В горячих ритмах босса-новы

О том, что такое босса-нова, в одном из предыдущих номеров «УЦ» доступно объяснил черкасский джазовый пианист Сергей Крашенинников. В минувший четверг бразильская «новая фишка» блестяще была представлена в театре Кропивницкого.

Начнем с публики. Она была, и это уже радует. Не избалованный джазом кировоградский зритель уже знал, когда аплодировать, как благодарить. К сожалению, не было ни одного букета, а цветы для известной певицы были бы приятным комплиментом. Но в целом атмосфера была празднично-музыкальной. Не обошлось без преждевременно ушедших, но партер, ложи и балконы под занавес были вознаграждены таким шикарным миксом двух коллективов, что настроение после концерта у всех было приподнятое.

Теперь об исполнителях. В первом отделении, на разогреве, играл уже известный кировоградцам коллектив — Cherkasy Jazz Quintet Сергея Крашенинникова. Прекрасные музыканты! Жаль, сыграли мало произведений. Хотя легко потянули бы на полноценный концерт в Кировограде.

Затем был непосредственно Brazil Bossa Nova Quartet — коллектив, исполняющий классику босса-новы, «бразильского музыкального стиля, возникшего на рубеже 1950-60-х гг. как сплав мелодики и ритмики бразильской самбы с гармоническим строем и импровизационным языком североамериканского джаза». Коллектив преимущественно исполнял музыку родоначальника босса-новы — Антонио Карлоса Жобима.

Квартет радовал своим талантом множество городов мира. К счастью, очередь дошла до Кировограда, за что огромная признательность директору театра им. Кропивницкого Владимиру Ефимову. Теперь мы не в Интернете и не на экране, а собственными глазами увидели именитого барабанщика Дудуку да Фонсеку, пианиста-виртуоза Элиу Алвеша и замечательного контрабасиста Арка Овруцкого (уже во второй раз). И, конечно, вокалистку «с большим вкусом и глубочайшим знанием репертуара босса-новы», которая много лет пела в ансамбле, сопровождающем самого Антонио Карлоса Жобима, — Маушу Аднет. Перед выступлением нам удалось с ними пообщаться.

— Для начала, чем бразильский, латино­американский джаз отличается от американского, новоорлеанского?

Дудука: — Не путайте латиноамериканский с бразильским! Первый играют на Кубе, в Пуэрто-Рико, Никарагуа и соседних странах, относящихся к Латинской Америке. Бразилия — это Южная Америка, единственная страна, где говорят на португальском, остальные — на испанском, и это имеет влияние на музыку. Люди, которые эмигрировали на Кубу и в Пуэрто-Рико, совершенно другие, чем те, кто приехал в Бразилию из португальских колоний в Африке — Анголы, Мозамбика. В общем, музыка совершенно другая. Латиноамериканская музыка — это румба и сальса (хотя кое-кто считает, что сальсу добавляют в еду). (Смеется). Самая известная музыка, которая пришла в Бразилию из Африки, — это самба. Но Бразилия — большая страна, и, кроме самбы, в ней много разных других ритмов. Сегодня мы будем играть только некоторые из ритмов босса-новы.

Еще одна важная вещь. Я изучал историю, так вот потомки тех рабов, которые пришли в Бразилию в XVI веке, в XVIII-XIX веках перебрались в Центральную Америку и дальше на север, вплоть до Нового Орлеана, и оказали серьезное влияние на американский джаз. Это моя версия. Кстати, еще одно тому подтверждение — это новоорлеанские карнавалы, очень похожие на бразильские.

— «Босса-нова» переводится как новая фишка. А в чем фишка вашего квартета?

Дудука: — В том, что мы играем все ритмы и все стили самбы. Что касается босса-новы — это мягкий вариант самбы.

Мауша: — Обычно самба — это барабаны, это простые песнопения. Босса нова — сложнее, замысловатей, мелодичней, современней, в ней другие подходы к гармонии, другая философия.

Дудука: — Самба-джаз родился одновременно с босса-новой, но самба-джаз — более инструментальная музыка, тут больше импровизации, а босса-нова — более вокальная.

— Мауша, Дудука, вы играли и пели с настоящими королями джаза. Скажите, эти люди оставались великими не только на сцене, но и в жизни?

Дудука: — Я имел честь работать с Антонио Жобимом — великолепным, гениальным композитором и чудесным человеком. Но Мауша работала с ним намного больше, чем я.

Мауша: — Он был одинаково великим на сцене и вне ее. Я видела большую звезду и одновременно простого человека, творящего гениальную музыку.

— Как правило, больше аплодисментов достается вокалисту. Это справедливо, с вашей точки зрения?

Мауша: — Я совершенно не согласна с этим.

— Дудука, в вашей семье еще кто-то играет джаз?

Дудука: — Мой брат играет.

Мауша: — Его родители привыкли слушать джаз, его мама — большой поклонник этой музыки.

— Мауша, как часто вы говорите Дудуке: «Ты играл, как Бог»?

Дудука: — Недостаточно часто!

Мауша: — Я всегда ему это говорю! И это правда.

— Дудука, а как часто вы говорите Мауше: «Ты сегодня пела, как ангел»?

— Каждую ночь!

Елена Никитина, Ефим Мармер, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий