Традиционно считается, что любви покорны все возрасты. А вот в преклонную пору жизни садиться за парты якобы бесполезно, бессмысленно и даже стыдно. Однако, как выяснилось, освежить забытые школьные знания, а главное — идти в ногу с научно-техническим прогрессом или освоить совершенно новую науку можно даже в так называемом третьем возрасте уже и в нашей стране.
В Украине все большую популярность получают так называемые высшие народные школы. Однако, в отличие от истории таких заведений прошлого, они рассчитаны именно на слушателей пенсионного этапа жизни. В прошлом году прошел уже третий форум Высших народных школ России и Украины. Причем — в Кировограде, на базе Кировоградского института развития человека.
Кстати, здесь, в «Украине», народная школа работает уже несколько лет. Впрочем, обо всём по порядку.
В основе концепции народных школ лежит идея обучения на протяжении всей жизни совершенно без ограничений и беспрерывное образование как неотъемлемая часть программы социального единства. Согласно концепции, образование, обучение взрослых служит залогом устойчивого, постоянного развития человека и стабильности общества. Это если кратко.
Впрочем, если отойти от теории, которой, как раз, на сегодняшний день не так уж и много, ситуация с народными школами в Украине сегодня такова. В разных местах страны они уже существуют по несколько лет — со свомим традициями, порядками, уставами и прочими регламентными особенностями. Первой «высшей народной» ласточкой стал Университет третьего возраста, открытый в Ковеле, на Волыни. Он основан на базе Ковельского территориального центра социально-бытовой реабилитации и успешно существует уже пять лет. Здесь есть пять факультетов, и недавно открылся еще один — нетрадиционной медицины. Интересно, что возрастные студенты (а их здесь больше сотни) сами решают, сколько им нужно времени для обучения — год, пять или десять лет. Чем не критерий популярности, интересности и полезности такого вуза?
Сравнительно недавно вуз для пенсионеров появился на Полтавщине, в Кременчуге, на базе Кременчугского института Днепропетровского университета экономики и права. Затем университеты третьего возраста были учреждены и начали работу в Днепропетровске и Киеве.
Киевский университет для пожилых людей создан на базе Территориального центра N2 в Шевченковском районе. Это полноценное учебное заведение — здесь есть ректор, устав, эмблема и гимн. Правда, дипломы выпускникам не выдают, каникул, студенческих билетов, оценок и экзаменов тоже нет. Но, как и положено настоящему университету, здесь принимают студентов на добрый десяток факультетов: юридический и психологический, информационных технологий и английского языка, литературно-художественный и здорового образа жизни, хорового пения и национального танца, краеведческий и декоративно-прикладного искусства… Осваивают эти науки почти девять сотен слушателей после 55 лет, самой старшей студентке исполнилось девяносто… Кстати, на какое-то время набор в университете даже пришлось… прекратить — из-за отсутствия свободных мест.
В Кировограде пенсионеры тоже имеют возможность учиться — в Высшей народной школе при Кировоградском институте развития человека на этот раз изъявило желание заниматься 150 слушателей, многие из которых заинтересованы в посещении сразу нескольких факультетов. Так что в нынешнем учебном году список факультетов пришлось даже расширить. Итак, здесь можно изучать: английский и немецкий языки, компьютерную грамоту, философию, религию, политику, основы ведения бизнеса, психологию, здоровье человека, краеведение, ландшафтный дизайн, декоративно-прикладное искусство, посещать группу «Здоровье». Кроме того, квалифицированные специалисты читают своим слушателям лекции по основам юридического права, налогового законодательства и даже основам ведения бизнеса — есть студенты, которые планируют открыть собственное дело как возможность получить неплохую прибавку к пенсии и даже сколотить кое-какой капитал…
Почтенные студенты даже… книги издают! Так, несколько лет назад слушательница ВНШ при «Украине» Галина Суховещенко выпустила настоящее, полноценное издание — «Путеводитель по Кировограду» и презентовала его к 255-летней годовщине нашего города…
Интересно, что, с учетом возрастных особенностей слушателей, к их услугам — не только библиотека, компьютеры и Интернет, но и тренажерный зал, и возможность проходить профилактические процедуры, сеансы массажа, ароматерапии и фитотерапии… При этом активные и любознательные пенсионеры в своем соку, что называется, не варятся — участвуют в жизни института и ездят по интересным местам. К примеру, интереснейшими получились поездки по святым местам — в Свято-Троицкий Мотроновский женский монастырь в Черкасской области, Свято-Богоявленский женский монастырь Диковки, Крестовоздвиженский храм и усыпальницу семьи Раевских в Разумовке…
