Наш привет автодыру, или Путевые заметки

Исключительно по воле случая и трудового законодательства удалось побывать на непродолжительном отдыхе в Крыму. Писать об отдыхе — дело неблагодарное, грустное и нудное. Грустное — так как сам отдых только-только закончился, а ностальгия по нему уже началась, а нудность оного процесса объясняется тем, что в первые три дня по возвращении вопрос «Ну, как отдохнул?» устойчиво вызывает тяжелую форму раздражения. Посему рассказ будет касаться не самого отдыха, а наблюдений во время пути туда и обратно. Не ставя перед собой цели оценить работу областных автодоров (или, как говаривают некоторые водители, автодЫров), просто попробуем описать ощущения пассажира, сидящего рядом с водителем автомобиля.

Итак, началось всё с выбора маршрута. Информация, полученная из достойных источников (а таковыми считаются свидетельства очевидцев, личный опыт и более-менее подробные отчёты из интернет-форумов), сразу же вычеркнула из списка дорогу через славный город Николаев. И это не из-за нелюбви к городу корабелов, а благодаря «славе» главного пункта питания на этой дороге под дивным названием Воссиятское. Одно это слово вот уже много лет вызывает зубную боль у водителей, рискнувших или вынужденных ехать по дороге Кировоград — Николаев. Именно участок этой трассы между Воссиятским и Николаевом называют одной сплошной ямой, где любимая поговорка «больше газу — меньше ям» не только теряет всякий смысл, но и становится причиной значительных затрат на ремонт ходовой автомобиля. Все эти соображения привели к тому, что мы направились в сторону Кривого Рога, намереваясь проехать к вожделенному морю через территории Кировоградской, Днепропетровской, Херсонской областей и, естественно, по дорогам Крымского полуострова.

Кировоградские дороги можно описать двумя словами: «бывало хуже». Ибо, действительно, образцом дорожного покрытия «это» не назовёшь, но ехать уже можно. Участок нашего маршрута проходил через Покровское — Новгородку и с первых километров обнадёжил небольшим количеством многотонных фур как в попутном, так и во встречном направлении.

Въезд на территорию Днепропетровщины можно различить только благодаря наличию межевых знаков, желающих счастливого пути при выезде и приветствующих при въезде на территорию области. Наибольшую трудность представлял собой проезд через Кривой Рог. Без знания маршрута или наличия навигатора это становится делом очень нелёгким. Количество указующих табличек на дорогах нашей Родины оставляет желать большего, а в случае с Кривым Рогом оно ещё и способно существенно удлинить маршрут. Если бы не «умная девочка» (так мы назвали голос навигатора, упростившего процесс пересечения города металлургов), висящие над головой знаки-подсказки могли завести нас в неизведанные криворожские дали. Второй отличительной чертой города можно назвать устойчивый запах «чего-то», что непривычный кировоградский нос идентифицировать не смог, а привычный криворожский, скорее всего, и не заметил. Посовещавшись, решили, что это специфический запах большой промышленности…

Пересечение границы Херсонской области не прошло незамеченным в первую очередь из-за наличия вдоль трассы вызывающе-зелёных указателей «Экологически чистая область». Они поднимали нам настроение в первую очередь не своим содержанием, а напоминанием, что итоговая цель путешествия становится всё ближе. А вот по поводу содержания… Кроме этих надписей, никаких других признаков «экологичности» обнаружено не было, так что приходилось верить авторам на слово, закрывая глаза на мусор на обочинах, оставленный проезжающими нерадивыми отдыхающими.

На Херсонщине радовали глаз мелькающие в темноте придорожные палатки, окруженные арбузными залежами. Терриконы арбузов давно стали визитной карточкой этой самой «экологически чистой области». Ну и как же без рыбных базаров, работающих круглосуточно и круглогодично?! Редкий путешественник, знакомый с выбранным нами маршрутом, не вспомнит о рыбном рынке в Марьянском. В любое время дня и ночи он поражает утомленный дорогой взор посетителя невообразимым количеством всевозможнейшего вялено-копчёного рыбного многообразия. Хотя в последние годы цены на рынке сравнялись с кировоградскими, свежесть, доступность и возможность «пощупать-понюхать» заставляют делать непродолжительную остановку именно возле этого рынка, чтобы наполнить салон автомобиля незабываемыми ароматами, а голову — расчётами о необходимом количестве пива, соответствующем приобретённому количеству рыбы.

