В день выхода этого номера газеты в Кировоградском академическом областном театре кукол — очередная премьера: театральный коллектив порадовал взрослых зрителей спектаклем по произведению Николая Гоголя «Вий». Согласитесь, «Собачье сердце» М.Булгакова, «Декамерон» Д.Бокаччо, и вот теперь «Вий» — кто-то еще продолжает думать, что кукольный театр — исключительно для малышей? О работе над спектаклем и предстоящей премьере журналистам кировоградских СМИ рассказали Евгений Юзефович Гимельфарб, главный режиссер Кировоградского театра кукол, главный художник театра кукол Павел Босый и директор театра Григорий Николаевич Педько.
— Работа идет очень активно, спектакль уже практически на выходе, 5 и 6 декабря мы сыграем премьеру, — рассказывает Евгений Гимельфарб (на фото). — К тому, что сегодня кукольный театр — это синтетический вид искусства, привыкли даже дети, которые приходят к нам. Они видят и взрослых, открытых актеров в драматическом плане, и с куклой в руках, и ширмовые спектакли. Мы не отрицаем традиций театра кукол, но пытаемся идти в ногу со временем.
Мы ставим этот спектакль, потому что увидели там проблему — общечеловеческую проблему. Если говорить о том, о чем мы ставим спектакль, то я бы сказал, что он об искуплении первородного греха. Ведь мы с вами все грешники, поэтому и были изгнаны из рая. И отношение к любви должно быть очень чутким, потому что оно изначально греховно, Бог покарал за это грехопадение. Я думаю, что сейчас как раз самое время говорить на эту тему, потому что, к сожалению, мораль в нашем обществе опустилась довольно низко. Спектакль, естественно, будет отличаться от повести Гоголя, потому что есть один вид искусства — он называется литературой, а театральное произведение — это совершенно другой его вид. Мы и не пытались проиллюстрировать произведение Николая Васильевича Гоголя, мы делали свое сценическое произведение. Приходите — посмотрите.
Музыкальным оформлением занималась Наталья Андреевна Бурая, с которой мы делаем уже не первый спектакль в Кировоградском академическом театре кукол, а вообще я с ней сотрудничаю уже более сорока лет — это моя жена (смеется. — Авт.). И меня устраивает та музыка, которую она делает.
Жанр спектакля — мистическая драма, и тут никуда не денешься. Будут и мистика, и эффекты, театр кукол в этом плане гораздо богаче драматического театра. И здесь кукла сыграла свою роль безусловно.
К разговору подключается главный художник театра кукол, известный в определенных театральных кругах США, профессор сценографии, работавший в университетах Оукленда и Сан-Диего, Павел Босый, о котором «УЦ» неоднократно писала.
— Я сценограф цієї вистави, тобто працюю над сценографією, костюмами, допомагаю нашому художнику по світлу. А взагалі я головний художник театру. Це моя перша вистава в кіровоградському театрі ляльок, і спочатку я думав, що буду вільною птицею, а буде виставу ставити запрошений художник. Але так сталося, що я почав тут працювати и відчув, що це місце, де мені дуже комфортно.
Про «Вій» розповідають, що це містична, навіть проклята п’єса, пов’язана з кошмарними речами, я впевнений, що це просто легенда, тому що мене «Вій» до цього театру привів. Це дуже велика вистава за всіма стандартами. По-друге, це велика література, в якій складні цікаві філософські проблеми, і треба їх передати мовою візуальних метафор. Придумав поставити цю виставу Григорій Педько, він і познайомив мене з Євгеном Юзефовичем. До того я бачив його вистави «Декамерон» і «Собаче серце», і мені запропонували разом зробити «Вія». Я, коли починав свої перші кроки в театрі, дуже хотів «Вія» зробити, та не склалося. Люди бояться його ставити. Це справді дуже відповідально, це нелегко…
Мы не могли не побеседовать и с директором театра кукол Григорием Педько.
— В нашому театрі вже є дві вистави для дорослого глядача — «Декамерон» та «Собаче серце». Сергій Шаловський, онук Булгакова, дав нам ліцензію на цю виставу, яка дає нам всі права на неї, і наразі лише два театри на території СНГ мають право ставити «Собаче серце» — наш і Незалежний московський театр, який приїздив в Кіровоград з цією виставою. І ми вирішили, що для дорослого глядача нам репертуар треба поповнювати, тому що театр повинен бути повноцінним, охоплювати всі вікові категорії. Також ми є другим театром в Україні, який має повноцінні спектаклі для дорослих, ще Харківський театр ляльок. Хочу ще додати, що тільки два театри ляльок з України внесені в Міжнародну театральну енциклопедію — це, знов-таки, харківський театр і наш, кіровоградський. Ми зараз готуємося до свого 75-річчя, яке будемо відмічати наступного року, і хочемо, щоби до цієї дати в нас було 50 на 50 вистав для дітей та для дорослого глядача. Але ми не хочемо повторювати вистави, які є в інших театрах, ось «Вій» сьогодні в Україні ніхто не ставить, ми будемо першими.
В ходе беседы все высказывали единое желание: чтобы наши местные власти приняли участие в современном техническом оснащении театра, чтобы можно было ставить много новых постановок, требующих и другого звука, и света, и спецэффектов, а также в модернизации зрительного зала. Кстати, я была поражена тем, как при таком финансировании культуры (это ни для кого не секрет!) руководство театра умудрилось, собирая копеечку к копеечке, сделать достройку и хороший ремонт в части здания. Им бы помочь с залом и аппаратурой — и Кировоград театральный гремел бы на просторах не только Украины!
Кстати, за несколько дней до премьеры билетов в кассе практически не было, поступали и коллективные заявки. Что ж, на премьеру мы с вами не успели. Следите за афишами!
Ольга Березина, фото Елены Карпенко, «УЦ».