Организаторы ВНШ убеждены: занятия здесь помогут возрастным кировоградцам компенсировать собственную невостребованность, повысить уровень знаний, общаться с родными и близкими с использованием самых современных средств коммуникации…
Но, как выяснилось, к знаниям и общению тянутся не только горожане. Наоборот, на периферии, где возможностей для приобщения к науке и времени для совместных занятий гораздо меньше, необходимость в таких школах ещё больше. Поэтому, когда в прошлом году в Санкт-Петербурге проходила международная конференция по высшим народным школам, Кировоградщина тоже приняла в ней участие. Кстати, наша делегация была единственной от Украины… После этого сначала на уровне высших органов власти, а затем в масштабах области было принято решение — такие школы нужны в каждом районе, и они должны быть созданы. За образчик, как и в России, вполне можно было бы взять школы земские, которые, как известно, существовали в империи до прихода к власти большевиков. Но, конечно же, с учетом современных требований науки и техники и специфического возрастного контингента.
Через полгода после решения внедрить хорошую, полезную инициативу на базе районных и городских библиотек области начала работать первая Высшая народная школа на периферии — в Новой Праге Александрийского района.
Директор Александрийской районной централизованной библиотечной системы Надежда Чуянова в разговоре с журналистом «УЦ» с очевидным удовольствием сообщила — никто не ожидал, что под крышей школы соберется столько активных и интересных людей.
В этом мы смогли убедиться сами — приехав в Новую Прагу. Забегая вперед, скажем: здесь распоряжение властей выполняется пока исключительно на голом энтузиазме. Судите сами: школа действует под эгидой библиотеки и в её же помещении. Хотя, в свою очередь, библиотека сама пользуется гостеприимством музыкальной школы: книги здесь на первом этаже, музыка — на втором. Занятия народной школы проходят в комнате, где потом занимаются ученики школы музыкальной. Так что занятия приходится — если хочется подольше обсудить заинтересовавшую тему урока — продолжать и в коридоре… Тем не менее, энтузиазму «школьниц» (мужчин здесь пока нет), которых называют здесь «хозяйками», нужно только позавидовать. Под крыло почтенных учениц (их здесь от полутора до двух десятков занятия посещают) собрала заведующая библиотекой Любовь Бутко. Пока заниматься решили раз в две недели.
Перед тем как пойти в первый класс во второй раз, желающие снова посещать школьные уроки заполняли анкеты — для того, чтобы определиться, по каким направлениям и предметам больше всего нужны занятия. Как выяснилось, самой важной и актуальной стала тема здорового образа жизни, а также прикладное искусство и азы компьютерной науки. Любовь Васильевна рассказывает: просвещать учениц на тему здоровья и элементарных медицинских знаний приглашают профильных специалистов, которые уже ушли на заслуженный отдых и не связаны рабочим графиком. Мы сами смогли убедиться — возможность получить новые знания на эту тему приводит «хозяек» в полный восторг. Нам увлеченно пересказали лекцию о том, как заботиться о зрении и укреплять его, а одна из учениц, Тамара Сидоровна Пасичная, на встречу с нами даже собственный конспект на эту тему прихватила… Первое занятие в школе началось с зарядки, и весь класс охотно пользуется упражнениями, привезенными одной из «школьниц» из санатория…
Прикладное искусство — особенно близкий в этой школе предмет. По большому счету, и школа-то организовывалась здесь на базе кружка вязания, куда ходила большая часть нынешних учениц. Поэтому-то и открывали её выставкой собственных работ, и на уроках обсуждаются петли и узоры… Может быть, именно это обстоятельство заставляет сильный «школьный» пол пока обходить занятия стороной: мол, не мужское это дело — узорные шали разглядывать… Хотя, говорят женщины, домашние мужчины на занятия отпускают их охотно, даже напоминают о том, что пора на уроки…
Что касается компьютерной грамотности, то все условия для таких занятий в школе есть — библиотека предоставляет компьютеры из числа выигранных в рамках всеукраинской программы «Библиомост», а также бесплатный Интернет. Кстати, на днях азам работы на ПК начали учить и в Знаменке — тоже в рамках готовящейся к открытию ВНШ.
