Вся правда для родителей

Работа по призванию — большое счастье. Не каждому удается не ошибиться в выборе профессии. Шаг в правильном направлении после окончания школы — удача. Мне она улыбнулась…


В далеком 2009 году я начинала свой тернистый путь в педагогике в обычном детском саду. Это был год неизгладимых впечатлений самого разного характера. Долго поработать не получилось (о причинах — ниже), но остались выводы и наблюдения, которыми хочется поделиться.

Заведующая. Существует обобщающий портрет, а может, и стереотип: всегда одета, как Ангелина Вовк на конкурсе «Песня года», на совсем не тонкой шее совсем не тонкая золотая цепь, на пухлых пальчиках — колечки. Публично это звезда педагогики, источник добра и света для родителей, детей и воспитателей, взгляд честный и преданный, перед начальством стремительна, как изрядно располневшая Ника Самофракийская, только без крыльев за спиной. Но какова заведующая на самом деле  — знают лишь подчиненные. Заведующими просто так не становятся, и, как подсказывают наблюдения, педагогический талант тут в основном ни при чем.

Воспитатели. Поделим их на три группы. Первая — любимчики заведующей, вторые — нормальные, третьи — просто смирились. Быт первых довольно скучен. Безмолвная покорность: сказано красить батареи зимой (а было и такое), будут красить. По большому счету, это упрощенная копия заведующей, но без такого количества драгметаллов на себе. Вторые не всегда удобны заведующей, и это, как правило, молодые, предприимчивые, любящие детей педагоги. Третьи просто работают, без амбиций, перспектив, лишний раз не высовываются.

Особняком стоят «опытные» работники. Как правило, предпенсионного возраста, давно уставшие от детей и детсадовской возни тетки, с устойчивым чувством недооцененности, с потребностью выпячивать свои успехи за период с начала прошлого века и до сегодня, склонны к дедовщине. У них всегда все четко: планы написаны, все по требованиям, все расставлено, уложено, развешено. Помнится, когда впервые зашла в группу к такому воспитателю, была впечатлена. В идеальном состоянии игрушки, уголок уединения, кухонька, мини-песочница, инструменты — все, как требует программа. Все родители, видя это, были в восторге, группа была образцовая. Но, как оказалось, детям ко всему этому прикасаться нельзя. Воспитатель фурией летала по группе и следила, чтоб дети ничего не трогали. Дети ее группы за предел ковра боялись ступить. Тайный смыл этих декораций открылся позже. В группе на недосягаемых верхних полках стояли красивые игрушки. Как выяснилось, «на случай проверки». Собственно, то, что эти игрушки куплены родителями для детей, никого не волновало. Зато резиновую куклу с надписью «Москва 1980» давали всем.

Со временем стало понятно, что все яркие события в этом саду делаются для и во имя одного человека — заведующей. Или, как ласково ее называл коллектив, «завы». Сигналом о том, что «зава» на месте, служило похлопывание себя по плечу (символическое обозначение погон). Сигнал передавался обязательно при приближении к детсаду, при угрозе очередной вспышки активности, просто, чтоб не расслаблялись.

Мой приход в детсад был воспринят позитивно. Я была молода и активна. Родители присматривались, коллеги наблюдали, заведующая восхищалась моей работой в интервью журналистам. Но в какой-то момент я вышла за рамки. Организовала мероприятие, спортивную группу в саду, привлекла спортивную организацию, меня пригласили на конференцию по данному вопросу. Кроме того, я отказалась выполнять прихоти (именно прихоти) начальства. Захотелось начальству бассейн — копайте, носите камни, захотелось запечатлеть навечно название детсада — выкладывайте щебнем, красьте, вырисовывайте. И плевать на твое личное время, семью, усталость после работы. Это были не просьбы, а именно приказы. Наглые, безапелляционные, в любое время. А когда все сделано, проверке показывают «свое» новаторское, прогрессивное и неординарное руководство. То, что за этой красотой стоит хамское отношение к людям, вопрос тридесятый.

