нас тут нет замков, живописных руин, которые можно за деньги показывать, нет знаменитых эпохальных земляков. Но нам и не нужны шоу, как в Сорочинцах. Там чисто театральное действо. А у нас вы можете просто посмотреть, кем были наши предки. Можете месить ногами кизяки. Спать на земле. Есть хлеб из печи. Все натуральное. И это здесь главное.

Наш фестиваль, каким я его хочу развить, – это попытка погружения в историю, напоминания об истории. Национальное самосознание возникает из дорожной пыли, которая оседала на ногах чумаков, от тех дрючков, которые ты наломал среди степи, чтобы развести костер, из жмени проса, из которого ты сварил кашу. В этом моя персональная национальная идея.

Вот мы на месте порушенной хаты бабы Поли ставим этнохату. Толокой, гуртом ее сооружаем. В этой хате не будет электрики, газа. Но там будет чисто и уютно. Ведь могли же раньше люди при минимальных удобствах жить чисто, опрятно, честно, правильно. Я хочу показать, как это было.

Слава Богу, у меня есть в селе 15-20 человек, которые меня во всем поддерживают. Работают, делают дело не за деньги, за совесть.

— Расскажите про Овсяниковку побольше.

— Тут жила учительница истории Мария Сотник, она таким энтузиастом была, собирала все материалы по истории села. Первое упоминание о селе датируется 1793-м годом, когда был построен храм Николая-угодника. До того где-то встречается фрагментарно. Тут находили наконечники стрел, наконечники копий. Это ямочная культура, не трипольская, но датируется 2000-2500 годами до нашей эры. И тогда уже здесь жили люди, а не вдруг откуда-то возникли. Увы, каждый год население села уменьшается на 15 человек. 360 человек у нас живут сегодня, было намного больше…

У нас тут два леса близ села. С одной стороны – Польский лес, его хотят сделать заповедником. С другой — Серебряный лес. В обоих лесах находятся истоки речки Грузской. Кое-где речка пропадает под землю, потом вновь возникает.

Местные легенды гласят, что здесь когда-то проходил Черный шлях, по которому татары гнали к себе в Орду пленников. И чумацкие шляхи здесь проходили, их же множество было. А в селе давным-давно было аж три шинка, естественно, чумаки сюда заезжали. И я мечтаю почувствовать себя чумаком. И в будущем на «Дикой груше» дать всем возможность почувствовать себя чумаками. Когда, простите, пятки смердят, но ты на своих волах покрываешь, не замечая, километры, и над тобою небо Украины…

А кого только не повстречаешь на «Дикой груше»?! Автор насчитал не менее шести кандидатов в народные депутаты. А еще встретил знакомых, которые ехали из Винницы в Киев, специально сделали крюк, чтобы побывать на «Дикой груше». Были здесь и блогеры «УЦ», в том числе и среди организаторов — без них теперь редкое культурное мероприятие обходится. Из пыльного жаркого Кировограда в Овсяниковку в этот день из известных личностей приехали предприниматель Андрей Табалов, ректор КИРУЭ Игорь Добрянский, многие другие люди, собирались и первые лица власти, но они были в это время в Киеве. Меньше всего просто отдыхать доводилось Станиславу Березкину. К народному депутату подходили простые люди, с какими-то, своими проблемами и вопросами. Что ж делать – положение обязывает. Было на «Дикой груше» много местных мастеров, продававших всякие поделки и сувениры. С легкой руки Березкина, самым популярным предметом продажи стал такой себе деревянный брелок-свистулька с такой себе однозубой вилкой (увы, забыл спросить название предмета). Народный депутат взял один, а потом пообещал еще пяток прихватить, люди вокруг тоже заинтересовались.

Ведущим фестиваля и одним из его соавторов-соорганизаторов является Павел Федчишин, директор Кировоградского районного Дома культуры (на фото):

— Долго готовятся такие фестивали?

— Начиная с июля я каждую неделю ездил в Овсяниковку, когда один, когда с волонтерами, помогавшими в организации и обустройстве. Мы этот фестиваль придумали и начинали вместе с Сергеем Васильевичем Верко, и для меня «Дикая груша» уже неотъемлемая часть жизни.

— Музыкантов-исполнителей подбирал сам?

— Да. Всего выступили в этот раз пятнадцать коллективов и отдельных исполнителей, любителей и профессионалов. У нас же люди выступают не за деньги, а для собственного удовольствия и удовольствия людей. А наше дело – обеспечить им дорогу, качественную аппаратуру и наше радушие. Мне кажется, все остались довольны…

В начале фестиваля звучал гимн Украины, а затем на специально сооруженной вышке в бочке был зажжен огонь, он горел весь фестивальный день. После был потушен для того, чтобы через год вновь зажечься.

Геннадий Рыбченков, «УЦ». Фото Андрея Гардашникова
и Александра Рыхлицкого.

«Дикая груша» — культурное древо: 10 комментариев

  1. Досі приємно згадати фест! :good: :good: :good: Ще раз дякую організаторам! І учасникам! Дуже драйвово було. :yes: :yes: :yes:

    Ой, «Фото Андрея Гардашникова» 🙂 :yahoo: :yahoo: :yahoo: Я тепер також записаний в історію «Україна-Центр»! 🙂 :yahoo: :yahoo: :yahoo:

  2. Андрей, там по колориту кобзарю не хватает морщин, усов, слабого здоровья и даже часто слепоты… :mail:
    Так было в истории… :unsure:

  3. Андрей…ой…так то ты играешь на кобзе???
    Звиняй, но из истории слов не выкинешь… :scratch:

  4. Стосовно тупих жартів про здоров’я людини — не вибачу. :negative: Ти не знаєш, мабуть, ціну того, як людина втрачає здоров’я… Не варто цього бажати будь-кому…

  5. «Фестиваль был зоной, свободной от политики. Не поверите – даже «самой» Партии регионов не дали поставить на поле палатки с агитаторами!»
    И к чему это сказано? Как в старом анекдоте — рыбы покрыты чешуёй, но если бы у них была шерсть то у них обязательно были бы блохи.

Добавить комментарий