Ещё одним развлечением для ночного путешественника стали указатели поворотов к населённым пунктам области. Неведомо, кто занимается их реставрацией, но именно в Херсонской области сии указатели заставляли недоумённо задумываться над их содержанием. Вот скажите, что вам приходит в голову после прочтения указателя, гласящего, что с правой стороны дороги, в трёх километрах от неё, находится населённый пункт под названием «щенок»? И только приблизившись на расстояние полутора — двух метров, обнаруживаешь, что в дальнем свете фар отблескивали далеко не все буквы, а на самом деле посёлок называется Крещеновка. Просто у реставраторов не оказалось под рукой необходимых светоотражающих материалов, вот в ночное время и приходилось удивляться таким населённым пунктам, как Певка (Петровка), Урник (Ударник) и тому подобное. Без сомнения, такая «зарядка для ума» будоражит засыпающего водителя и снижает аварийную опасность на дорогах, однако нет уверенности, что авторы сих произведений рассчитывали именно на это.

Долгожданный Крым сообщает о себе запахом Сиваша, который очень хочется считать «морским», и очередями на заправках. Умудрённые опытом водители стремятся запастись бензином именно в самом начале Крымского полуострова, памятуя о проблемах с качеством и ценой на «корм» для автомобиля, которые сопровождали каждую поездку на ЮБК ещё каких-то десять лет назад. С тех пор ситуация на ниве горюче-смазочных материалов в Крыму значительно изменилась в лучшую сторону, однако не зря говорят в народе: «Береженого Бог бережет». Хорошее настроение приезжающих и уезжающих отдыхающих сопровождается креативными «исправлениями» на островках безопасности, что расположены возле АЗС. Кажется, и самим работникам станции не хочется исправлять надпись «Місце для осадки жирів» и «Місце для кур», что в первоначальном варианте обозначало место посадки пассажиров, сопряженное с местом для курения.

Следующим пунктом остановки для автолюбителей, едущих на восток Южного берега Крыма, становится город Джанкой. Часто название Джанкой переводят с крымскотатарского как «душа-деревня» или «милая деревня». Сначала так и показалось: как только вблизи многочисленных кафешек вдоль дороги останавливался незадачливый водитель, его машину окружала стая «упрашивателей», которые настойчиво (если не сказать навязчиво) приглашали посетить именно их заведение, превознося все его преимущества и прелести выше небес. Такая активность официантов кафе (а это были именно они) объясняется при получении счёта за непродолжительный «перекус». Самая нижняя строка его гласит: «Плата за обслуживание — 10%». Интересно, а как вышеуказанные проценты взимаются с комаров, коих в воздухе витает превеликое множество, а остановившиеся проезжающие становятся для них эксклюзивным блюдом? Очень похоже на то, что у этих кровососущих аборигены восторга не вызывают, судя по тому, как агрессивно они облепляют все открытые для доступа части тела приезжих, старательно минуя местных жителей.

Последние пару сотен километров до конечного пункта сопровождаются накопившейся усталостью, которая безуспешно борется с поднимающейся из глубин души радостью от приближения долгожданного моря, и достаточно ровными дорогами, усыпляющими пассажиров непродолжительными подъемами и спусками, столь характерными для степной части Крыма. Однако совсем иначе воспринимается окружающая обстановка в горах! И пусть сами по себе Крымские горы невысоки, но сам факт их наличия действует на организм значительно более бодряще, чем чашечка самого крепкого кофе!

И хотя описание самого отдыха не является целью данного материала, хотелось бы поделиться только двумя наблюдениями о Судаке: первое — это невообразимое количество отдыхающих, которые на бесплатных пляжах (есть там такие!) стояли в очереди к морю, как пингвины в Антарктиде. И второе наблюдение, которое стало случайным неправильным прочтением подлинной вывески на государственном предприятии, вблизи которого находилась выбранная нами мини-гостиница: «Питомник многолетних наслаждений». Ну уж очень не хотелось убирать из неправильно прочитанного названия лишнюю букву!

Алексей Гора, «УЦ», Кировоград — Судак — Кировоград.

Наш привет автодыру, или Путевые заметки: 2 комментария

  1. Сегодня 49 лет ГАЕ.К автодыру он не имеет никакого отношения и слава Богу.

  2. После новостей по земле,дорогам и пр. вещам, следовало бы опубликовать хотя бы фамилии \должностя героев дел сиих.Понимая,что «УЦ» не орган ОГА,пожалуй следует обратиться к губернатору с просьбой сделать это через «НС».

Добавить комментарий