В какой-то период отношение к «свежему» воспитателю резко изменилось. Все, что делала, стало неправильным. Включала детям классическую музыку перед сном — запретили, давала игрушки — запретили, неправильно выводила детей на улицу, не так проводила занятия и т. д., и т. п. Началась банальная травля на работе. «Зава» пообещала меня выжить и сдержала слово. Но спасибо за опыт и за вопросы, на которые до сих пор нет ответов.

Например, куда деваются деньги, сданные родителями? Фонды садика, понятно, сдавали заведующей. Но и фонды группы тоже изымались. Куда? Это ж для группы. Когда-то суммировала все, что сдается на бытовую химию, канцелярию, мебель, окна и т. д. Получались внушительные суммы. Но в чем они выражались, непонятно.

Что показательного? Не воровство, а «по-тихому». Система, какое бы ЧП ни произошло, всегда пытается все решить по-тихому. Система оберегает, страхует и защищает каждого своего члена. Именно поэтому случайных людей там нет. Но бывают сбои. И вот тогда те, кто все «заминал», начинают громко и искренне выражать озабоченность, негодование, разочарование, демонстрируют шок и возмущение. И всячески публично отгораживаются от вляпавшегося собрата. Но система очень любит фотографироваться и позировать, говорить красивые вещи про «мы семья», «мы делаем одно дело», «дети — наше будущее» и прочие дежурные банальности. Принцип — не быть, но казаться. Если вы к системе не относитесь или не согласны с ней, вас вышвырнут.

Родители. Часто сталкивались с тем, что вы спрашиваете ребенка о проведенном дне, а он молчит? Не мучайтесь. Поиграйте с ним «в детсад», когда ребенок в роли воспитателя. Дети покажут, как воспитатель ходит, сидит, говорит, передаст интонации, процитирует.

Хотите узнать, что за человек воспитывает ваших детей? Тихонечко придите в сад в период репетиций утренников и постойте возле актового зала. Все услышите. Если ребенок не хочет идти в детсад — это неспроста. Не успокаивайте себя тем, что он не любит ходить в детсад. Это не всегда так. Присмотритесь, прислушайтесь, поиграйте.

Отдельная тема — родители, которые любят дарить шоколадки, душевно беседовать с педагогом, самоотверженно собирают деньги на дни рождения воспитателя, поздравляют со всем, чем только можно. Да, ваши детки на утренниках всегда впереди, роли у них замечательные, другие на их фоне — как декорации, их хвалят, но… Запомните: если педагогу нужен «бонус» — это плохой педагог, если он вашего ребенка выдвигает на первый план в ущерб другим — это плохой педагог, и он так же безразличен к вашему чаду, как и к остальным. И говорит лишь то, что вы хотите слышать, и показывает, что хотите видеть. И сколько бы вы ни сюсюкались с ним — этого не изменить.

Часто можно встретить информацию о том, что учитель/воспитатель ударил, унизил, оскорбил ребенка. Родители идут жаловаться, но педагога защищают другие родители. Так и хочется спросить: вы больные? Не вашего ударили или унизили? Так ваш, возможно, смотрел на это. Или даже участвовал. Что зародится в его голове после этого? Что-то здравое? А ведь это как раз те родители, которые стайкой бегают за педагогом, они всегда и во всех комитетах, родительских организациях, с цветами, тортиками и лобызаниями. Гляди, стишок дадут красивый, роль в выступлении поярче, балл подтянут.

Не хотелось этим опусом нагнать тоску и ужас. Есть ведь и совсем другие заведующие, и никого не хотелось оскорбить. Была бы такая цель, можно было бы преувеличить или насочинять. Может, кто-то из педагогов начнет громко и искренне выражать озабоченность, негодование, разочарование, демонстрировать шок и возмущение… Но запомните: вы работаете не просто с детьми, а с их судьбами, а если существует то, о чем написано выше, то как ни рядитесь, а за плохое, равнодушное, жестокое, глупое, показушное, наигранное, непрофессиональное отношение к ним всегда вернется вам. Касается всех.

Татьяна Значковская — специально для «УЦ».

Опубликовано Рубрики 10

Добавить комментарий