«Почетная» трибуна. Анатолий Кривохижа

Анатолий Кривохижа — создатель и многолетний руководитель легендарного заслуженного самодеятельного ансамбля народного танца Украины «Ятрань». Народный артист Украины сам стал легендой. Почетный гражданин Кировограда, он является бесспорным авторитетом для нескольких поколений кировоградцев. И даже для тех, чья деятельность не связана с хореографией.


В декабре этого года Анатолию Михайловичу исполнится девяносто лет. Наше с ним общение было комбинированным: часть мы записали по телефону, часть он набрал на компьютере (лично!) и прислал на электронный адрес. Говорил о культуре, что естественно. Может, не всё и не всем понравится, но Кривохижа имеет полное право называть вещи своими именами.

— Если говорить серьезно, государство начинается с культуры. История народа, его быт, традиции, обряды сохранялись веками. Культура — это все, начиная с информации, включая все жизненные устои. В Кировограде, к сожалению, не все благополучно с традициями, которые сохраняли бы данное Богом.

Мы говорим, что у нас всегда были свои мастера в искусстве. На самом деле, все, кто состоялся, это те, кто в свое время уехали в столицы. Оставшиеся здесь, если разобраться, доживали свой век в статусе провинциальных умельцев, поскольку руководители в сфере культуры часто были случайные люди. Это началось еще в советские времена: если в сложных профессиях партийный товарищ не тянул по своим возможностям, его отправляли в культуру, мол, там большого ума не надо. Эта публика у нас традиционно возглавляла отделы, управления и учреждения культуры.

Талантливые люди у нас были всегда. К нам приезжали и приезжают смотреть и учиться. В нашем музее истории украинского хореографического искусства в позапрошлом году были три группы (сто восемьдесят человек) из Канады. Музей пополняется благодаря международным контактам, которые я поддерживаю. Главное то, что люди интересуются, тянутся к знаниям, которые помогают им в их работе.

Молодые люди, которые учились у Короткова и попали в Киев, имеют перспективу не только в зарплате, а те, кто остался здесь, в лучшем случае имеют возможность работать в театре или филармонии на скромную зарплату. Многие едут за границу на заработки. Люди, которые в свое время помогали и поддерживали искусство нашего края, умерли, а подобные им еще не родились.

Чаще всего люди творческих профессий оставляют художественные учреждения в случае, когда их выносят вперед ногами. Чтобы сохранить человеческое достоинство, я вынужденно оставлял кировоградскую филармонию дважды, поэтому имею опыт уходов, чтобы не выносили. Для приобретения популярности некоторые руководители накрывают столы и приглашают нужных людей. Как правило, когда у приглашенных перед глазами дорогие напитки и изысканные закуски, они не могут сказать что-то нелицеприятное хозяину, начинаются соревнования в красноречии. Озвучивается ложь, которая порождает веру хозяина в некую исключительность, а со временем эта ложь продуцирует зло, потому что «уважаемый» пытается убедить подчиненных в том, во что поверил сам.

Спрос, как известно, рождает предложение, но, если спрос не прогнозируется, а предложения делать некому, остается снова накрывать столы и слушать приятные поздравления. Что-то изменить в системе, наработанной годами, невозможно, но, облегчая душу, кто-то должен об этом сказать.

Лет пять назад со мной связался некий Доценко из Нью-Йорка, из организации «Відродження». Он спросил, можно ли возродить ансамбль «Ятрань» и сколько для этого нужно денег. Я сказал, что это невозможно, так как ликвидированы база, все имущество, инструменты, костюмы. Зал перестоен для спортивных занятий. Николай Алексеевич Сухомлин спрашивал меня, можно ли взять новый существующий коллектив и назвать его «Ятрань», чтобы таким образом сохранить звания и всемирную известность. Таким коллективом мог бы быть только «Пролісок» Короткова с его базой. Но у него свои заслуги и своя слава. Кажется, он не согласился.

Учитывая жизненные проблемы сегодняшнего дня, смог бы я вернуться, чтобы исправить то, что случилось с «Зорянами»? Это невозможно, потому что была потеряна атмосфера творческого процесса в коллективе. Компенсировать коммерческие гастроли выездами на фестивали — это забава для самодеятельности, поэтому из коллектива уже освободилась половина лучших профессиональных исполнителей танцевального состава — люди едут на заработки за границу. Трудно поверить, но непоправимое уже произошло. Хотелось бы сохранить хотя бы идею новой формы до лучших времен, только кто ее будет реализовывать и с кем?

Люди, назначенные для управления искусством, и те, кто их назначает, должны осознать: должность — это еще не знания и Богом данный талант. Отсутствие профессиональных знаний в таких случаях напоминает общение глухого с немым, поэтому, пока художественными учреждениями будут руководить не профессионально подготовленные люди, а случайно назначенные, эта традиция будет вечной.

Подготовила Елена Никитина, «УЦ».

«Почетная» трибуна. Анатолий Кривохижа: 2 комментария

  1. Вот как можно было не беречь Ятрань? Как? Таких ансамблей на весь СССР было несколько десятков, а уж на Украине — 2 или чуть больше!! Ох, не каждый может создавать красивые и интересные танцы, ох, далеко не каждый… Спасибо Вам, Анатолий Кривохижа!!

  2. На мою думку, Кривохижа один з небагатьох(!) із «списку», хто справді МАЄ ПРАВО носити високе звання Почесного гомадянина міста. І носить його з гідністю!

    Здоров»я Вам і оптимізму, Анатоліє Михайловичу!

Добавить комментарий