По большому счету, необходимость в общении и наличие объединяющих факторов (той же библиотеки или кружка) уже давно на самом деле собрали и сплотили дружный и активный коллектив.
— Нам интересно друг с другом, — говорит Любовь Ивановна Марченко (она, кстати, одна из главных в школе мастериц-вязальщиц). — До этого мы часто собирались в том или ином месте, в том числе и в гостях друг у друга, — вспоминает Лиза Фёдоровна Поденежная. — А теперь, кроме общения, ещё и возможность получать новые знания появилась…
Пока школе всего месяц. Но здесь уже вовсю думают, куда двигаться, как развиваться. У каждого — свои предпочтения и потребности: скажем, Валентина Сидоровна Зубова хотела бы, чтобы школа имела свой тренажерный зал, а Тамара Сидоровна Пасична хотела бы видеть в списке предметов юридическую консультацию — мол, земельное законодательство самостоятельно не одолеть во всех его нюансах… Запланированы здесь занятия по фитотерапии, совместные поездки в знаковые и сакральные места — в Диковку, Искровку, Пирогово…
В Высшей новопражской школе категорически настаивают: здесь не клуб знакомств, не кружок «Умелые руки», не группа «для тех, кому за». Для того, чтобы посещать школьные занятия, ограничений практически нет — ни по полу, ни по возрасту, ни по роду занятий. Среди слушательниц есть врач и учитель-филолог, парикмахер и зоотехник, воспитатель и доярка, продавец и инженер, предприниматель и ветеринар…
Впрочем, не в обиду замечательным энтузиастам из Новой Праги, школой этот теплый круг можно назвать лишь с определенными оговорками. Во-первых, своего помещения здесь нет — какое бы гостеприимство ни проявляла библиотека. Говорят, неплохим вариантом было бы бывшее архивное помещение — там поместились бы и учебные комнаты, и выставочные материалы, и тот же тренажерный зал… Однако в этом случае уже заходит речь о финансировании — на оплату коммунальных услуг, охрану здания, проведение ремонтов и т.д. Но отдельное финансирование, как выяснилось, для ВНШ не предусмотрено. Но, спросите вы, как в таком случае может работать любое учреждение? Оказывается, по замыслу инициаторов этого начинания в Украине, народными школами должны заниматься сферы культуры и образования. Мол, помещения, технику, литературу и т.д. обеспечивают первые, преподавателей — вторые. Но пока с народными школьниками занимаются либо специалисты на пенсии, либо «одноклассники», либо волонтеры…
И это — не исчерпывающий список камней подводных школ народных. По информации завотделом культуры Александрийской РГА Нины Воропаевой, никаких документов, регламентирующих работу высших народных школ в Украине …не существует. То есть, обязав территории учреждать у себя ВНШ, наверху не позаботились ни о финансировании, ни о законодательной основе и базе работы таких школ. По крайней мере, в Новой Праге такого документа ждут от области уже довольно долго. Хотя, казалось бы, за полгода с того времени, как на Кировоградщине стартовала эта инициатива, можно было если не «Войну и мир», то хотя бы несколько страниц о том, как работать народным школам, уж точно написать.
Да и на государственное финансирование тоже особо не надеются — от сельсовета просили разве что тонометр… А в остальных случаях при необходимости намерены идти к одному из местных бизнесменов-меценатов…
Впрочем, несмотря на все шероховатости и организационные трудности первого этапа, в Высшей народной школе Новой Праги настроены вполне оптимистично и позитивно. Ведь главное — новые знания и общение. «Человек начинает стареть, когда перестает учиться», — таков неофициальный слоган-девиз любознательных учениц-хозяек из Александрийского района. А значит, как поется в некогда более известной песне — «старость меня дома не застанет».
Оксана Гуцалюк, фото Павла Волошина, «УЦ».
Ну, конечно, все это больше напоминает клуб досуга для пенсионеров. Но и так хорошо.
Часто в филармониях и театрах встречаю «одни и те же лица» пенсионного возраста (они туда уже по абонементам ходят) — душа радуется за этих людей.